Пислинг, Зигмунд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Зигмунд Пислинг (нем. Siegmund Pisling; 22 июня 1869, Вена — 1 сентября 1926, Цукмантель, ныне Злате-Гори, Чехия[1]) — австрийский и немецкий музыкальный критик.

Родился в еврейской семье, двоюродный племянник публициста Теофила Пислинга. Крещён в 1908 году[2].

Учился в Венской консерватории у Роберта Фукса, Рихарда Хойбергера и Рихарда Штёра, изучал также историю искусств в Венском университете у Йозефа Стржиговского. Занимал должность секретаря Общества друзей музыки, печатался как критик в различных изданиях, в том числе в Signale für die musikalische Welt. Выступал также как пианист, аккомпанируя выступлениям вокалистов и струнников.

После 1914 года жил и работал в Берлине. Некоторое время преподавал в консерватории под руководством Трауготта Окса. Считался одним из ведущих музыкальных критиков города[3], работал в газетах Nationalzeitung и 8-Uhr Abendblatt, где отстаивал интересы «новой», модернистски ориентированной музыки[4]. Мысль Пислинга о том, что Арнольд Шёнберг расширяет горизонты новой музыки, превращая в звуки тоску и истерию, использовалась нацистами для очернения композитора как представителя «дегенеративной музыки»[5]. После смерти Пислинга на его место в 8-Uhr Abendblatt безуспешно претендовал Теодор Адорно[6], однако в итоге его сменила жена покойного, певица и пианистка Нора Боас.

Примечания

  1. Lexikon der Juden in der Musik / Bearbeiteit von Theo Stengel, Herbert Gerigk. — Berlin: Bernhard Hahnefeld, 1940. — Kol. 214.
  2. Anna Staudacher. «… meldet den Austritt aus dem mosaischen Glauben»: 18000 Austritte aus dem Judentum in Wien, 1868—1914: Namen — Quellen — Daten. — Peter Lang, 2009. — S. 449.
  3. Pierre Key’s International Music Year Book. — Pierre Key Publishing Corporation, 1928. — P. 472.
  4. Andreas Jacob. Weimar und die Pluralisierung der Lebens- und Musikstile. // Musik, Macht, Staat: Kulturelle, soziale und politische Wandlungsprozesse in der Moderne / Hrsg. von Sabine Mecking, Yvonne Wasserloos. — V&R unipress GmbH, 2012. — S. 168.
  5. Pamela Potter. Defining «Degenerate Music» in Nazi Germany Архивная копия от 12 января 2021 на Wayback Machine // The OREL Foundation
  6. Theodor W. Adorno and Alban Berg Correspondence 1925—1935 / Edited by Henri Lonitz; Translated by Wieland Hoban. — Polity Press, 2005. — P. 78.