Песня микрофона

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Песня микрофона
Песня
Исполнители Владимир Высоцкий
Дата записи 1971
Жанр авторская песня
Язык русский
Автор Владимир Высоцкий

«Песня микрофона» («Моя микрофонная совесть»[1], по первой строке известна также как «Я оглох от ударов ладоней…»[2]) — авторская песня Владимира Высоцкого, датируемая 1971 годом. Произведение, написанное от лица микрофона, рассказывает о нестерпимости фальши в искусстве.

Песня микрофона

Я оглох от ударов ладоней,
Я ослеп от улыбок певиц, —
Сколько лет я страдал от симфоний,
Потакал подражателям птиц[К. 1]!..

Сколько раз в меня шептали про луну,
Кто-то весело орал про тишину,
На пиле[К. 2] один играл — шею спиливал, —
А я усиливал,
усиливал,
усиливал...

Начало и рефрен песни[4]

Сюжет

Повествование в песне ведётся от лица микрофона, который много лет «страдал от симфоний», ожидая, когда, наконец, его найдёт тот, кого он сможет достойно усилить. Ему кажется, что такой момент настал и появился тот, «для кого я все муки стерпел»; теперь и певец, и сам микрофон покажут, на что они способны. Прибор с надеждой «тянется своей шеей упругой» к лицу исполнителя, но внезапно обнаруживает, что тот поёт сладкую ложь, которую приходится усиливать. В отчаянии микрофон сам издаёт стон, от которого воют динамики, и в результате его свинчивают со штатива, заменяя на другой, чтобы он «не мешал вранью». Этот другой микрофон и штатив после концерта со смехом рассказывают лирическому герою, как певец был рад, что его заменили.

Создание, исполнение и публикация

Создание песни датируется 1971 годом[3][5]. По мнению М. А. Раевской, ключевой образ произведения мог быть подсказан автору песней Юрия Визбора «Безбожники» (1965), где есть строки «Мы не громкоговорители, // не живём мы на заказ»[6].

Первые несколько известных фонограмм авторского исполнения датируются сентябрём—декабрём 1971 года. Существуют также записи 1972, 1973, 1975 и 1976 годов, в общей сложности более 20 фонограмм[7]. В 1975 году, во время гастролей Театра на Таганке в Болгарии, Высоцкий записал «Песню микрофона» среди ряда других произведений для альбома «Автопортрет», запланированного компанией «Балкантон»[8]. В 1977 году песня была включена в антологию «Песни русских бардов», изданную В. Аллоем в виде сборников магнитофонных кассет, сопровождаемых несколькими томами печатного текста. Под названием «Я оглох от ударов в ладони…» она вошла во вторую серию антологии[9].

В советской печати текст песни появился в альманахе «В мире книг» (№ 11 за 1986 год)[10]. С 1988 года публиковался в сборниках произведений Высоцкого, начиная с книги «Избранное», подготовленной Н. А. Крымовой к выпуску в издательстве «Советский писатель»[11]. Когда в перестроечные годы фирма звукозаписи «Мелодия» издала серию альбомов «На концертах Владимира Высоцкого», запись «Песни микрофона», сделанная в 1973 году, вошла в 10-й диск, «Кони привередливые», собранный из фонограмм из коллекции М. Крыжановского[12].

В современных изданиях произведений Высоцкого и анализе его творчества песня рассматривается как часть авторской дилогии, датируемой 1971 годом, вторую половину которой составляет «Певец у микрофона»[4][13].

Литературный анализ

Исследователи творчества Высоцкого выделяют «Песню микрофона» в ряду его ролевых песен в связи с необычностью выбранного героя. Хотя в творчестве Высоцкого перевоплощение в разных персонажей играло заметное место[14], неодушевлённые предметы становились лирическими героями редко (И. А. Соколова называет их «нетрадиционными ролевыми героями»). К числу таких произведений относятся, помимо «Песни микрофона», созданная в том же году «Баллада о брошенном корабле»[15], а также «Песня самолёта-истребителя»[16]. «Очеловечивание» насильственно разлучаемых микрофона и штатива филолог В. А. Гавриков сравнивает с образом разлучаемых струн и смычка в стихотворении Иннокентия Анненского «Смычок и струны»[17].

Сам образ ролевого героя высоцковеды трактуют неоднозначно. С. С. Шаулов, анализируя дилогию «Певец у микрофона» и «Песня микрофона», пишет, что Высоцкий наделяет прибор абсолютной чувствительностью к фальши, причём не музыкальной, а поэтической. Шаулов рассматривает дилогию как «утверждение чистоты и правды слова перед лицом собственного „двойника“», в качестве которого и выступает микрофон. С точки зрения литературоведа, он олицетворяет «горло и голос» поэта, который, в свою очередь, лишён собственного голоса, выступая лишь как усилитель идей, «эхо русского народа»[18]. Напротив, В. И. Новиков в биографии барда высказывает мнение, что микрофон является персонификацией чиновника от искусства, цензора или редактора, в условиях партийной диктатуры обречённого «страдать, но усиливать ложь». В этом случае, с точки зрения Новикова, бунт микрофона против исполнителя, критический отзыв вместо простого усиления — не более чем гипотетический сценарий со стороны поэта, «влезающего в шкуру» человека, чья психология ему чужда[19].

Примечания

Комментарии
  1. Фраза отсылает к эксцентрическим музыкальным номерам, исполнители которых имитируют птичьи щебет и пение[1].
  2. А. В. Скобелев поясняет, что имеется в виду музыкальная пила, инструмент, используемый в номерах в жанре музыкальной эксцентрики[3].
Источники
  1. 1,0 1,1 Высоцкий В. Песня микрофона // Приготовьтесь — сейчас будет грустно: [Стихотворения] / Составление и комментарии П. Е. Фокина; подготовка текста, научное консультирование и текстологические комментарии С. В. Жильцова. — СПб.: Амфора, 2012. — Т. 7. — С. 64. — (Владимир Высоцкий. Иллюстрированное собрание сочинений в 11 томах). — ISBN 978-5-367-02114-1.
  2. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда? (1960—1990 г.г.): библиографический справочник / Автор-составитель А. С. Эпштейн. — Харьков: Студия-Л; Прогресс, 1992. — С. 324. — ISBN 5-87258-006-1.
  3. 3,0 3,1 Скобелев Андрей Владиславович. Песня микрофона // «Много неясного в странной стране…» II. Попытка избранного комментирования. — Воронеж: Эхо, 2009. — С. 64.
  4. 4,0 4,1 Собрание сочинений в четырёх томах, 2009, с. 26.
  5. Эпштейн, 1992, с. 324.
  6. Раевская М. А. Комментарии: Песня микрофона // Высоцкий В. С. Песни. Стихотворения. Проза / Сост. и комм. М. А. Раевской, вступит. статья В. И. Новикова. — М.: Эксмо, 2010.
  7. Владимир Высоцкий. Индекс фонограмм. 0430 — Я оглох от ударов ладоней…. Владимир Высоцкий. Когда? Где? Кто? Электронный каталог. Дата обращения: 20 мая 2021. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  8. Новиков В. И. Совсем другой театр // Высоцкий. — Издание седьмое, дополненное. — М.: Молодая гвардия, 2013. — С. 264. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03554-6.
  9. Песни русских бардов. Тексты. Серия 2. — Париж: YMCA-PRESS, 1977. — С. 50.
  10. Высоцкий В. С. Комментарии: Песня микрофона // Собрание сочинений в четырёх томах / Составители и авторы комментариев В. И. Новиков, О. И. Новикова. — М.: Время; WebKniga, 2009. — Т. 2. Песни. 1971—1980. — ISBN 978-5-9691-0413-6.
  11. Эпштейн, 1992, с. 23, 296.
  12. Владимир Высоцкий. Иллюстрированный каталог грампластинок. Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи. Архивировано 20 мая 2021 года.
    Владимир Высоцкий — Кони Привередливые на сайте Discogs
  13. Шаулов С. С. «Флейта-позвоночник», одушевленный микрофон и «Вторая мировая поэзия» // Высоцкий: контексты и интертексты. — Уфа: Издательство БГПУ, 2014. — С. 43. — ISBN 978-5-87978-895-2.
  14. Бабенко В. Н. Своеобразие ролевой лирики Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. — М.: Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого, 1999. — Вып. 3, том 1. — С. 201. — ISBN 5-88673-011-7.
  15. Кулагин А. В. Новое звучание ролевой лирики // Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция. — Изд. 3-е, переработ. — Воронеж: Эхо, 2013. — С. 131. — ISBN 978-5-87930-100-5.
  16. Бабенко, 1999, с. 203.
  17. Гавриков В. А. В. С. Высоцкий и И. Ф. Анненский // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2015—2016 гг.: сборник научных трудов / Редакционная коллегия: Г. А. Шпилевая, С. М. Шаулов, А. Б. Сёмин, А. В. Скобелев. — Воронеж: ООО ИМЦ «Планета», 2016. — С. 37. — ISBN 978-5-87930-102-4.
  18. Шаулов, 2014, с. 44—46, 54.
  19. Новиков, 2013, Автор и герой, с. 239.

Ссылки