Пенцлин, Эдуард Адольфович
Эдуард Пенцлин | |
---|---|
Имя при рождении | Эдуард Адольфович Пенцлин |
Гражданство |
Российская империя СССР |
Профессия | кинорежиссёр |
Карьера | 1927—1959 |
Эдуард Адольфович Пенцлин (16 ноября 1903, Харьков — 9 июля 1990, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист.
Биография
Родился в 1903 году в Харькове. Его отец происходил из семьи Роберта и Терезы Пенцлиных, эмигрировавших из Германии в Российскую империю в первой половине 19 века и проживавших в немецком поселении под Киевом. Его дядя Оттон Робертович Пенцлин был управляющим делами и поверенным лицом генерала от артиллерии Леонида Адамовича[1].
В 1927 году окончил режиссёрское отделение Государственного техникума кинематографии (ГТК). По окончании кинотехникума был ассистентом Льва Кулешова, который по приглашению Госкинопрома Грузии работал над фильмом «Паровоз Б — 1000» по сценарию Сергея Третьякова[2]. Впоследствии снял несколько документальных фильмов. Познакомившись с Михаилом Роммом, тогда ещё начинающим сценаристом, договорился с ним, что они вместе поставят свой первый игровой фильм. Но так получилось, что «Пышку» Ромм снял самостоятельно[3].
В 1936—1937 годах совместно с Михаилом Роммом работал над экранизацией повести Александра Пушкина «Пиковая дама». Однако проект так и не был реализован[4][5]. В 1939 году на Киевской киностудии поставил свой первый игровой фильм — «Истребители», повествующий о становлении советских военных лётчиков. В мае 1941 года на экраны вышла его экранизация романа Жюля Верна «Таинственный остров», снятая на Одесской киностудии.
С началом Великой Отечественной войны вместе с другими сотрудниками Одесской киностудии был эвакуирован в Ташкент, где в 1942 году снял фильм «Дорога к звёздам», вызвавший критику со стороны начальника управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Георгия Александрова за «пустоту» и «бутафорские приёмы». В докладной записке от 21 июля 1943 года он писал[6]:
...немецкий ас изображён в картине сильным, волевым и зрелым лётчиком, а советский лётчик — герой фильма выглядит тщедушным и изнеженным мальчиком, победа которого над немцем в картине не обоснована.
В 1945—1946 годах работал в Алма-Ате над фильмом «Очарованный сержант»[7], который был исключён из производственного плана Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об утверждении плана производства художественных кинофильмов на 1946—1947 гг. и состава художественного совета при Министерстве кинематографии СССР» от 17 июля 1946 года[8].
Как этнический немец «в соответствии с решением правительства» жил на спецпоселении, в 1948 году получил запрет на выезд для съёмок в Минск. Позднее Министерство кинематографии СССР смогло добиться его перевода на Свердловскую киностудию, на которой в то время снимались только документальные, научно-популярные и учебные фильмы[9]. В 1956 году совместно с Фёдором Кнорре (он же автор сценария) поставил на Рижской киностудии фильм «После шторма» — о драме капитана, несправедливо уволенного с корабля начальником пароходства. В 1959 году на Свердловской киностудии снял фильм-балет «Журавлиная песнь».
Был женат на детской писательнице Серафиме Петровне Полоцкой (1916—1988). Супруги проживали в Москве на улице Часовой[10], в одном доме с писателем Борисом Васильевым.
Скончался 9 июля 1990 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище[11].
Фильмография
Режиссёр
- 1929 — Без чудес (документальный, короткометражный)
- 1930 — Химизация (документальный, короткометражный)
- 1931 — День (документальный, короткометражный)
- 1931 — Таджикистан (документальный, короткометражный)
- 1939 — Истребители
- 1941 — Таинственный остров
- 1943 — Дорога к звёздам
- 1956 — После шторма
- 1959 — Журавлиная песнь
Сценарист
- 1959 — Журавлиная песнь
Примечания
- ↑ Сергей Шило, краевед. Оттон Робертович Пенцлин в Новороссийске . Новороссийские известия (2011-24-07). Дата обращения: 17 января 2016. Архивировано 27 марта 2017 года.
- ↑ Кулешов Л. Хохлова А. 50 лет в кино. — М.: Искусство, 1975, с. 117.
- ↑ Ромм М. Избранные произведения в 3-х томах. Том 2: О себе, о людях, о фильмах. — М.: Искусство, 1981, с. 142.
- ↑ Искусство кино. — 1936. — № 2, с. 64. . Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 12 ноября 2020 года.
- ↑ Искусство кино. — 1936. — № 11, с. 54. . Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 18 ноября 2020 года.
- ↑ Фомин В. И. Кино на войне: документы и свидетельства. — М., Материк, 2005, c. 477.
- ↑ Большаков И. Советское кино в первом послевоенном году // Советское искусство : газета. — 1946. — 1 марта (№ 10 (994)). — С. 2.
- ↑ Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об утверждении плана производства художественных кинофильмов на 1946—1947 гг. и состава художественного совета при Министерстве кинематографии СССР» . Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 24 ноября 2020 года.
- ↑ Александр Дерябин. Летопись Российского кино. 1946–1965. — М.: Канон-плюс, 2010. — С. 69. — 694 с.
- ↑ Михаил Козаков. Третий звонок. — М.: АСТ, 2020. — ISBN 978-5-04197-187-8.
- ↑ ПЕНЦЛИН Эдуард Адольфович (1903 – 1990) . Сайт «Московские могилы». Дата обращения: 17 января 2016. Архивировано 11 мая 2016 года.
Ссылки
- Кино и время: Бюллетень. Вып. 3 / Редкол.: А. Александров, О. Якубович-Ясный (отв. ред.) и др. — М.: Госфильмофонд СССР, 1963. — 543 с. — С. 203—204
- Эдуард Пенцлин (англ.) на сайте Internet Movie Database