Печерин, Владимир Сергеевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Владимир Сергеевич Печерин
о. Владимир Печерино. Владимир Печерин
Место рождения Киевская губерния Российская империя ныне Броварский район, Киевская область, Украина
Страна  Российская империя,
 Великобритания
Род деятельности греческая словесность
Место работы Московский университет
Альма-матер Санкт-Петербургский университет (1831)
Известен как один из первых русских диссидентов и невозвращенцев Российской империи

Влади́мир Серге́евич Пече́рин (1807—1885) — русский поэт, мемуарист, религиозный мыслитель, профессор Московского университета, монах из католического монашеского ордена редемптористов, западник, один из первых русских диссидентов и невозвращенцев[1].

Биография

Родился в дворянской семье[2] 15 (27) июня 1807 года в селе Дымерка (ныне — Великая Дымерка), Киевской губернии (имеется также сообщение, что он происходил из Рязанской губернии[3]). Получил семейное воспитание под руководством гувернёра В. Кессмана, пропитанное идеями Ж. Ж. Руссо. Учился в Киевской гимназии (1822—1823), но оставил её, мечтая о получении глубоких познаний в университете. Переехав по вызову дяди в Санкт-Петербург (1825), некоторое время служил канцеляристом. В 1829 году смог поступить на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимаясь классической филологией под руководством академика Ф. Б. Грефе, считался столь подготовленным, что попечитель Санкт-Петербургского учебного округа К. М. Бороздин поручил ему разбирать греческую рукопись XII века. В 1831 году окончил университет со степенью кандидата. Получил место старшего учителя в 1-й петербургской гимназии, а также лектора латинского языка и помощника библиотекаря Петербургского университета, что позволяло ему не оставлять научных занятий. Избранная Печериным область специализации — греческая антология — совпадала с научными интересами академика Грефе, а также филолога-любителя, президента Академии Наук С. С. Уварова. Переводы Печерина с древнегреческого и статья о трагедии Софокла, опубликованные в петербургских журналах стали известны Уварову, который в 1833 году, уже как министр народного просвещения, принял решение о причислении Печерина к воспитанникам Профессорского института, вместе с которыми был командирован в Берлинский университет.

Печерин глубоко осознал значение Берлинского университета, как центра европейской науки того времени, в котором преподавание «основано на идеях и насквозь проникнуто идеями». Европейские впечатления (в частности, резко негативное отношение к русским как к «новым гуннам») окончательно утвердили его в мнении о России как «фокусе деспотизма», главном тормозе на пути всеобщего прогресса[4].

Вернувшись в Россию (в июне 1835), несмотря на дальнейшее покровительство министра С. С. Уварова и попечителя Московского университета С. Г. Строганова, горел желанием «убежать при первом благоприятном случае».

Прочитав пробную лекцию (7.8.1835), был зачислен в штат Московского университета, как и. д. экстраординарного профессора греческой словесности и древностей[3] (утверждение в должности должно было последовать после защиты докторской диссертации). В ходе подготовки к сдаче экзаменов на степень доктора Печерину пришлось соприкоснуться с университетской атмосферой, полной недоброжелательства и интриг: его главным экзаменатором выступал престарелый профессор С. М. Ивашковский, понуждаемый к уходу из университета попечителем С. Г. Строгановым, сделавшим ставку на омоложение профессорского состава. Причём именно Печерин должен был сменить Ивашковского на кафедре. В конце 1835 года Печерин успешно сдал экзамены и начал подготовку диссертации «Критическое обозрение по всеобщей греческой антологии» (на латинском языке). В феврале 1836 года подал в Совет университета прошение о поездке во время летних каникул в Берлин, под предлогом печатания диссертации и устройства личных дел. Просьбу поддержал Строганов, и Печерину был предоставлен отпуск. В конце мая 1836 года Печерин выехал из Москвы и навсегда покинул Россию. Бегство Печерина, несомненно, было крупной утратой для Московского университета, а равного ему по подготовленности и таланту эллиниста университет не мог приобрести ещё в течение нескольких последующих десятилетий[5].

В 1836—1840 годах Печерин странствовал по Швейцарии, Франции, Бельгии, вращался в кругах европейских революционеров. В 1837 году Строганов обратился к Печерину с личным письмом, прося вернуться в Россию и обещая ходатайствовать о полном прощении и продолжении учёной карьеры. В ответном письме Печерин указывал, что страшится превратиться в «благонамеренного старого профессора, насыщенного деньгами, крестиками и всякою мерзостью»[5].

В 1840 году в Льеже принял католичество, а через год стал монахом ордена редемптористов. Рукоположен в сан священника (1843), преподавал церковную риторику. В 1845 переехал в качестве миссионера в Великобританию.

Судебное дело, заведённое против Печерина в России, в 1847 году завершилось решением Сената, лишившем его всех прав и состояний российского подданного (от которых, впрочем, он ещё ранее сам добровольно отрёкся). В 1853 году в Лондоне произошла встреча Печерина с Герценом, которого весьма привлекала его личность и судьба[6].

С 1854 года жил в Ирландии, где он стал одним из организаторов ирландского отделения редемптористов и был известен как борец за права ирландских католиков и ревностный борец с протестантизмом. Монашеское начальство направило его в Дублин, где он с 1862 года служил капелланом одной из местных больниц.

В 1860-е годы возобновились его контакты с Россией, главным результатом которых явилось создание автобиографии «Замогильные записки».

Владимир Сергеевич Печерин умер 29 апреля (17 апреля по старому стилю) 1885 года в Дублине (Ирландия).

Деятельность

Преподавание Печерина в Московском университете длилось всего один семестр (с января по май 1836), но оставило яркую память. По словам М. П. Погодина, Печерин «до такой степени умел возбудить в студентах жар, что все принимались за греческий язык, им преподаваемый, и в один год сделали успехи невероятные, почти без предварительных познаний»[7].

Свои философские взгляды Владимир Сергеевич Печерин отразил в воспоминаниях и письмах, которые были изданы сборником под названием «Замогильные записки». В своих сочинениях Печерин представлял Россию как «Некрополис» — город мёртвых, который не имеет никаких перспектив для своего развития[8].

Своими взглядами, творчеством, философским учением и принятием католицизма Владимир Сергеевич Печерин в истории русской литературы представлен как символ радикального разрыва с национальной традицией.

Переписывался с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. Его ранняя драматическая поэма «Pot-pourri, или Чего хочешь, того просишь» включена ими в сборник «Русская потаённая литература XIX столетия» (Лондон, 1861). О своей встрече с Печериным Герцен рассказал в мемуарной книге «Былое и думы». Герцен сделал его прототипом героя своей незаконченной повести «Долг прежде всего». Некоторые литературоведы даже считали Печерина в некоторой степени прототипом лермонтовского Печорина из романа «Герой нашего времени»[1][9].

Испытав влияние христианского социализма, Владимир Сергеевич Печерин столкнулся с противодействием своего монашеского начальства, которое не поддерживало его философские взгляды, что вынудило его в 1862 году покинуть монашеский орден.

Сочинения

Личная библиотека

В 1886 году по завещанию В. С. Печерина его библиотека была передана в Московский университет, всего около 190 томов, среди которых издания греческих и римских классиков, русские издания 1860—1880-х годов; европейская поэзия и литература, книги по философии, ценная коллекция книг по востоковедению на санскрите, древнееврейском, арабском, сирийском и других языках.[10] На полях книг сохранились многочисленные пометы и записи владельца. В настоящий момент библиотека В. С. Печерина хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова[11].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Инна Симонова. Переписка западника и славянофила: письма Владимира Печерина Фёдору Чижову (недоступная ссылка)
  2. Сын армейского офицера.
  3. 3,0 3,1 Отчет о состояниях и действиях Императорского Московского университета за 1835/6 академический и 1836 гражданский годы.
  4. Императорский Московский университет, 2010, с. 556.
  5. 5,0 5,1 Императорский Московский университет, 2010, с. 557.
  6. 7-я часть «Былого и дум».
  7. Императорский Московский университет, 2010, с. 556—557.
  8. Гершензон, 1910.
  9. Russian-Irish philosopher Vladimir Petcherine Архивная копия от 27 марта 2017 на Wayback Machine (англ.)
  10. Любжин А. И. Античные авторы в библиотеке В. С. Печерина // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XVII (чтения памяти И. М. Тронского) Материалы Международной конференции, проходившей 24-26 июня 2013 г. / Отв. редактор Н. Н. Казанский. СПб.: Наука, 2013. — 969 с. С. 559—570. Дата обращения: 16 августа 2013. Архивировано 6 августа 2013 года.
  11. Научная Библиотека МГУ | О библиотеке | Редкие книги и рукописи Архивировано 7 октября 2015 года.

Литература

Ссылки