Пиратство в Гвинейском заливе

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гвинейский залив

Пиратство в Гвинейском заливе — широко распространённый морской разбой в Гвинейском заливе у западных берегов Африки, который влияет на ряд прибрежных стран в Западной Африке, а также на международное сообщество.

Гвинейский залив Атлантического океана омывает страны Республика Экваториальная Гвинея, Кот-д'Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Демократическая Республика Конго и Камерун.

Пираты в Гвинейском заливе обычно представляют собой хорошо вооружённые преступные структуры, которые используют насильственные методы для похищения нефтепродуктов[1].

Американская организация «Океаны без пиратства» («Oceans Beyond Piracy») — проекта американского фонда «One Earth Future» признала в 2016 году Гвинейский залив самым опасным местом на Земле для мореплавателей.[2]

Масштабы проблемы

Пиратство в Гвинейском заливе и Нигерии развивалось на протяжении первого десятилетия XXI века. Сначала в Нигерии рискам и нападениям подвергались малые корабли, занимавшиеся перевозкой работников и материалов для нефтяных компаний. Со временем пираты стали более агрессивными и лучше вооружёнными[3].

Международной морской организацией ООН было зафиксировано 45 случаев нападения на суда в 2010 году и 64 случая нападения в 2011 году[4], однако также многие нападения остаются документально не зафиксированы.

Начиная с 2011 года нападения пиратов стали проблемой глобального масштаба[4][3].

В 2012 году Международное морское бюро (IMB)[англ.], «Океаны без пиратства» и «Программа по гуманитарным вопросам морского пиратства» сообщили, что количество нападений западноафриканских пиратов на судах достигла высокого уровня: в течение года было осуществлено 966 нападений на моряков[5]. Согласно исследованиям консалтинговой компании «Control Risks»[англ.], по состоянию на середину ноября 2013 года, пираты Гвинейского залива в среднем ежегодно совершали около 100 попыток угонов, что является третьим показателем в мире после пиратства вблизи сомалийского полуострова и в Малаккском проливе[6].

По состоянию на 2014 год, пиратские нападения в Западной Африке чаще всего происходили в территориальных водах, терминалах и портах, а не в открытом море[7], что препятствовало вмешательству международных военно-морских сил. Обычно пираты представляют собой хорошо вооружённые и сложноорганизованные криминальные группировки, которые всё чаще используют плавучие базы для осуществления своих атак. Главной целью местных пиратов является похищение грузов с нефтяных танкеров. Они не придавали большого значения увеличению количества членов экипажа и судам, не перевозящим нефтяные грузы. Более того, деятельность пиратов в Гвинейском заливе характеризуется их насильственным способом действия, который часто включает в себя похищения, пытки и расстрелы членов экипажа. Жестокие методы используются этими группами как часть сознательной «бизнес-модели», в которой насилие и запугивание играют важную роль[1].Часто пираты выдают себя за представителей террористической организации «Коренной народ Биафры», которая борется за независимость республики Биафра — района на юго-востоке Нигерии.[8]

Акты пиратства препятствуют торговым интересам стран, находящихся в зоне деятельности пиратов. Например, объёмы торговли главного порта Бенина — Котону — в 2012 году упали на 70 %[3]. Убытки от деятельности пиратов в Гвинейском заливе составляют около 2 млрд. долларов США[4].

Американская организация Oceans Beyond Piracy утверждает, что сейчас cомалийский пиратский промысел потерял «лидерство». Как отмечает ВВС, ранее пираты преимущественно охотились за нефтяными танкерами, но с падением цен на «чёрное золото» они переключились на похищение людей ради выкупа.[2]

Как отметили в организации, сомалийские пираты перестали быть серьёзной угрозой благодаря международной операции военно-морских сил — в 2015 году они не захватили ни одного коммерческого судна[2].

В 2015 году произошло 54 подобных инцидента. Каждые два из трёх захватов судов в мире приходятся на пиратов Нигерии и Кот-д’Ивуара.

В соответствии с последним докладом Международного морского бюро, являющегося подразделением Международной торговой палаты, в первом квартале 2017 года пираты и вооружённые грабители напали на 43 судна и захватили заложниками 58 моряков, чуть больше, чем за аналогичный период 2016 года.

В глобальном докладе подчёркивается продолжающееся насилие пиратов от Нигерии до южной части Филиппин, где два члена экипажа были убиты в феврале 2017 года.

2 января 2019 года в Гвинейском заливе в территориальных водах Бенина в 20 милях от порта Котону пираты на несколько часов захватили контейнеровоз «Мэнди» (MSC Mandy, шедший под флагом Панамы. Ограбив экипаж судна и захватив 6 граждан РФ в заложники, включая капитана судна, пираты скрылись[9].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Insight: Piracy - Gulf of Guinea (англ.) (недоступная ссылка). // Website «Skuld» (www.skuld.com) — Norway. Дата обращения: 14 января 2014. Архивировано 16 января 2014 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Американцы назвали самых опасных пиратов: Сомали потеряло «лидерство» // © Сайт Телеканала новостей «24» (24tv.ua) 3 мая 2016.. Дата обращения: 10 мая 2017. Архивировано 19 июня 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Associated Press. UN says piracy off Africa’s west coast is increasing, becoming more violent (недоступная ссылка — история ). // «The Washington Post» website (www.washingtonpost.com) (27 февраля 2012). Дата обращения: 29 февраля 2012. (недоступная ссылка)
  4. 4,0 4,1 4,2 Baldauf, Scott. Next pirate hot spot: the Gulf of Guinea. // «The Christian Science Monitor» website (www.csmonitor.com) (28 февраля 2012). Дата обращения: 29 февраля 2012. Архивировано 28 февраля 2012 года.
  5. Cowell, Alan. West African Piracy Exceeds Somali Attacks, Report Says, // «The New York Times» website (www.nytimes.com) (18 June 2013). Архивировано 3 ноября 2017 года. Дата обращения 19 октября 2013.
  6. RiskMap 2014 Report (недоступная ссылка). // Control Risks Group website (www.controlrisks.com). Дата обращения: 14 января 2014. Архивировано 16 января 2014 года.
  7. Sterio, Milena. Piracy in West Africa: A New Model (Unfortunately)? Архивная копия от 16 ноября 2017 на Wayback Machine (англ.) // Website «Piracy-Law.com» (Communis Hostis Omnium) 2 february 2014.
  8. Жизнь и смерть в Гвинейском заливе: три крупнейших атаки нигерийских пиратов за последний месяц // © Сайт Всеукраинской морской газеты «Работник Моря» (seafarers.com.ua) 11.02.2016. Дата обращения: 10 мая 2017. Архивировано 16 августа 2017 года.
  9. Дипломаты выяснили подробности похищения российских моряков у берегов Бенина. Дата обращения: 12 января 2019. Архивировано 13 января 2019 года.

Ссылки