Пейзаж с гиббонами

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сэссон Сюкэй
Пейзаж с гиббонами. около 1570
猿猴捉月図屏風
157,5 × 348 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Пейзаж с гиббонами» (яп. 猿猴捉月図屏風) — роспись по шестистворчатой ширме японского художника и дзэн-буддийского монаха Сэссона Сюкэя, созданная примерно в 1570 году. Работа выполнена тушью на бумаге. С 1992 года произведение находится в собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке[1].

На ширме изображено несколько гиббонов на фоне горного пейзажа и луны. Гиббоны обитали в горах на юге Китая и не водились в Японии. О них в Японии стало известно исключительно из китайской поэзии и живописи[1]. Тем не менее, в Японии образ гиббона стал отчасти популярнее, чем в Китае или Корее[2]. Гиббоны весьма часто изображались не только в классических формах японской живописи, но и в произведениях лакового искусства, на предметах пользования (хранилищах для каллиграфических инструментов (судзури-бако), коробочек с лекарствами (инро), сигаретами, косметикой, а также тарелках, чашках, чайниках, гардах, эфесах и ручках разных видов оружия)[2].

В живописи особую известность приобрели произведения с обезьянами буддийского монаха и представителя чаньской живописи Му Ци[1]. Му Ци поддерживал контакты с японскими монахами, жившими в столице Южной Сун, поэтому подавляющее большинство работ Му Ци в скором времени оказалось в буддийских монастырях Японии. Росписи тушью на ширмах в стиле Му Ци стали популярны в Японии в XV веке[3]. Как и на абсолютном большинстве произведений японских художников, Сэссон Сюкэй изображает гиббонов с тёмной шерстью на теле и светлой шерстью на голове (гиббоны со светлой шерстью появились лишь на нескольких произведениях японских художников); как и на большинстве японских картин, у гиббонов большая голова, покрытая густой шерстью, и весьма небольшая морда относительно размера всей головы[2].

В литературе Китая того времени гиббон часто изображался как символ одиночества, в даосском фольклоре он считался обладателем колоссальной энергии (ци)[1][3]. На росписи Сэссона Сюкэя гиббоны тянутся к отражению луны в воде и олицетворяют собой поиск и стремление к просветлению, но их путь оказывается ложным[1]. Наиболее близким к просветлению, возможно, оказывается одинокий, будто бы медитирующий гиббон, поскольку он ищет его внутри себя, а не снаружи[3]. Гиббон, тянущийся к луне или её отражению, стал одним из популярных сюжетов в искусстве Японии того времени[2]. Часто он символизировал человеческую глупость, бессмысленные желания[2]. Будучи дзэн-буддийским монахом, Сэссон Сюкэй отразил в этой, как и во многих других своих работах, философские и религиозные мотивы[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 猿猴捉月図屏風 Gibbons in a Landscape (англ.). The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 22 июля 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Thomas Geissmann. Gibbon paintings in China, Japan, and Korea: Historical distribution, production rate and context. Anthropological Institute, University Zürich-Irchel. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 10 ноября 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Rochelle Almeida. Gibbons in Landscape (англ.). Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 18 января 2018 года.