Переславский собор (1311)
Переславский собор 1311 года — церковный собор Киевской митрополии Константинопольского патриархата, проходивший в Переславле-Залесском зимой 1311 года.
Исторические источники о Соборе
О Соборе имеется всего два источника. Это пространное «Житие митрополита Петра», написанное участником собора, будущим епископом Ростовским Прохором и упоминание о нем Василием Татищевым в книге «История Российская. Часть 3»; первоисточником для Татищева послужила очень редкая и не сохранившаяся летопись. Все остальные летописи умолчали о соборе, по причине неадекватного соборного решения.
Предыстория Собора
В среде самого православного духовенства в XIII веке появились недовольные люди, обличавшие злые нравы и обычаи, которые появились среди православного священства в Русской церкви. Главным пороком того времени была симония. Чтобы ограничить её, Владимирский собор 1274 года установил фиксированную цену, которую должны были платить те, кого рукополагали в диаконы и священники. Митрополит Кирилл принял меры против злоупотреблений, но не отменил самого обычая. Он предписал, чтобы во всех епархиях за поставление во священники и диаконы брали столько же, сколько он брал в митрополии, по 7 гривен за поповство и диаконство вместе[1]. Размер счётной гривны в описываемый период составлял около 20 г серебра (от 1⁄7 до 1⁄15 гривны серебра, равной 204 г)[2], а 7 таких гривен превышали годовой доход квалифицированного ремесленника. К концу XIII — началу XIV века относится и книга под названием «Власфимия» (греч. βλασφημία — поношение, кощунство), древнерусский компилятивный трактат из 67 глав; бо́льшая часть входящих в него статей объединена темой обличения симонии. Книга в дальнейшем стала руководством-справочником для борьбы против симонии и учебным пособием для будущих стригольников.
Причина созыва Собора
Причиной созыва Собора было письмо, которое написал епископ Андрей патриарху Афанасию, и в котором ставил в вину ставленные пошлины в Русской митрополии, которые Андрей и его единомышленники считали продажей хиротоний за деньги, или симонией.
Участники собора
Прохор в своем сочинении называет лица, участвовавшие в соборе, это митрополит Киевский Петр , епископ Тверской Андрей, клирик патриарха Афанасия (наделенный, по всей видимости, патриаршей властью для соборного суда), епископ Симеон Ростовский, преподобный Прохор игумен, епископы, архимандриты, попы, священническое собрание, иноков множество, князья, бояре и православные. Великий князь Михаил на соборе не присутствовал, так как был в Орде, зато были его сыновья: Дмитрий и Александр.[3] Татищев еще называет имена двух участников собора: протопопа Новгородского Вавилу и князя Иоанна Даниловича.[4]
Соборное обсуждение и соборное решение
В 1311 году большая группа русского духовенства и мирян во главе с епископом Тверским Андреем на Соборе выступила против симонии (главным инициатором был новгородский протоиерей Вавила) и выдвинула обвинения против митрополита Петра, обращаясь с жалобой к представителю Константинопольского патриарха[5]. Об этом сообщает историк Василий Татищев в своей книге, повествуя о Соборе в городе Переславле[6]:
«В тот же год явился в Новгороде еретик Вавила, протопоп новгородский, к нему же пристали многие от причта церковного и мирян, и епископ тверской Андрей помогал им, говоря: „Вот как рай на земли погиб“; и святой ангельский монашеский чин ругали безбожные и учением бесовским именовали. И многие, от иноков выйдя, женились. Преосвященный же митрополит Петр созвал на Переславль собор великий, были тут все епископы, игумены, попы, дьяконы и чернецы, и от патриарха Афанасия клир ученый. И многие прения были, и едва преосвященный Петр, митрополит киевский и всея Руси, от божественного Писания и помощию и заступлением князя Иоанна Даниловича преодолел и проклял того еретика; а сам пошел по градам, поучая право верить, и укротил молву, а смущение диаволово прогнал»[4]
.
Последствия Собора
Поскольку симония строжайше запрещена целым рядом канонических норм (29-м правилом святых апостол, 2-м правилом 4-го Вселенского собора, 4-м правилом 7-го Вселенского собора) под страхом анафемы, то решение Собора противоречило каноническому праву.
На Соборе не была устранена причина нестроений — симония в виде ставленных пошлин. По этой причине невозможно было устранить и сами нестроения в церковной среде. Епископа Тверского Андрея и его единомышленников ответы и решение клирика патриарха Афанасия не устроили, в связи с чем они направили в Константинополь монаха тверского Богородичного монастыря Акиндина, по всей видимости, чтобы узнать мнение патриарха. Монах Акиндин прибыл в Константинополь, когда патриархом стал Нифонт I, а патриарх Афанасий I уже умер, не дождавшись решений Переславского собора. Монах Акиндин присутствовал на большом Поместном соборе, на котором, кроме патриарха Константинопольского Нифонта I, был еще патриарх Иерусалимский Афанасий III и 36 митрополитов. Монах Акиндин сам обращался с вопросом о ставленных пошлинах к патриарху и получил ответ, согласный с мнением епископа Андрея[7]. От патриарха Нифонта было принесено послание к великому князю Михаилу — «Послание Нифонта патриарха Константина града, к великому князю Михаилу всея Руси»[8], в котором от лица Собора запрещал ставленные пошлины и писал о митрополите Петре:
Еще же паче горше митрополит творит — мзды емлет от ставления, яко и корчемит есть, продает благодать Святаго Духа[7].
Монах Акиндин и сам написал грозное сочинение против симонии — «Написание Акиндина, мниха лавры святыя Богородица, к великому князю Михаилу, о поставляющих мзды ради».
Эти нестроения позже стали одной из причин возникновения ереси стригольников. Ставленные пошлины в конце концов отменят в Русской церкви, но произойдёт это только на Поместном соборе 1503 года. Они будут восстановлены со введением таксы за поставление и взиманием поповскими старостами на Стоглавом соборе 1551 года.
Примечания
- ↑ http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/1274.htm#_ftn1 Архивная копия от 8 октября 2012 на Wayback Machine ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА
- ↑ Деньги и денежные системы . Дата обращения: 21 сентября 2016. Архивировано 24 сентября 2016 года.
- ↑ ВЕЛИКИЕ МИНЕИ ЧЕТЬИ, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь, дни 18-23. Москва, 1907 стр. 230 . Дата обращения: 19 апреля 2013. Архивировано 9 июня 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Татищев В. Н. «История Российская». Часть 4, 92 стр. . Дата обращения: 25 апреля 2013. Архивировано 12 декабря 2013 года.
- ↑ Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. Московский период. Предтечи стригольников . Дата обращения: 19 апреля 2013. Архивировано 18 июля 2021 года.
- ↑ Кузьмин А. Г. История России с древнейших времён до 1618 г. / Учебник для вузов. В 2 кн. — Кн. вторая. — С. 6
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Памятники древнерусского канонического права. Часть 1. Памятники XI—XV веков. «Написание Акиндина, мниха лавры святыя Богородица, к великому князю Михаилу, о поставляющих мзды ради».
- ↑ Памятники древнерусского канонического права. Часть 1. Памятники XI—XV веков. «Послание Нифонта патриарха Константина града, к великому князю Михаилу всея Руси».
Литература
- Голубинский Е. Е. История русской церкви : Т. 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй. — М.: Университетская типография, 1900. — С. 396.
- Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД. СТРИГОЛЬНИКИ [1] (недоступная ссылка)
- Митрополит Макарий (Булгаков). Глава II. Паства // История Русской Церкви. Т. 4. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240—1448)
- Федотов Г. П. Русская религиозность. Ч. 2. III. Первая русская секта