Пенцлин, Эдуард Адольфович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдуард Пенцлин
Имя при рождении Эдуард Адольфович Пенцлин
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия кинорежиссёр
Карьера 1927—1959

Эдуард Адольфович Пенцлин (16 ноября 1903, Харьков — 9 июля 1990, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист.

Биография

Родился в 1903 году в Харькове. Его отец происходил из семьи Роберта и Терезы Пенцлиных, эмигрировавших из Германии в Российскую империю в первой половине 19 века и проживавших в немецком поселении под Киевом. Его дядя Оттон Робертович Пенцлин был управляющим делами и поверенным лицом генерала от артиллерии Леонида Адамовича[1].

В 1927 году окончил режиссёрское отделение Государственного техникума кинематографии (ГТК). По окончании кинотехникума был ассистентом Льва Кулешова, который по приглашению Госкинопрома Грузии работал над фильмом «Паровоз Б — 1000» по сценарию Сергея Третьякова[2]. Впоследствии снял несколько документальных фильмов. Познакомившись с Михаилом Роммом, тогда ещё начинающим сценаристом, договорился с ним, что они вместе поставят свой первый игровой фильм. Но так получилось, что «Пышку» Ромм снял самостоятельно[3].

В 1936—1937 годах совместно с Михаилом Роммом работал над экранизацией повести Александра Пушкина «Пиковая дама». Однако проект так и не был реализован[4][5]. В 1939 году на Киевской киностудии поставил свой первый игровой фильм — «Истребители», повествующий о становлении советских военных лётчиков. В мае 1941 года на экраны вышла его экранизация романа Жюля Верна «Таинственный остров», снятая на Одесской киностудии.

С началом Великой Отечественной войны вместе с другими сотрудниками Одесской киностудии был эвакуирован в Ташкент, где в 1942 году снял фильм «Дорога к звёздам», вызвавший критику со стороны начальника управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Георгия Александрова за «пустоту» и «бутафорские приёмы». В докладной записке от 21 июля 1943 года он писал[6]:

...немецкий ас изображён в картине сильным, волевым и зрелым лётчиком, а советский лётчик — герой фильма выглядит тщедушным и изнеженным мальчиком, победа которого над немцем в картине не обоснована.

В 1945—1946 годах работал в Алма-Ате над фильмом «Очарованный сержант»[7], который был исключён из производственного плана Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об утверждении плана производства художественных кинофильмов на 1946—1947 гг. и состава художественного совета при Министерстве кинематографии СССР» от 17 июля 1946 года[8].

Как этнический немец «в соответствии с решением правительства» жил на спецпоселении, в 1948 году получил запрет на выезд для съёмок в Минск. Позднее Министерство кинематографии СССР смогло добиться его перевода на Свердловскую киностудию, на которой в то время снимались только документальные, научно-популярные и учебные фильмы[9]. В 1956 году совместно с Фёдором Кнорре (он же автор сценария) поставил на Рижской киностудии фильм «После шторма» — о драме капитана, несправедливо уволенного с корабля начальником пароходства. В 1959 году на Свердловской киностудии снял фильм-балет «Журавлиная песнь».

Был женат на детской писательнице Серафиме Петровне Полоцкой (1916—1988). Супруги проживали в Москве на улице Часовой[10], в одном доме с писателем Борисом Васильевым.

Скончался 9 июля 1990 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище[11].

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

  • 1959 — Журавлиная песнь

Примечания

  1. Сергей Шило, краевед. Оттон Робертович Пенцлин в Новороссийске. Новороссийские известия (2011-24-07). Дата обращения: 17 января 2016. Архивировано 27 марта 2017 года.
  2. Кулешов Л. Хохлова А. 50 лет в кино. — М.: Искусство, 1975, с. 117.
  3. Ромм М. Избранные произведения в 3-х томах. Том 2: О себе, о людях, о фильмах. — М.: Искусство, 1981, с. 142.
  4. Искусство кино. — 1936. — № 2, с. 64.. Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 12 ноября 2020 года.
  5. Искусство кино. — 1936. — № 11, с. 54.. Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 18 ноября 2020 года.
  6. Фомин В. И. Кино на войне: документы и свидетельства. — М., Материк, 2005, c. 477.
  7. Большаков И. Советское кино в первом послевоенном году // Советское искусство : газета. — 1946. — 1 марта (№ 10 (994)). — С. 2.
  8. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об утверждении плана производства художественных кинофильмов на 1946—1947 гг. и состава художественного совета при Министерстве кинематографии СССР». Дата обращения: 12 ноября 2020. Архивировано 24 ноября 2020 года.
  9. Александр Дерябин. Летопись Российского кино. 1946–1965. — М.: Канон-плюс, 2010. — С. 69. — 694 с.
  10. Михаил Козаков. Третий звонок. — М.: АСТ, 2020. — ISBN 978-5-04197-187-8.
  11. ПЕНЦЛИН Эдуард Адольфович (1903 – 1990). Сайт «Московские могилы». Дата обращения: 17 января 2016. Архивировано 11 мая 2016 года.

Ссылки