Пиетиля, Рейма

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейма Пиетиля
Reima Pietilä
Работы и достижения
Работа в городах Тампере, Эспоо, Хельсинки, Кувейт и др.
Архитектурный стиль Органическая архитектура

Франс Рейма Илмари Пиетиля (фин. Frans Reima Ilmari Pietilä; 25 августа 1923, Турку — 26 августа 1993, Хельсинки) — финский архитектор, один из представителей органической архитектуры, наиболее яркий представитель так называемой Оулуской архитектурной школы. Над многими проектами он работал вместе со своей женой Райли[d] (Raili Pietilä, родилась 15 августа 1926).

Биография

Родился в 1923 году в Турку. Его старшей сестрой была художница и график Тууликки Пиетиля, один из создателей муми-троллей.

Первой крупной работой Пиетиля стал финский павильон на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. В 1959 году Пиетиля выиграл конкурс на строительство церкви в Тампере, строительство которой было закончено в 1966 году. Церковь получила название «Калева» по названию одноимённого района. Внутри монументальной бетонной постройки, в плане напоминающей рыбу, древний символ христианства, создаётся особое однообъёмное пространство за счёт изломанных стен, высоких вертикальных окон и деревянной скульптурной композиции у восточного окна. Церковь «Калева» стала водоразделом в творчестве Пиетиля: с этого момента он взял курс в сторону европейской экспрессионистской традиции[1]. В том же 1966 году было завершено здание студенческого профсоюза «Диполи» в Отаниеми, районе Эспоо (сегодня — конгресс-центр Университета Аалто), яркий пример органической архитектуры. Здание, которое словно встаёт из каменных глыб, стало продолжением естественного ландшафта[2]. С 1967 по 1969 год Пиетиля построил первую очередь жилого комплекса Сувикумпу в Тапиоле (район Эспоо), который продолжает традиции органической архитектуры. Комплекс, состоящий из трёх групп зданий, вписан в ландшафт вокруг холма, а зелёные бетонные конструкции и белая штукатурка позволяют зданиям вписаться в окружающие их лесные массивы[3].

В начале 1970-х Пиетиля почти не имел проектов[4]. Одной из самых известных работ последних лет стала городская библиотека Тампере (1978—1986). По признанию Пиетиля, на проект его вдохновили два образа — токующий глухарь и раковина моллюска[5]. С 1987-го по 2017 год в подвале библиотеки располагался Музей муми-троллей.

Основные работы

Постройка Город Изображение Год
Церковь «Калева» Тампере 1966
Конгресс-центр Университета Аалто «Диполи» Эспоо 1966
Церковь (вместе в Райли Пиетиля) Лиекса 1982
Публичная библиотека «Метсо» Тампере 1986
Культурный центр в районе Херванта, Тампере Тампере 1989
Президентская резиденция в Мянтюниеми
(вместе в Райли Пиетиля)
Хельсинки 1989—1993

Примечания

  1. Malcolm Quantrill Finnish architecture and the modernist tradition. P. 163.
  2. Курбатов, Юрий Время органической архитектуры. Форма. Дата обращения: 3 апреля 2010. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  3. Suvikumpu/Suvituuli (недоступная ссылка). housingprototypes.org. Дата обращения: 4 апреля 2010. Архивировано 21 апреля 2012 года.
  4. Malcolm Quantrill Finnish architecture and the modernist tradition. P. 161.
  5. Malcolm Quantrill Finnish architecture and the modernist tradition. P. 174.

Литература