Переход на правостороннее автомобильное движение в Исландии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Переход на правостороннее автомобильное движение в Исландии или День «H» (исл. H-dagurinn или Hægri dagurinn) — день, когда Исландия перешла с левостороннего на правостороннее автомобильное движение. Переход произошёл 26 мая 1968 года в 6:00 утра[1].

История

Когда в 1793 году Дания переходила на правостороннее движение, Исландия, будучи на тот момент под управлением Дании, не поменяла сторону движения из-за низкой интенсивности движения на дорогах, а планировавшийся в начале XX века переход на правостороннее движение был прерван из-за Второй мировой войны, так как в это время страна находилась под британской военной оккупацией и военного дорожного трафика было больше, чем гражданского[2].

13 мая 1964 года парламент Исландии (альтинг) сделал следующее заявление: «Альтинг настоятельно рекомендует правительству как можно скорее изучить, как лучше совершить переход на правостороннее движение»[3].

В 1965 году был принят закон, согласно которому в 1968 году Исландия перейдёт на движение по правой стороне дороги[4]. Решение Швеции в 1967 году изменить движение в своей стране на правостороннее, чтобы таким образом привести его в соответствие с другими скандинавскими странами, также оказало влияние на решение исландского правительства[5][6]. Ещё одной причиной стало увеличение потока туристов из США и континентальной Европы[4].

Для выполнения этой задачи была собрана Комиссия по дорожному движению (исл. Umferðarnefnd). Издержки перехода составили более 33 млн крон для переоборудования автобусов и 12 млн крон для изменения инфраструктуры. В ночь перед сменой были заменены 1662 дорожных знака по всей стране, а всего было заменено 5727 дорожных знаков[7].

Единственным пострадавшим в день перехода стал мальчик на велосипеде, который сломал ногу[8].

В соответствии с эффектом Пельцмана число дорожно-транспортных происшествий резко сократилось после перехода, так как водители поначалу были более внимательны на непривычной стороне дороги, однако вскоре число ДТП вернулось к допереходным показателям[9].

См. также

Примечания

  1. Hægri umferð á Íslandi (исланд.), Morgunblaðið, Рейкьявик: Árvakur (26 maí 1968), С. 1. Архивировано 1 февраля 2019 года. Дата обращения 7 июля 2019.
  2. 45 ár frá hægri umferð (исланд.), Morgunblaðið, Рейкьявик: Árvakur (26 maí 2013). Архивировано 7 июля 2019 года. Дата обращения 7 июля 2019.
  3. Hægri handar akstur — H-dagurinn (исланд.) // Umferð : журнал. — Рейкьявик, 1964. — Nóvember (nr. 7). — S. 3. — ISSN 2251-4147.
  4. 4,0 4,1 Iceland To Try Righthand Drive (англ.), Sarasota Herald-Tribune (26 April 1965), С. 2.
  5. Peter Kincaid. The Rule of the Road: An International Guide to History and Practice. — Greenwood Press, 1986. — 266 с. — ISBN 9780313252495. Архивная копия от 4 сентября 2017 на Wayback Machine
  6. The Autocar: A Journal Published in the Interests of the Mechanically Propelled Road Carriage. — Iliffe, sons & Sturmey Limited, 1968-05. — 1224 с. Архивная копия от 4 августа 2018 на Wayback Machine
  7. Munið — við erum öll byrjendur (исланд.), Morgunblaðið, Рейкьявик: Árvakur (26 maí 1968), С. 3. Архивировано 3 сентября 2017 года. Дата обращения 7 июля 2019.
  8. New York Times, 28 May 1968, p. 94.
  9. Уайлд, Джеральд. Target Risk (неопр.). — PDE Publications, 1994. — ISBN 0-9699124-0-4. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июля 2019. Архивировано 4 июля 1997 года.