Периферия (альбом)
Периферия | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | |||||||
Студийный альбом DDT | |||||||
Дата выпуска | май 1984[2] | ||||||
Дата записи | май 1984 | ||||||
Жанры |
русский рок, новая волна,[1] блюз-рок |
||||||
Длительность | 31 мин 12 сек | ||||||
Страна |
|
||||||
Лейблы |
ЭРИО (1991) DDT Records (1996) KDK Records (1998) КВАДРО-ДИСК (п-е 1999) Grand Records (п-е 2001) |
||||||
Профессиональные рецензии | |||||||
Хронология | |||||||
|
|||||||
|
«Периферия» — третий альбом группы «DDT», записанный в 1984 году на Башкирской студии телевидения в Уфе[2]. История создания альбома включена в книгу «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира.
История создания
Музыкальный материал для «Периферии» репетировали во Дворце культуры «Авангард». Запись велась в студии Башкирского телевидения по ночам в условиях глубокой конспирации; участникам группы приходилось «прокрадываться на цыпочках» мимо спящего охранника[2][3]. На третью ночь окончание записи было отмечено бутылкой коньяка и шоколадкой[4]. Песни стали более остросоциальными, музыка — более ритмичной, совмещая веяния новой волны с башкирским колоритом и народной музыкой[5].
При содействии Игоря Верещаки альбом уже через неделю после записи разошёлся по районам Башкирии,[2] добравшись даже до Дальнего Востока. Группу обвиняли в «антисоветизме»[4] и клевете на башкирскую деревню[1]; Юрия вызвали сначала в обком партии, потом в КГБ, взяв расписку о неисполнении собственных песен, исключили из ВЛКСМ, за строчку «Вперёд, Христос, мы за тобой» в местной прессе его назвали «агентом Ватикана»[1]. От уголовного срока / помещения в психиатрическую больницу Шевчука спасли связи его отца[4], а также то, что жители столицы БАССР (среди них — будущая жена Шевчука, Эльмира[1]) собирали подписи в его защиту. Многие из них впоследствии были уволены с работы, исключены из вузов[1]. В родном городе музыканта предупредили: «Ещё одна запись — сядешь»[6].
В июле 1984 года в уфимском Доме моделей прошёл концерт под названием «Нияз Абдюшев с друзьями» (за этим названием скрывалась группа «ДДТ»), на котором впервые прозвучали песни с нового альбома. Концерт был платным, так как друзья хотели материально помочь Шевчуку, которого в то время не принимали на работу; по его окончании участников и организаторов концерта вызывали в милицию и обвиняли в финансовых махинациях[4].
«Менестрель с чужим „голосом“»
21 марта 1985 года в уфимской газете «Ленинец», которая тогда была органом Башкирского обкома ВЛКСМ, была напечатана сфабрикованная статья «Менестрель с чужим „голосом“»[7][8]. Материал подготовлен по заказу КГБ (двое из подписантов — Марат Юлдыбаев и Эльшад Теляшев, — позже признались в этом; третьего, Шамиля Маликова, нет в живых). В выдворении Шевчука активно участвовал сотрудник органов госбезопасности Василий Суханов, который затем был проректором БашГУ по по международному сотрудничеству и связям с общественностью[9][10].
Детали издания
Оригинал записи был уничтожен Игорем Верещакой при обыске, проводившимся сотрудниками КГБ[4]. Запись восстановлена звукооператором Владимиром Кузнецовым. Дизайн обложки — Владимир Сигачёв. Альбом вышел на грампластинке в 1991 году на лейбле «ЭРИО»[11] (данное издание ценится коллекционерами, потому что в конверт были вложены газетные статьи о группе[4]), затем издан в форматах CD и MC.
Список композиций
- Сторона А
Автор всех песен — Юрий Шевчук.
- «Мы из Уфы» — 4:23
- «Наполним небо добротой» — 6:07
- «Понедельник» — 3:39
- «Памятник (Пушкину)» — 2:20
- Сторона Б
- «Хиппаны» — 4:50
- «Я получил эту роль» — 5:28
- «Периферия» — 3:37
- «Частушки» — 0:48
- Бонус CD-издания 2001 года
- «Периферия» (запись с концерта «От&До» на стадионе Петровский в С-Петербурге, 1995 г.) — 11:29
Участники записи
- Юрий Шевчук — гитара, вокал, текст, музыка
- Сергей Рудой — ударные, декламация
- Рустам Ризванов — лидер-гитара
- Геннадий Родин — бас-гитара
- Владислав Синчилло — полифонический синтезатор «Korg Poly-61»
- Ансамбль «Согласие» под управлением Ольги Клявлиной (Борис Рундо, Лилия Мукминова, Владимир Степанов, Алексей Смоляр)
- Игорь Верещака — звукорежиссёр[2]
- Владимир Сигачёв — оформление («ковёр-дезигн»)
- С. Есенин, В. Васильев — фотография
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Махмутов, 2015, p. 148.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Махмутов, 2015, p. 147.
- ↑ «Время ДДТ: часть 1 — Периферия»
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 5 фактов о последнем уфимском альбоме Юрия Шевчука, которые должен знать каждый поклонник . Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано 22 сентября 2016 года.
- ↑ Махмутов, 2015, pp. 147, 148.
- ↑ Ю.Шевчук, «Как записывались альбомы…», БИТ?, 1995 . Дата обращения: 12 ноября 2016. Архивировано 29 марта 2017 года.
- ↑ Награда нашла изгоя. Юрия Шевчука наградили в пику Алсу . Дата обращения: 7 июня 2021. Архивировано 7 июня 2021 года.
- ↑ Менестрель с чужим голосом . Дата обращения: 7 июня 2021. Архивировано 7 июня 2021 года.
- ↑ Шевчуку — 60: о травле уфимских властей и другие факты из жизни легенды русского рока . Дата обращения: 7 июня 2021. Архивировано 7 июня 2021 года.
- ↑ В Стерлитамакском филиале БашГУ побывали представители Великотырновского университета . Дата обращения: 7 июня 2021. Архивировано 7 июня 2021 года.
- ↑ Виниловые пластинки группы «ДДТ» . Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано 28 ноября 2014 года.
Литература
- Ю. В. Доманский. «Провинциальный текст» ленинградской рок-поэзии. — Русская рок-поэзия: текст и контекст, 1998. — № 1.
- Махмутов, Наиль. «По "следам" легенд уфимского рок-н-ролла». — Уфа: Лето, 2015. — 290 с. — ISBN 978-5-87308-137-9. Архивная копия от 17 сентября 2016 на Wayback Machine