Пикильякта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Археологический комплекс
Пикильякта
кечуа Pikillaqta
Руины стен ПикильяктыРуины стен Пикильякты
Страна государство Уари
Область Куско
Современная локация Флаг Перу Перу
13°36′45″ ю. ш. 71°43′02″ з. д.HGЯO

Пикильякта (кечуа Pikillaqta — «блошиный город», оригинальное название не известно) — руины древнего комплекса в Перу, возведённого цивилизацией уари около VI века нашей эры. Назначение комплекса доподлинно не известно, он мог иметь как культовое предназначение так и быть локальным административным центром империи уари в Куско. По всей видимости комплекс так и не был завершен и кроме того использовался весьма ограниченно, о чем свидетельствует крайне малое количество археологических находок.

Описание комплекса

Раскопки одного из «залов с нишами». Видны скругленные углы и ниши в стенах, остатки оригинальной гипсовой штукатурки. В углах помещения вскрыт пол и разграблены колодцы с подношениями.

Пикильякта находится в 27 километрах к юго-востоку от Куско на высоте 3250 метров выше уровня моря. Центральная, наиболее архитектурно сложная, часть комплекса представляет собой в плане прямоугольник размерами 745 на 630 метров. К северной и юго-восточной сторонам основного блока примыкают большие огороженные поля, напоминающие загоны для скота. Эти «загоны» окружены стенами, сохранившиеся остатки которых достигают 10 метров в высоту. Общая площадь комплекса вместе с ними составляет около 2 квадратных километров[1 1][2 1]. Геометрическую строгость плана Пикильякты, расположенной на крутом горном склоне с перепадом высот 90 метров, можно рассмотреть лишь с воздуха[1 2].

Основной архитектурный блок Пикильякты условно разделен на 4 сектора. Стены первого сектора образуют своими пересечениями строгую решетчатую структуру с прямоугольными ячейками стороной от 35 до 40 метров. В большинстве этих ячеек имеются внутренние перегородки, расположенные так, что образуется внутренний дворик-«патио», окруженный длинными узкими помещениями. В некоторых двориках имеются отдельно стоящие «залы с нишами». Оставшиеся пять ячеек представляют собой просто пустые пространства. В этом секторе отсутствуют какие-либо дороги, которые могли бы обеспечить доступ к многочисленным строениям. Сектор плохо сохранился и лишь несколько фрагментов стен доходят до 2 метров высоты над современным уровнем поверхности[1 3].

Второй, наиболее структурно сложный сектор Пикильякты, также состоит из множества двориков-«патио» разнообразных размеров и пяти больших «залов с нишами». Через сектор проходят три дороги, одна из которых отделяет его от первого сектора. Эти дороги тем не менее обеспечивают доступ лишь к небольшому числу строений, а большинство найденных дверных проемов в комплексе располагаются только в промежуточных перегородках[1 4]. Со стороны третьего сектора расположены длинные ряды узких помещений, разделённых стенками. Северо-восточная часть этого комплекса, с до сих пор возвышающимися на 12 метров участками стен, сохранилась лучше других[1 3].

Третий сектор имеет в своем составе всего 12 прямоугольных строений, сгруппированных на противоположных концах большого пустого участка. В 1934 году на остатках древних стен со стороны второго сектора были реконструированы несколько длинных террас, которые не согласуются с остальной частью комплекса[1 3].

Четвертый сектор структурно не похож на предыдущие три и состоит из 501 небольшой постройки со скругленными в углах стенами и дверными проёмами. Эти постройки сгруппированы в ряды и имеют хороший доступ благодаря разделяющим ряды аллеям[1 3]. Кроме указанных строений в четвертом секторе имеются три небольших «зала с нишами». Оставшуюся половину площади сектора занимают шесть больших пустых участков, огороженных стенами. На юго-западной оконечности комплекса найдены остатки погребальных башен «чульпа[en]», возведенных уже в более позднюю эпоху[1 5].

Раскопки показали, что стены Пикильякты сложены в основном из обломков красного песчаника и были обмазаны толстым 10-сантиметровым слоем земляного раствора, а затем облицованы финишным слоем гипсовой штукатурки. Полы в двух- и трёхэтажных зданиях были набраны из бревен не более 8 сантиметров в диаметре, перевязанных веревками, а затем покрыты слоем глиняной обмазки и гипсом. В стенах такие полы могли крепитьcя как на консольных камнях, так и на непрерывных уступах или в небольших нишах, следы которых обнаружены в остатках стен. Крыши зданий вероятно были соломенными двускатными, хотя не исключен и вариант с плоской кровлей, конструктивно подобной внутренним перекрытиям[1 6].

С юго-восточной стороны к Пикильякте приводит древняя огороженная дорога, шириной от 4 до 6 метров, ориентированная в направлении врат Румиколька. С противоположной стороны комплекса также имеется аналогичная «дорога» шириной 10 метров, использование которой по прямому назначению маловероятно. Она пересекает два высоких крутых холма и несколько больших скальных обнажений, после чего, в 500 метрах от северо-западной стены Пикильякты, внезапно заканчивается перегородкой. Западная стенка этой «дороги» однако продолжается еще 340 метров[1 7].

В окрестностях Пикильякты найдены остатки древних каналов, с помощью одного из которых проточная вода из ручья Челке подводилась в центр комплекса. Этот канал длиной 16 километров проходил через акведук врат Румиколька и имел подземные участки в пределах основных строений Пикильякты, что свидетельствует о высоком уровне планирования строительства. Канал мог обеспечить расход воды как минимум 850 литров в минуту[1 8].

Находки

Каменная фигурка Уари, подобная найденным в Пикильякте

На территории Пикильякты найдено крайне незначительное количество археологических находок для комплекса такого размера. Это еще более необычно на фоне других древних поселений долины Куско, изобилующих остатками керамики[1 2]. В Пикильякте же основная масса керамики была найдена в мусорной куче, соответствующей времени строительства комплекса, сразу за его юго-восточной стеной[1 9].

Наиболее примечательные находки были обнаружены в неразграбленных колодцах с подношениями. В 1934 году так были найдены два набора по 40 бирюзовых каменных фигурок. Фигурки представляли собой изображения людей в разнообразных одеждах с уникальными диспропорционально увеличенными чертами лица, а одна из фигурок изображала пленника со связанными за спиной руками. Один набор фигурок находится в Мадридском музее Америки, а второй в Национальном университете Сан-Антонио Абад[2 2][1 10].

В 2004 году при расчистке от обломков дороги, разделяющей первый и второй сектора Пикильякты, был обнаружен запечатанный ещё в древности колодец. В нём был найден еще один набор фигурок, уложенных в колодце двумя слоями. В верхнем слое находились шесть фигурок, две из которых изображали воинов со щитами, две кошек, а две сверхъестественных существ. Оба этих существа изображены держащими тело человека, по всей видимости представляющее их добычу. Ниже в колодце были закопаны оставшиеся 50 фигурок. Их можно разделить на несколько основных групп, в числе которых фигурки, изображающие стоящих людей, связанных пленников, воинов с щитами и топорами, воинов с копьями. Фигурки изготовлены из различных материалов: из металлической отливки, резных морских раковин, полированного камня, металлической чеканки. Использованный металл является мышьяковистой бронзой[2 3].

Назначение и датировка комплекса

Регион Куско не являлся родным для уари, столица которых находилась вблизи современного Аякучо. Начало масштабного освоения уари Куско, как и начало строительства Пикильякты, можно отнести к периоду VI века нашей эры[1 11]. Трудозатраты только лишь на строительные работы, без учета обеспечения рабочих-строителей и прочих затрат, оцениваются, как минимум, в 6 миллионов человеко-дней, а при условии полного завершения строительства они превысили бы 7,8 миллиона[1 12]. Такие вложения демонстрируют, что уари придавали большое значение возведению этого комплекса[1 13]. Традиционно считалось, что Пикильякта была центром экспансии уари в Куско. Однако раскопки в городке Уаро, всего в 15—17 километрах к юго-востоку от Пикильякты, показали, что под ним находятся остатки более раннего поселения уари. Это поселение, по всей видимости, было гораздо более обжито чем Пикильякта и именно из него осуществлялось управление провинцией, что подчеркивает совершенно особую роль Пикильякты[1 14][1].

Отсутствие письменности среди андских цивилизаций и малое количество археологических находок не позволяют однозначно установить функции строений Пикильякты, которые внешне не вызывают никаких ассоциаций с привычными для современного человека дворцами, амбарами, крепостями или жильём[1 13]. Ориентирование внутри такого сложного лабиринтообразного комплекса с его 12-метровыми стенами должно было вызывать затруднения, даже если представить, что существовали дверные проёмы, обеспечивавшие доступ во все помещения. Неясно и то как было устроено освещение внутри многочисленных комнат без окон, учитывая что в раскопанных зданиях не обнаружены следы копоти от факелов или свечей[1 15].

По мнению Гордона Мак-Эвана, длительное время руководившего раскопками в Пикильякте, о назначении и функционировании комплекса можно судить лишь исходя из немногочисленных археологических находок и знаний о культурах, существовавших до и после уари. Высказанные теории останутся лишь предположениями, доказать которые проблематично[1 13]. Так «залы с нишами» могли иметь религиозную функцию, что косвенно подтверждается наличием под их полом колодцев с приношениями. К тому же сочетание скругленных углов и ниш в стенах встречается в строениях более древних андских культур, явно имевших культовое назначение, таких как La Galgada[en] или Moxeke[en]. Схожие строения с нишами, погребениями и приношениями под полом имелись в более поздней культуре чиму. Инки также использовали ниши в своих храмах, например в Ракчи, однако не использовали такой элемент как скруглённые углы[1 16].

Строениям с «патио» можно приписать несколько функций, однако маловероятно, что они представляли собой жилые кварталы из-за их вложенной структуры и небольших узких неосвещённых помещений. Возможно эти помещения, окружавшие дворики-«патио», были предназначены для хранения каких-либо ценностей, следов которых, тем не менее найдено не было. Закрытость двориков от посторонних глаз, найденные остатки сервировочной посуды и редкостей, таких как морские раковины и бусы из цветных камней и обсидиана могут также свидетельствовать о церемониальном назначении «патио». В них могли проводиться пиршества для высокопоставленных персон уари[1 17].

Несколько предположений высказано о назначении многочисленных ячеек, расположенных в четвертом секторе Пикильякты. Первоначально считалось, что они могут составлять большой централизованный склад, аналогичный «кулька[en]» инков, но раскопки не подтвердили это. Наличие остатков очагов и небольшого количества бытового мусора также может свидетельствовать об использовании помещений в качестве обычного жилья[2]. Более экзотическая версия основана на дошедшем до нас от первых европейских колонизаторов описании мест почитания предков в андских семейных кланах — «айлью». Такое место, представлявшее собой небольшое жилище, содержало мумию предка какого-либо «айлью», или же связанный с предком священный объект — «уака». Комплекс со множеством таких ячеек в Пикильякте, мог отражать политику уари в объединении большого количества завоеванных ими «айлью» под единой централизованной властью[1 18].

В своей работе «Pikillacta. The Wari Empire in Cuzco» Гордон Мак-Эван попытался сформулировать предназначение Пикильякты, как инструмента политико-религиозного управления империей уари. Древним андским цивилизациям была присуща сложная система верований, связывавшая умерших предков с живущими родственниками. Мёртвые имели власть над судьбой и благополучием живущих, а те в свою очередь были обязаны почитать мумии своих усопших предков. Место каждого «айлью» в обществе определялось по происхождению от соответствующего предка, поэтому контроль над его мумией или «уака» давал власть над всем родом. Союзы между влиятельными кланами могли заключаться как через брак, усыновление, так и формальное «обнаружение» общего предка. В этой системе грань между ритуалом и административным действием стиралась. Возможно уари стали первой андской цивилизацией, в которой эта система была поставлена в основу государственного управления, что затем было унаследовано инками. В такой трактовке Пикильякта могла быть объединяющим империю уари центром, в котором хранились и почитались мумии влиятельных предков многочисленных покоренных «айлью»[1 19]. В этом контексте найденные в 2004 году фигурки могли представлять собой конкретных представителей завоёванных уари сообществ[2 4]. Такие фигурки, по верованиям андских народов, заключали в себе душу изображаемого ею человека и становились «уака». Владелец «уака» мог теперь управлять душой и потомками захваченного предка[2 5].

В какой-то момент после VIII века н.э. деятельность уари в Пикильякте была свернута и три из четырех секторов комплекса так и не были достроены. Прерывание такого масштабного строительства возможно свидетельствует о серьезном кризисе, возникшем в империи уари. Оставление Пикильякты тем не менее было не спонтанным, а организованным: все ценности были вынесены, некоторые колодцы с приношениями аккуратно вскрыты, а многочисленные двери замурованы. Через какое-то время после того как комплекс был покинут, во втором секторе вспыхнул серьезный пожар, вызвавший обрушение перекрытий двух- и трехэтажных построек[1 20][3].

Современный статус

Археологический парк «Пикильякта» является объектом национального культурного наследия Перу[4]. На территории парка работает выставочный комплекс[5].

Примечания

Gordon F. McEwan. Pikillacta. The Wari Empire in Cuzco : [англ.]. — University of Iowa Press, 2005. — 193 p. — ISBN 0-87745-931-2.

  1. McEwan, 2005, с. 11.
  2. 2,0 2,1 McEwan, 2005, с. 18.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 McEwan, 2005, с. 13.
  4. McEwan, 2005, с. 19.
  5. McEwan, 2005, с. 16.
  6. McEwan, 2005, с. 68—71.
  7. McEwan, 2005, с. 17.
  8. McEwan, 2005, с. 19, 88—91.
  9. McEwan, 2005, с. 62.
  10. McEwan, 2005, с. 155.
  11. McEwan, 2005, с. 1, 123.
  12. McEwan, 2005, с. 81.
  13. 13,0 13,1 13,2 McEwan, 2005, с. 148.
  14. McEwan, 2005, с. 7, 163.
  15. McEwan, 2005, с. 82, 83.
  16. McEwan, 2005, с. 152—158.
  17. McEwan, 2005, с. 150—152.
  18. McEwan, 2005, с. 158—160.
  19. McEwan, 2005, с. 149, 150, 160—164.
  20. McEwan, 2005, с. 123.

Carlos A. Arriola Tuni. The Pikillacta 2004 Eastern Gate offering pit : [англ.] / Carlos A. Arriola Tuni, Louis D. Tesar // Ñawpa Pacha: Journal of Andean Archaeology. — 2011. — Vol. 31, no. 1 (June). — doi:10.1179/naw.2011.31.1.1.

Прочие источники
  1. William H. Isbell, Helaine Silverman. Andean Archeology I. Variations in Sociopolitical Organization : [англ.]. — Springer Science + Business Media New York, 2002. — P. 269, 282, 283. — 390 p. — ISBN 978-1-4613-5171-9.
  2. Bill Sillar. My State or Yours? Wari “Labor Camps” and The Inka Cult of Viracocha at Raqchi, Cuzco, Peru : [англ.] / Bill Sillar, Emily Dean, Amelia Pérez Trujillo // Latin American Antiquity. — 2013. — Vol. 24, no. 1. — P. 37. — doi:10.7183/1045-6635.24.1.21.
  3. Gordon F. McEwan. Archaeological Investigations at Pikillacta, a Wari Site in Peru : [англ.] // Journal of Field Archaeology. — 1996. — Vol. 23, no. 2. — P. 183, 184. — doi:10.2307/530502.
  4. Pikillaqta (исп.). Dirección Desconcentrada de Cultura de Cusco.
  5. Sala de Exhibición de Pikillaqta (исп.). Dirección General de Museos.

Ссылки