Главный педагогический институт
Главный педагогический институт | |
---|---|
Год основания | 1804[1] |
Год закрытия | 1859[2] |
Главный педагогический институт — учреждение закрытого типа, высшее учебное заведение XIX века, которое готовило преподавателей для средних и высших учебных заведений Российской империи.
История
В 1786 году для подготовки учителей в главные народные училища в Петербурге была учреждена учительская семинария, переименованная в 1803 году в учительскую гимназию. Располагалась она в доме Г. Х. Паульсена (6-я линия Васильевского острова, д. 15[3]); с 1837 года — в здании Двенадцати коллегий.
В 1804 году учительская гимназия получила новый устав и наименование Педагогического института. С октября 1808 года по 1811 год его директором был И. Буле[4]; 23 декабря 1816 года получил название Главного педагогического института и устав, устанавливавший новый, шестилетний, курс преподавания[1][5]. Директором его был назначен Д. А. Кавелин. В 1817 году был открыт Благородный пансион (с 1830 года — 1-я петербургская гимназия); при пансионе существовали курсы повышения квалификации для чиновников гражданских ведомств различных рангов. В педагогический институт принимались казенные воспитанники из духовных семинарий; как отмечал в 1822 году А. Н. Голицын, «из них <семинарий> имеющие некоторую способность к учению и лучшую нравственность, удерживаются преимущественно для поступления в духовное звание, а для образования в светские звания доставляются всегда семинаристы нижних классов и не оказывающие уже особливых способностей и не столько надежные»[6].
В феврале 1819 года Главный педагогический институт, не совершив ни одного выпуска, был преобразован в Санкт-Петербургский университет. При этом до 4 (16) января 1824 года университет продолжал функционировать по Уставу Главного педагогического института, пока в нём не был введён Устав Московского университета.
Учительский институт
В 1817 году, 25 октября, было организовано отделение: «Второго разряда Главный педагогический институт», в котором обучалось 30 воспитанников, преимущественно из детей бедного состояния; воспитанники принимались в возрасте 12—14 лет на казённое обеспечение; курс обучения, продолжавшийся 4 года, включал 5 предметов: закон Божий, русский язык, математику с физикой, историю с географией, чистописание с рисованием; выпускники должны были направляться помощниками учителей народных училищ, а лучшие из них направлялись в «высший разряд» Главного педагогического института или другое высшее учебное заведение.
Отделение «Второго разряда» стало называться с 19 сентября 1819 года «Учительским институтом». Он существовал до 1823 года; руководил им Ф. И. Миддендорф, учителями были вернувшиеся после трёхлетней заграничной поездки с целью ознакомления с ланкастерской системой, выпускники Главного педагогического института: К. Ф. Свенске (русский язык), Ф. И. Буссе (математика), М. М. Тимаев (история), А. Г. Ободовский (география). Закон Божий был приглашён преподавать Г. И. Мансветов, чистописание — К. Ф. Энгельбах, рисование — Ф. К. Редер.
Размещался он в доме митрополита римско-католических церквей в России, Станислава Богуша-Сестренцевича: на Мещанской (ныне — Казанская улица), 63 («2-й от угла со стороны Гороховой»)[7].
Выпускники обязаны были оставаться на службе в учебном ведомстве, по его направлению, не менее шести лет. Однако ни одного выпуска не случилось, поскольку в 1823 году все учащиеся и преподаватели оказались сначала в «Пансионе казенных гимназистов», а затем — в Санкт-Петербургской губернской гимназии (с 1838 года — Третья Санкт-Петербургская гимназия). Среди первых учащихся были: Василий Лапшин, Степан и Михаил Куторга.
Главный педагогический институт
Главный педагогический институт был восстановлен менее чем через десять лет — по уставу, учреждённому 30 сентября (12 октября) 1828 год. Его открытие состоялось 30 августа 1829 года. Первым директором стал Ф. И. Миддендорф, который при выходе в отставку 23 октября 1846 года был произведён в чин тайного советника.
По уставу Главный педагогический институт имел три отделения: историко-филологическое, юридическое (существовало до 1847 года) и физико-математическое. Продолжительность обучения в Главном педагогическом институте составляла шесть лет.
С 7 января 1847 года директором института был назначен И. И. Давыдов. При нём было упразднено юридическое отделение (с 1847 года) и продолжительность обучения с 1849 года сокращена до четырёх лет.
Единовременно в Главном педагогическом институте проходили обучение около ста студентов. Большая часть будущих педагогов получали субсидии на получение образования из государственной казны.
В 1838—1847 годах при институте вновь стал действовать так называемый «второй разряд», в котором готовили к педагогической деятельности в низших приходских и уездных училищах.
31 октября (12 ноября) 1858 года[8] (Согласно «Большой советской энциклопедии»[5] — 15 ноября) было согласовано решение, которое снова, на это раз окончательно, закрывало институт. Учебный 1858-59 год прошёл по уставу Института, после чего он был расформирован, преподаватели переведены в Императорский Санкт-Петербургский университет или иные учебные заведения, а студенты для окончания курсов были переведены в Санкт-Петербургский и другие университеты, выбранные по их желанию[9]; последний торжественный выпускной акт состоялся 12 июня 1859 года[1][8], 20 выпускников закрывшегося института пополнили число преподавателей гимназий[2][10].
Всего за 11 выпусков в Главном педагогическом институте было подготовлено 682 педагога, из которых 43 стали профессорами и преподавателями высших учебных заведений, 377 — учителями средних школ, 262 — учителями начальных школ[11].
Известные преподаватели
Учащиеся
Известные выпускники
Не окончившие полного курса
- 1832
- 1835
- 1837
- 1839
- 1843
- 1845
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Главный педагогический институт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института. 1828—1859 г. — СПб., 1859. — С. 21.
- ↑ История объекта: 6-я линия В.О., дом 15 . Дата обращения: 11 марта 2018. Архивировано 11 марта 2018 года.
- ↑ Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К, 2006. — С. 39. — 2000 экз. — ISBN 5—8037—0318—4.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Главный педагогический институт // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Аничков Н. М. Историческая записка пятидесятилетия Третьей Санктпетербургской гимназии… — СПб., 1873. — С. 19.
- ↑ Аничков Н. М. Историческая записка пятидесятилетия Третьей Санктпетербургской гимназии. — СПб., 1873. — С. 11.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Моллер Е. Общественная жизнь в Петербурге // Русское слово. — 1859. — № 8. — С. 95.
- ↑ Главный педагогический институт Архивная копия от 26 мая 2013 на Wayback Machine на Российском Образовательном Портале
- ↑ «Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института…»
- ↑ Главный педагогический институт . Библиотека для педагогики. Дата обращения: 10 апреля 2019. Архивировано 10 апреля 2019 года.
- ↑ Первый после восстановления педагогического института выпуск состоялся 20 декабря 1835 (1 января 1836) года.
- ↑ Аким Герасимович Андриевский по окончании Педагогического института был направлен преподавать математику в Ларинской гимназии; в 1853—1857 гг. был директором Могилёвской гимназии. Его сын Д. И. Андриевский стал в 1895 году директором Департамента шоссейных и водяных сообщений Министерства путей сообщения.
- ↑ Красноумов, Степан Иванович — был направлен в Белорусский учебный округ старшим учителем математики. Известно, что в 1859 году он был директором Витебской гимназии.
- ↑ Владимир Андреевич фон Миддендорф (1826—1868) после окончания Главного педагогического института был назначен императорской Академией наук начальником магнитной обсерватории на Ситхе. Во время проживания в Ново-Архангельске (до отъезда в 1856 году) он собрал немало материалов о местных индейцах-тлинкитах и живших южнее хайда-кайгани, которые затем были использованы академиком Львом Фёдоровичем Радловым (1818—1865) в его лингвистических изысканиях. На основе данных Миддендорфа и других исследователей Радлов написал несколько статей, став тем самым одним из пионеров изучения языков коренного населения Аляски.
Литература
- Бобынин В. В. Главный педагогический институт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института. 1828—1859 г. — СПб., 1859.
- Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. коллегия: Л. Н. Белова и др. — М., 1992.
- Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX века. — СПб., 2000.
- Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. — М., 2001.