Пекур, Луи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Луи Пекур
Louis Pécour или Pécourt
Гравюра по портрету работы худ.Робера ТурньераГравюра по портрету работы худ.Робера Турньера
Имя при рождении Louis-Guillaume Pécour (Pécourt)
Дата рождения 10 августа 1653(1653-08-10)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 22 апреля 1729(1729-04-22) (75 лет)
Место смерти Париж, Франция
Гражданство  Франция
Профессия артист балета, балетмейстер, балетный педагог

Луи-Гийо́м Пеку́р (фр. Louis-Guillaume Pécour (ou Pécourt); 10 августа 1653 (Русская балетная энциклопедия называет и другие возможные даты рождения: 1651 и 1658[1]), Париж — 22 апреля 1729, Париж) — французский балетный артист и хореограф, один из самых первых профессиональных балетных деятелей.

Биография

Ученик и последователь Пьера Бошана, первого теоретика балетного искусства, сформулировавшего основные правила и позиции классического балета и его терминологию, основоположника и первого директора балетной труппы Королевской академии музыки. Дебютировал в 1671 году в трагедийном балете «Психея», сочиненным по заданию Людовика XIV величайшими литераторами эпохи Мольером, Пьером Корнелем и Филиппом Кино на музыку Ж.-Б.Люлли и поставленным Пьером Бошаном.

В 1674 году на сцене Парижской академии музыки Луи Пекур исполнил партию Кадма в лирической трагедии Люлли «Кадм и Гермиона»[1]. Вскоре он стал первым танцовщиком, исполнителем главных партий. Баланчин в своей Хронологии отмечал: «Он был „красив и хорошо сложен“, танцевал „со всевозможным благородством“, всегда появлялся на сцене „с грацией и энергией“ и был „так учтив в беседе, что величайшие вельможи находили удовольствие в его компании“»[2]. В дальнейшем Пекур постоянно выступал в балетах, поставленных своим педагогом, и постепенно сам стал создавать хореографические номера.

В марте 1687 года, когда по смерти композитора Жана-Батиста Люлли Пьер Бошан должен был занять его место по работе в лицее Людовика Великого, Луи Пекур занял место своего педагога в Королевской академии музыки, став там директором балетной труппы, и занимал этот пост до самой смерти. В 1687 одновременно с директорством в балетной труппе он получает еще одну должность, в которой пробыл до 1703 года, — суперинтендант королевских балетов[1].

Более всего Пекур танцевал в операх и балетах композитора Жана-Батиста Люлли, с которым постоянно сотрудничал Пьер Бошан: «Тезей» (1675), «Атис» (1686), «Беллерофон» (1680), «Триумф любви» (1681), «Персей» (1682), «Храм мира» (1685).

Как хореограф он поставил танцы в очень большом количестве опер, среди которых «Ахилл и Поликсена» Ж.- Б. Люлли (1687), «Семела» М.Маре (1709), «Суд Париса» Бертена (1718) и мн. др.[1]. Также ему приписывается создание хореографии балета Андре Кампра «Галантная Европа» (1697, театр Пале-Рояль) — одного из первых произведений жанра оперы-балета.

Особенно прославилась его постановка, созданная совместно с Пьером Бошаном, 21 января 1681 г. в замке Сен-Жермен спектакля «Триумф любви» (Le Triomphe de l'Amour) на музыку Люлли. В представлении принимали участие как профессиональные танцовщики, так и вельможи королевского двора Людовика XIV, в том числе члены королевской фамилии и их свиты: принцы, принцессы, герцоги, королевские любовницы etc[3]. Через четыре месяца это же представление состоялось на театральной сцене Парижской оперы[4], и все женские роли там исполняли женщины, что являлось большим новшеством времени (до того профессиональный балет был исключительно мужским — он и родился из мужского занятия фехтования), а в сольном танце выступала балерина мадмуазель Лафонтен[5]. Другую женскую партию исполняла Мария-Тереза де Сублиньи[6], в скором времени сменившая Лафонтен в качестве балетной примы.

За свою жизнь Луи Пекур создал множество танцевальных постановок как на сцене Академии музыки, так и при королевском дворе и в иезуитской школе им. Людовика Великого.

В 1701 в Париже была издана книга «Хореография, или Искусство записи танца», это первая большая теоретическая книга о балете, которую собрал и разработал Р.-О. Фёйе (Raoul-Auger Feuillet), однако по мнению Баланчина, авторство долго приписывалось Луи Пекуру[2], танцевальные разработки которого вошли в эту книгу.

Скончался Луи Пекур 22 апреля 1729 года на сцене Королевской Академии музыки во время представления оперы Андре Кампра «Танкред[англ.]», где был занят в танцевальном дивертисменте.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Пекур в энциклопедии балета. Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 17 ноября 2012 года.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Хронология балета Дж. Баланчина (недоступная ссылка)
  3. Энциклопеция «Сesar», Le TRIOMPHE DE L'AMOUR (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 февраля 2011. Архивировано 28 ноября 2007 года.
  4. HISTORY OF DANCE (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 февраля 2011. Архивировано 3 мая 2017 года.
  5. Сайт о танцах (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 февраля 2011. Архивировано 8 августа 2011 года.
  6. Cesar, Tom 2, page 238 (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 февраля 2011. Архивировано 18 мая 2006 года.