Пепо (пьеса)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пепо
Պեպո
Жанр комедия
Автор Габриел Сундукян
Язык оригинала армянский
Дата написания 1870

«Пепо» — комедийная пьеса Габриеля Сундукяна, написанная в 1870 году[1][2] и состоящая из трех действий. В пьесе отражен конфликт между двумя противоборствующими социальными классами, буржуазией и народными массами. Праведные герои обладают высоким достоинством и высокими моральными качествами. Образ главного героя Пепо является воплощением справедливого народа. «Пепо» — это драма целого социального класса. Первое тетральное представление состоялось 29 апреля 1871 года в Тифлисе.

Предыстория

По словам Сундукяна, идея написать такую комедию возникла после просмотра пьесы Никогайоса Пугиняна «Куда бы ты ни пошел, ты должна жениться». Об этом Сундукян писал в предисловии к «Пепо»[3]. Идея, вложенная в образ Шамира, главного героя комедии Пугиняна, заключается в том, чтобы не терпеть позора, добиваясь цели любой ценой, что нашло отражение в произведении Сундукяна в сюжетной линии Пепо. Сундукян использовал хулигана Шамира, смекалистого, веселого и смешного, для создания своего главного героя. Найдя типичную конфликтную ситуацию жизни Пепо, Сундукяну становится легче строить сюжет пьесы[3].

«Пепо» изначально задумывался как легкая комедия, близкая по художественному оформлению к работе Пугиняна[4]. Есть сходство и в характере Эфемии Сундакяна с Доримией Пугиняна. По возрасту и финансам они обе похожи и ведут роскошную жизнь. В конечном итоге Сундукян не создает задуманной забавной комедии. Образ жесткого и грубого «кинто», решающего все кулаками, сменяется благородным Пепо. Запроектированный сюжет позволил вместо однострочного образа мелкого торговца создать более художественно-социального героя. В то же время конфликт в пьесе позволял связываться с более глубокими социальными явлениями, отношениями, психологией[5].

Cюжет и анализ

Пьеса состоит из трех действий, первое из которых и последнее исполняется в доме Пепо, а второе — в доме Зимзимова. Действия, в свою очередь, делятся на сцены. Действие происходит в Тифлисе в 1870-х годах.

Кекел, сестру главного героя, только-только засватали, пообещав жениху сто туманов, то есть приданое в тысячу рублей. Покойный отец Пепо позаимствовал эти деньги Зимзимову, но вексель, подтверждающий долг, был утерян. Зимзимов наличие долга отрицает, и в конечном итоге жених отказывает Кекел в женитьбе, потому что не получил приданого. Это был большой позор для Кекел и ее родственников.

Происходит столкновение между Пепо и Зимзимовым. Последний грозит главному герою тюрьмой по обвинению в клевете. Однако подтверждающая долг бумага находится, и Зимзимов начинает пытаться помириться с Пепо, чтобы избежать позора, обещая вернуть в несколько раз больше денег, чем был сам долг. Но Пепо не хочет мириться. Он предпочитает сесть в тюрьму, чтобы отомстить Зимзимову за всех, кого он обманул. Пепо понимает, что он не одинок, и Зимзимов ограбил сотен таких же людей. Он хочет во что бы то ни стало раскрыть истинное лицо лживого торговца.

При анализе «Пепо» в литературоведении обычно акцентируют внимание на социальной природе пьесы, оставляя в стороне ее психологическую сторону. Однако Сундукян смог провести в Пепо глубокий психологический анализ, применив этот метод практически ко всем героям комедии и ключевым событиям. Анализируя вьесу, Ваан Терян акцентировал внимание именно на психологической стороне пьесы[6].

Драма, разворачивающаяся вокруг Кекел — лишь часть трагедии ее семьи. Но ядром пьесы является персонаж Пепо и в социальном, и психологическом плане. Пепо был единственным мужчиной в семье, единственной надеждой матери и сестры, единственной опорой семьи. Он был обязан обеспечить семью и выдать замуж свою единственную сестру. Через это Сундукян попытался развернуть психологическую драму бессильного, но благородного Пепо. Чувство долга и невозможности его выполнить создает внутри Пепо острый психологическмй конфликт. Счастливый, беззаботный рыбак, представленный в начале комедии, преображается, приобретает глубокий психологический драматизм. Бывший свободный человек теперь сталкивается с реальностью общественной самооценки и самопознания. Он должен денег за приданое своей сестры, но не в состоянии выплатить его и получает постановление суда отправить его в тюрьму. Все это унижает достоинство Пепо и попирает его веру. Он начинает удивляться несправедливости в мире, осознавая собственную честность и нищету.

Пепо впадает в тяжелые психологические переживания. Но случайное появление документа, подтверждающего его правоту, выводит Пепо из депрессии, его образ приобретает новое качество, отличное от прежнего. После страданий Пепо стремится восстановить справедливость и вытащить на чистую воду обманщика Зимзимова[7]. Пепо вроде бы верит в победу справедливости, но на самом деле все обстоит иначе[5].

Главный герой

Ни в одной из пьес, предшествовавших «Пепо», Сундукян не сделал простого рабочего человека главным героем произведения. В первых комедиях Сундукяна нет персонажей, принадлежащих к этому социальному классу. Герои в предыдущих пьесах были больше купцами, молодые выпускниками университетов, дворяне и так далее. Пепо — это первая работа Сундукяна, где основной сюжет вращается только вокруг обычного люда.

Изначально Сундукяна не интересовало, кто такой Пепо по профессии, как он выглядит и т. д. Ключом было культивирование Пепо, что говорило о нелегкой и горькой судьбе героя. Он хорошо представлял себе положение земледельца, так как в 1865 г. являлся одним из идеологов восстания тифлисских союзников. Поддержка чернорабочих выражалась в том, что Сундукян при написании свитков подписался как «Хамал», то есть чернорабочий. Выбрав конфликтующие стороны пьесы из противоположных социальных слоев, Сундукян представил общественный строй того времени. В монологах Пепо можно найти строки, выражающие радость и восторг от любимого занятия. Но, несмотря ни на что, Пепо и ему подобные люди были угнетены обществом и лишены всякиз гражданских прав. Пепо был честен, он не мог себе позволить обманывать, грабить, накапливать богатство, и таким образом, у него не было никакой власти. Сундукян показывает поляризованную реальность, где с одной стороны готовые на все скупые зимзимовы, с другой — их жертвы в лице Пепо, Кекел и их матери Шушан. Сундукян приписывает последним те ценности, как то: совесть, честность и доброта, которых не хватало зимзимовым[5].

Сундукян не представил в своем произведении исторические закономерности социально-экономического развития, обусловившие описанное настоящее. Он больше сосредоточился на личности, немного идеализируя, создавая в ней совершенного человека.

Неизвестно, был ли у Сундукяна прототип Пепо при написании пьесы (помимо главного героя произведения Никогойоса Пугиняна). Сундукян, однако, ответил, что Пепо совершенно независим от виденных им в разное время бездушных, трудолюбивых кинто; также он сравнил себя с Пепо[8].

В «Пепо» я Пепо в виде простого кинто… Те самые резкие выражения, которые Пепо говорит Зимзимову, невозможны, но я сказал своему оппоненту в присутствии свидетелей, прежде чем написать «Пепо»

Габриел Сундукян, предисловие к пьесе «Пепо»

При создании Пепо автор сосредоточился на основном содержании пьесы, его меньше интересовали внешний вид и обстоятельства. Этого можно понять, приняв во внимание несколько фактов. Во-первых, в рукописи пьесы раздел «Действующие лица» помещен значительно позже начала[9]. Потом при написании комедии у Сундукяна были некоторые шероховатости: история существования купюры и ее утраты изначально не существовала. Только тогда, почувствовав в этом необходимость, Сундукян преобразовал сцену разговора Пепо и Какулу так, что можно было бы добавить историю о долге[10]. Сундукян четко не решил, каким будет найден документ о долге Зимзимова. Его интересовало только то, что эта бумана должна быть найдена, то есть только принципиальная сторона[11]. И, наконец, обширные и точные примечания в печатном тексте «Пепо» — результат будущей работы автора. В первоначальной рукописи «Пепо» они очень короткие.[5][12] О том, как выглядел сам Пепо автор узнал гораздо позже, уже после написания пьесы.

Конец

Пьеса заканчивается тем, что Эоване, не достигший своей цели, угрожает Пепо и уходит. Последние слова Эовоне, кажется, останавливают борьбу Пепо за честность и справедливость, оставляя чувство беспокойства и сожаления о судьбе Пепо. Таким же образом был выражен образ Пепо в исполнении Чмшкяна[13]. В первоначальной концовке у Пепо не было того ощущения победы, которое характерно для второй. Однако первая не удовлетворила Сундукяна. Во второй концовке он немного идеализирует героя, где Пепо гордится победой «верной справедливости» и человечности. У. Арутюнян писал, что этот второй финал зрители всегда принимали с большим энтузиазмом.[5][14]

В культуре

Театральные постановки

Первый спектакль по пьесе состоялся 29 апреля 1871 г. и прошел с успехом (публика бурными аплодисментами пригласила автора на сцену и не отпускала его около получаса). Актером Пепо был известный актер Гор Чмшкян. В период 1874-75 годов спектакль был представлен в Тифлисе на русском языке, в том же сезоне пьеса была повторена в Москве. В октябре 1874 г. был поставлен на грузинском языке в Кутаисе в исполнении Ан. Курцелидзе и Кетеван Арамян, и с тех пор шел в различных театрах Грузии. В начале 20 века «Пепо» был поставлен в Тебризе на татарском языке. Позже спектакль был повторно поставлен на азербайджанском языке в Баку и стал одним[15] спектаклей азербайджанского театра.

Национальный академический театр Габриеля Сундукяна открылся 25 января 1922 года в Эривани как первый государственный театр, первым спектаклем, поставленным на сцене был «Пепо». 13 декабря 2016 года театр Сундукяна вновь открыл свои двери после ремонта снова[16] спектаклем «Пепо».

Фильм

Сценарий создан по сюжету Пепо, первого армянского звукового фильма. Премьера состоялась 15 июня 1935 года, режиссёр — Амо Бекназарян. Пепо сыграл Грачья Нерсисян, а Зимзимова — Авет Аветисян[17]. Продолжительность фильма составляет 88 минут[18].

Статуя

В Ереване есть статуя, посвященная Пепо. Она расположена в Английском парке Еревана, между улицами Мовсеса Хоренаци и Григора Лусаворича. Архитектор статуи — Марк Григорян, скульптор — народный художник СССР Григор Агаронян[19][20].

Примечания

  1. Карапетян. «Перевод Пепо на русский язык». Լրաբեր (12—5).
  2. Գաբրիել Սունդուկյան. Պեպո։ Կատակերգություն երեք արարվածով (арм.). — Հայպետհրատ, 1950. Архивная копия от 14 мая 2021 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 Գաբրիել Սունդուկյան. Երկերի լիակատար ժողովածու. — Երևան: Հայպետհրատ, 1951. — Т. 2. — С. 9.
  4. Գաբրիել Սունդուկյանի արխիվ, ԳԹԱ, բաժին 5, գիրք 6, էջ 10։
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Բաբայան (1983). ««Պեպոյի» ստեղծման պատմությունից». Բանբեր Երևանի համալսարանի (2 (50)): 142—149.
  6. Տեր-Գրիգորյան, Վահան. Սունդուկյանի «Պեպոն». — Էջմիածին, 1905. — P. 7.
  7. ԳԹԱ, Սունդուկյանի արխիվ, բաժին 1, գիրք 44, թիվ 58-59
  8. Ժամանակակիցները Սունդուկյանի մասին. — Երևան : Հայաստան, 1976. — P. 167.
  9. Պեպոյի ձեռագիրը, թիվ 1
  10. Պեպոյի ձեռագիրը, թիվ 7 և 8
  11. Սունդուկյանը ձեռագրի 17-րդ էջում գրել է՝ «Մինչև երրորդ արարվածը կսկսեի, իս համոզված էի, որ բարաթը պետք է Պեպոյի տունը լուս ընկնի»
  12. Գաբրիել Սունդուկյան. Երկերի լիակատար ժողովածու (арм.). — Երևան: Հայպետհրատ, 1951. — Т. 2. — С. 11.
  13. Դերենիկ Դեմիրճյան. Հուշեր և խոհեր հայ թատրոնի մասին. — Երևան, 1959. — Т. 6. — С. 530.
  14. Հարությունյան (06.05.1966). «Սունդուկյանի Պեպոն». Կոմունիստ.
  15. Շտիկյան (21.05.1976). «Պեպոն». Ավանգարդ (61).
  16. «Պեպոն» կրկին մայր թատրոնի բեմում է (арм.). Архивировано 18 мая 2022 года. Дата обращения 2018 թ․ նոյեմբերի 27.
  17. «Հայկական կինոյի էջերից» ծրագիրը մեկնարկեց «Պեպո» ֆիլմի ցուցադրությամբ (арм.). Архивировано 18 мая 2022 года. Дата обращения 2018 թ․ նոյեմբերի 27.
  18. Պեպո (недоступная ссылка). www.arm-cinema.am. Дата обращения: 2018 թ․ նոյեմբերի 27. Архивировано 2018 թ․ հոկտեմբերի 20.
  19. Արթուր Խանջյան. Երևանի արձանները. — Երևան: ՎՄՎ Փրինթ, 2004. — ISBN 99941-920-1-9.
  20. ՊԵՊՈ (am-AM). Архивировано 16 июня 2021 года. Дата обращения 2018 թ․ նոյեմբերի 27.