Петерс, Клара (художница)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Клара Петерс
нидерл. Clara Peeters
Автопортрет на картине «Суета сует»Автопортрет на картине «Суета сует»
Дата рождения 1594(1594)
Место рождения Антверпен, Герцогство Брабант
Дата смерти 1657(1657)
Место смерти Гаага
Жанр натюрморт
Стиль голландский реализм

Клара Петерс (нидерл. Clara Peeters; 1594—1657) — нидерландская художница, мастер натюрмортов, работавшая как в Испанских Нидерландах, так и в Голландской республике[1].

Петерс — самая известная фламандская художница той эпохи и одна из немногих женщин-художников, работающих профессионально в Европе XVII века, несмотря на ограничения на доступ женщин к художественному образованию и членство в гильдиях[2].

Жизнеописание

По предположениям, родилась в городе Антверпен, герцогство Брабант, Южные Нидерланды (ныне Бельгия). Найдены свидетельства о её крещении в Антверпене в 1594 году. Происходила из богатой семьи, так как делала натюрморты с изображениями ценной посуды (золотые бокалы, фарфор, драгоценные бокалы из стекла, недешевые сыры и выпечка). Наиболее раннее произведение Клары датировано 1607 годом.

Не сохранено свидетельств о годах учёбы и её учителях, поскольку часть документов о гильдии Св. Луки в Антверпене была утрачена. Клара Петерс не имела собственного историографа и многие страницы её жизни остались неизвестными.

Замуж вышла в 1639 году в Антверпене. Её судьба — судьба типичной эмигрантки, что перебралась из испанских Южных Нидерландов в Голландию; она жила и работала в городах Амстердам и Гаага. Её последний натюрморт датирован 1657 годом. Точная дата смерти не установлена, условно принимают 1657 год или сразу после него.

Принадлежала к забытым мастерам первой половины XVII века и из-за значительного количества художников в это время, и из-за женского пола, потому что заинтересованности в женщинах-художницах не было из-за значительной конкуренции среди нидерландских художников. Часто её произведения относили к творчеству других мастеров вроде фламандца Осиаса Беерта-старшего (по причине ошибочно прочитанной подписи или ошибочно трактуемого стиля).

Избранные произведения

«Натюрморт с цветами и золотым бокалом», 1611, Прадо, Мадрид
  • «Натюрморт», 1608, Амстердам
  • «Натюрморт с цветами и фруктами», 1608, Музей Ашмола, Оксфорд, Великобритания
  • «Натюрморт с цветами и золотым бокалом», 1611, Прадо, Мадрид
  • «Натюрморт с изюмом», 1611, Прадо, Мадрид
  • «Натюрморт с рыбой», 1611, Прадо, Мадрид
  • «Натюрморт с цветами», 1612, прив. сборник
  • «Цветы в стеклянной вазе», 1615, Пассадена, США
  • «Натюрморт с рыбой, устрицами и креветками», Государственный музей (Амстердам)
  • «Натюрморт с венецианским стеклом, стеклянным бокалом рёмер и свечой», Гаага.
  • «Завтрак», Полтавский художественный музей им. Ярошенко, Полтава, Украина
  • «Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями», Лос-Анджелес, США
  • Автопортрет в картине «Манота мартнот»
  • «Натюрморт с сырами и выпечкой», Амстердам
  • «Натюрморт с цветами», Кунстхалле, Карлсруэ, Германия
  • «Суета сует», 1640
  • «Натюрморт с оливками», 1640, Прадо, Мадрид
  • «Натюрморт с котом и рыбами», Вашингтон, США
«Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями», Лос-Анджелес, США

Ресурсы интернета

Примечания

  1. Slive, 281
  2. Nochlin, Linda From 1971: Why Have There Been No Great Women Artists?. ARTnews.com (30 мая 2015). Дата обращения: 5 декабря 2019. Архивировано 16 января 2020 года.

Ссылки

См. также