Перейти к содержанию

Пережины

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пережины (прожин) — согласно поверьям, способ магического отбирания урожая с чужого поля, известный у русских, реже у белорусских крестьян[1].

Описание

Известны поверья и рассказы о том, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы и колдуны «портят» урожай, устраивая так называемые заломы и пережины[2].

Пережин представляет собой некую разновидность «кругов на полях»[источник не указан 3608 дней]: выжатую во ржи узкую полоску («незаметную тропинку»), которая тянется по диагонали с одного края поля на другой; или дорожки шириной в палец, которые пересекают поле крест-накрест; иногда это срезанные колосья вокруг поля; нечётное число сжатых кругов («величиной с блюдце» узкая тропочка, по которой через каждые два шага срезана горсть колосьев на поларшина от земли («и солома будто припалена»)[1].

Пережины делались на ржаном поле во время цветения. Считалось, что колдунья садится на кочергу, надевает белую рубаху с красными рукавами и распускает волосы. Она летит над полем на кочерге, сжиная дорожку ровно в три колоса и не роняя ни единого колоска. Пережины делаются для того, чтобы хлеб сам ссыпался в колдовские амбары при помощи бесов. Однако если колдунья уронит колосок, тогда есть возможность уничтожить ведьму. Для этого нужно отыскать потерянный колосок и заткнуть его за матицу. От этого ведьма иссохнет[3].[неавторитетный источник?]

По народным поверьям, с помощью залома и пережина можно отобрать у хлеба спор, то есть качество урожая (если хлеб «споркий», «съешь кусочек — ты и сытый»), отнять урожай; навлечь болезнь или даже смерть. Вредоносный эффект залома наступает при условии непосредственного контакта с ним, поэтому осенью во время жатвы залом старались обойти и затем обезвредить[2].

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Виноградова, 2004, с. 682.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Площук Г. И. Поверья о «заломах» и «пережинах» как источник реконструкции архаических черт купальского обряда Архивная копия от 16 сентября 2014 на Wayback Machine // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. Выпуск № 3 / 2013
  3. Призыв. 1926. 9 мая. С. 4

Литература

Ссылки