Пепо (пьеса)
Пепо | |
---|---|
Պեպո | |
Жанр | комедия |
Автор | Габриел Сундукян |
Язык оригинала | армянский |
Дата написания | 1870 |
«Пепо» — комедийная пьеса Габриеля Сундукяна, написанная в 1870 году[1][2] и состоящая из трех действий. В пьесе отражен конфликт между двумя противоборствующими социальными классами, буржуазией и народными массами. Праведные герои обладают высоким достоинством и высокими моральными качествами. Образ главного героя Пепо является воплощением справедливого народа. «Пепо» — это драма целого социального класса. Первое тетральное представление состоялось 29 апреля 1871 года в Тифлисе.
Предыстория
По словам Сундукяна, идея написать такую комедию возникла после просмотра пьесы Никогайоса Пугиняна «Куда бы ты ни пошел, ты должна жениться». Об этом Сундукян писал в предисловии к «Пепо»[3]. Идея, вложенная в образ Шамира, главного героя комедии Пугиняна, заключается в том, чтобы не терпеть позора, добиваясь цели любой ценой, что нашло отражение в произведении Сундукяна в сюжетной линии Пепо. Сундукян использовал хулигана Шамира, смекалистого, веселого и смешного, для создания своего главного героя. Найдя типичную конфликтную ситуацию жизни Пепо, Сундукяну становится легче строить сюжет пьесы[3].
«Пепо» изначально задумывался как легкая комедия, близкая по художественному оформлению к работе Пугиняна[4]. Есть сходство и в характере Эфемии Сундакяна с Доримией Пугиняна. По возрасту и финансам они обе похожи и ведут роскошную жизнь. В конечном итоге Сундукян не создает задуманной забавной комедии. Образ жесткого и грубого «кинто», решающего все кулаками, сменяется благородным Пепо. Запроектированный сюжет позволил вместо однострочного образа мелкого торговца создать более художественно-социального героя. В то же время конфликт в пьесе позволял связываться с более глубокими социальными явлениями, отношениями, психологией[5].
Cюжет и анализ
Пьеса состоит из трех действий, первое из которых и последнее исполняется в доме Пепо, а второе — в доме Зимзимова. Действия, в свою очередь, делятся на сцены. Действие происходит в Тифлисе в 1870-х годах.
Кекел, сестру главного героя, только-только засватали, пообещав жениху сто туманов, то есть приданое в тысячу рублей. Покойный отец Пепо позаимствовал эти деньги Зимзимову, но вексель, подтверждающий долг, был утерян. Зимзимов наличие долга отрицает, и в конечном итоге жених отказывает Кекел в женитьбе, потому что не получил приданого. Это был большой позор для Кекел и ее родственников.
Происходит столкновение между Пепо и Зимзимовым. Последний грозит главному герою тюрьмой по обвинению в клевете. Однако подтверждающая долг бумага находится, и Зимзимов начинает пытаться помириться с Пепо, чтобы избежать позора, обещая вернуть в несколько раз больше денег, чем был сам долг. Но Пепо не хочет мириться. Он предпочитает сесть в тюрьму, чтобы отомстить Зимзимову за всех, кого он обманул. Пепо понимает, что он не одинок, и Зимзимов ограбил сотен таких же людей. Он хочет во что бы то ни стало раскрыть истинное лицо лживого торговца.
При анализе «Пепо» в литературоведении обычно акцентируют внимание на социальной природе пьесы, оставляя в стороне ее психологическую сторону. Однако Сундукян смог провести в Пепо глубокий психологический анализ, применив этот метод практически ко всем героям комедии и ключевым событиям. Анализируя вьесу, Ваан Терян акцентировал внимание именно на психологической стороне пьесы[6].
Драма, разворачивающаяся вокруг Кекел — лишь часть трагедии ее семьи. Но ядром пьесы является персонаж Пепо и в социальном, и психологическом плане. Пепо был единственным мужчиной в семье, единственной надеждой матери и сестры, единственной опорой семьи. Он был обязан обеспечить семью и выдать замуж свою единственную сестру. Через это Сундукян попытался развернуть психологическую драму бессильного, но благородного Пепо. Чувство долга и невозможности его выполнить создает внутри Пепо острый психологическмй конфликт. Счастливый, беззаботный рыбак, представленный в начале комедии, преображается, приобретает глубокий психологический драматизм. Бывший свободный человек теперь сталкивается с реальностью общественной самооценки и самопознания. Он должен денег за приданое своей сестры, но не в состоянии выплатить его и получает постановление суда отправить его в тюрьму. Все это унижает достоинство Пепо и попирает его веру. Он начинает удивляться несправедливости в мире, осознавая собственную честность и нищету.
Пепо впадает в тяжелые психологические переживания. Но случайное появление документа, подтверждающего его правоту, выводит Пепо из депрессии, его образ приобретает новое качество, отличное от прежнего. После страданий Пепо стремится восстановить справедливость и вытащить на чистую воду обманщика Зимзимова[7]. Пепо вроде бы верит в победу справедливости, но на самом деле все обстоит иначе[5].
Главный герой
Ни в одной из пьес, предшествовавших «Пепо», Сундукян не сделал простого рабочего человека главным героем произведения. В первых комедиях Сундукяна нет персонажей, принадлежащих к этому социальному классу. Герои в предыдущих пьесах были больше купцами, молодые выпускниками университетов, дворяне и так далее. Пепо — это первая работа Сундукяна, где основной сюжет вращается только вокруг обычного люда.
Изначально Сундукяна не интересовало, кто такой Пепо по профессии, как он выглядит и т. д. Ключом было культивирование Пепо, что говорило о нелегкой и горькой судьбе героя. Он хорошо представлял себе положение земледельца, так как в 1865 г. являлся одним из идеологов восстания тифлисских союзников. Поддержка чернорабочих выражалась в том, что Сундукян при написании свитков подписался как «Хамал», то есть чернорабочий. Выбрав конфликтующие стороны пьесы из противоположных социальных слоев, Сундукян представил общественный строй того времени. В монологах Пепо можно найти строки, выражающие радость и восторг от любимого занятия. Но, несмотря ни на что, Пепо и ему подобные люди были угнетены обществом и лишены всякиз гражданских прав. Пепо был честен, он не мог себе позволить обманывать, грабить, накапливать богатство, и таким образом, у него не было никакой власти. Сундукян показывает поляризованную реальность, где с одной стороны готовые на все скупые зимзимовы, с другой — их жертвы в лице Пепо, Кекел и их матери Шушан. Сундукян приписывает последним те ценности, как то: совесть, честность и доброта, которых не хватало зимзимовым[5].
Сундукян не представил в своем произведении исторические закономерности социально-экономического развития, обусловившие описанное настоящее. Он больше сосредоточился на личности, немного идеализируя, создавая в ней совершенного человека.
Неизвестно, был ли у Сундукяна прототип Пепо при написании пьесы (помимо главного героя произведения Никогойоса Пугиняна). Сундукян, однако, ответил, что Пепо совершенно независим от виденных им в разное время бездушных, трудолюбивых кинто; также он сравнил себя с Пепо[8].
В «Пепо» я Пепо в виде простого кинто… Те самые резкие выражения, которые Пепо говорит Зимзимову, невозможны, но я сказал своему оппоненту в присутствии свидетелей, прежде чем написать «Пепо»
Габриел Сундукян, предисловие к пьесе «Пепо»
При создании Пепо автор сосредоточился на основном содержании пьесы, его меньше интересовали внешний вид и обстоятельства. Этого можно понять, приняв во внимание несколько фактов. Во-первых, в рукописи пьесы раздел «Действующие лица» помещен значительно позже начала[9]. Потом при написании комедии у Сундукяна были некоторые шероховатости: история существования купюры и ее утраты изначально не существовала. Только тогда, почувствовав в этом необходимость, Сундукян преобразовал сцену разговора Пепо и Какулу так, что можно было бы добавить историю о долге[10]. Сундукян четко не решил, каким будет найден документ о долге Зимзимова. Его интересовало только то, что эта бумана должна быть найдена, то есть только принципиальная сторона[11]. И, наконец, обширные и точные примечания в печатном тексте «Пепо» — результат будущей работы автора. В первоначальной рукописи «Пепо» они очень короткие.[5][12] О том, как выглядел сам Пепо автор узнал гораздо позже, уже после написания пьесы.
Конец
Пьеса заканчивается тем, что Эоване, не достигший своей цели, угрожает Пепо и уходит. Последние слова Эовоне, кажется, останавливают борьбу Пепо за честность и справедливость, оставляя чувство беспокойства и сожаления о судьбе Пепо. Таким же образом был выражен образ Пепо в исполнении Чмшкяна[13]. В первоначальной концовке у Пепо не было того ощущения победы, которое характерно для второй. Однако первая не удовлетворила Сундукяна. Во второй концовке он немного идеализирует героя, где Пепо гордится победой «верной справедливости» и человечности. У. Арутюнян писал, что этот второй финал зрители всегда принимали с большим энтузиазмом.[5][14]
В культуре
Театральные постановки
Первый спектакль по пьесе состоялся 29 апреля 1871 г. и прошел с успехом (публика бурными аплодисментами пригласила автора на сцену и не отпускала его около получаса). Актером Пепо был известный актер Гор Чмшкян. В период 1874-75 годов спектакль был представлен в Тифлисе на русском языке, в том же сезоне пьеса была повторена в Москве. В октябре 1874 г. был поставлен на грузинском языке в Кутаисе в исполнении Ан. Курцелидзе и Кетеван Арамян, и с тех пор шел в различных театрах Грузии. В начале 20 века «Пепо» был поставлен в Тебризе на татарском языке. Позже спектакль был повторно поставлен на азербайджанском языке в Баку и стал одним[15] спектаклей азербайджанского театра.
Национальный академический театр Габриеля Сундукяна открылся 25 января 1922 года в Эривани как первый государственный театр, первым спектаклем, поставленным на сцене был «Пепо». 13 декабря 2016 года театр Сундукяна вновь открыл свои двери после ремонта снова[16] спектаклем «Пепо».
Фильм
Сценарий создан по сюжету Пепо, первого армянского звукового фильма. Премьера состоялась 15 июня 1935 года, режиссёр — Амо Бекназарян. Пепо сыграл Грачья Нерсисян, а Зимзимова — Авет Аветисян[17]. Продолжительность фильма составляет 88 минут[18].
Статуя
В Ереване есть статуя, посвященная Пепо. Она расположена в Английском парке Еревана, между улицами Мовсеса Хоренаци и Григора Лусаворича. Архитектор статуи — Марк Григорян, скульптор — народный художник СССР Григор Агаронян[19][20].
Примечания
- ↑ Карапетян. «Перевод Пепо на русский язык». Լրաբեր (12—5).
- ↑ Գաբրիել Սունդուկյան. Պեպո։ Կատակերգություն երեք արարվածով (арм.). — Հայպետհրատ, 1950. Архивная копия от 14 мая 2021 на Wayback Machine
- ↑ 3,0 3,1 Գաբրիել Սունդուկյան. Երկերի լիակատար ժողովածու. — Երևան: Հայպետհրատ, 1951. — Т. 2. — С. 9.
- ↑ Գաբրիել Սունդուկյանի արխիվ, ԳԹԱ, բաժին 5, գիրք 6, էջ 10։
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Բաբայան (1983). ««Պեպոյի» ստեղծման պատմությունից». Բանբեր Երևանի համալսարանի (2 (50)): 142—149.
- ↑ Տեր-Գրիգորյան, Վահան. Սունդուկյանի «Պեպոն». — Էջմիածին, 1905. — P. 7.
- ↑ ԳԹԱ, Սունդուկյանի արխիվ, բաժին 1, գիրք 44, թիվ 58-59
- ↑ Ժամանակակիցները Սունդուկյանի մասին. — Երևան : Հայաստան, 1976. — P. 167.
- ↑ Պեպոյի ձեռագիրը, թիվ 1
- ↑ Պեպոյի ձեռագիրը, թիվ 7 և 8
- ↑ Սունդուկյանը ձեռագրի 17-րդ էջում գրել է՝ «Մինչև երրորդ արարվածը կսկսեի, իս համոզված էի, որ բարաթը պետք է Պեպոյի տունը լուս ընկնի»
- ↑ Գաբրիել Սունդուկյան. Երկերի լիակատար ժողովածու (арм.). — Երևան: Հայպետհրատ, 1951. — Т. 2. — С. 11.
- ↑ Դերենիկ Դեմիրճյան. Հուշեր և խոհեր հայ թատրոնի մասին. — Երևան, 1959. — Т. 6. — С. 530.
- ↑ Հարությունյան (06.05.1966). «Սունդուկյանի Պեպոն». Կոմունիստ.
- ↑ Շտիկյան (21.05.1976). «Պեպոն». Ավանգարդ (61).
- ↑ «Պեպոն» կրկին մայր թատրոնի բեմում է (арм.). Архивировано 18 мая 2022 года. Дата обращения 2018 թ․ նոյեմբերի 27.
- ↑ «Հայկական կինոյի էջերից» ծրագիրը մեկնարկեց «Պեպո» ֆիլմի ցուցադրությամբ (арм.). Архивировано 18 мая 2022 года. Дата обращения 2018 թ․ նոյեմբերի 27.
- ↑ Պեպո (недоступная ссылка). www.arm-cinema.am. Дата обращения: 2018 թ․ նոյեմբերի 27. Архивировано 2018 թ․ հոկտեմբերի 20.
- ↑ Արթուր Խանջյան. Երևանի արձանները. — Երևան: ՎՄՎ Փրինթ, 2004. — ISBN 99941-920-1-9.
- ↑ ՊԵՊՈ (am-AM). Архивировано 16 июня 2021 года. Дата обращения 2018 թ․ նոյեմբերի 27.