Пейзаж с Христом и сотником

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьер Патель, Эсташ Лесюэр
Пейзаж с Христом и сотником. 1652 год
Холст, масло. 76,5 × 113,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
инв. ГЭ-1198

«Пейзаж с Христом и сотником» — картина из собрания Государственного Эрмитажа, написанная совместно французскими художниками Пьером Пателем и Эсташем Лесюэром.

Картина представляет романтический фантазийный пейзаж с архитектурными конструкциями, на фоне которых разворачивается сцена встречи Иисуса с сотником, который молит Христа исцелить его слугу. Этот эпизод описан в Евангелии от Луки (7:2—10): «Иисус пошёл с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой; Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово и выздоровеет слуга мой»[1].

Отмечается, что на картине собраны разрозненные архитектурные и скульптурные элементы различных эпох: слева на первом плане лежат обломки античной колонны и барельефа, слева на дальнем плане высится руинированная средневековая башня-донжон, справа высится ренессансная руина с идущим по низу фризом с сценами триумфа и охоты, перед ней находится статуя речного бога. За руиной высится раннебарочное строение, сквозь арки которого проглядывает некое колизееподобное сооружение[2].

Изображено неожиданно много персонажей: Иисус и две группы апостолов, перед ним коленопреклонённый сотник в сопровождении друга и сына, за ними на дальнем плане на берегу водоёма множество крошечных фигур рыбаков и прогуливающихся по берегу; несколько фигур расположено возле статуи речного бога, правее два стражника с копьями; на ступенях, поднимающихся к барочным аркам, и под самими арками — несколько групп беседующих персонажей. Всего насчитывается 57 фигур на разных планах[2].

Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 76,5 × 113,5 см. Слева внизу, чуть правее лежащего обломка колонны, расположена подпись художника и дата: «P PATEL. 1652»[3].

Как следует из авторской подписи картина была создана в 1652 году. Ранняя её история не установлена. В XVIII веке она принадлежала Ж. де Жюльену и 30 марта 1767 года была приобретена князем Д. А. Голицыным в Париже на распродаже собрания Жюльена. В предпродажном каталоге, составленном Пьером Реми, сказано: «Богатый пейзаж, вид на море и различные дворцы, элегантно написанные. На разных планах расположены пятьдесят семь фигур, самая большая из которых имеет пропорцию 3 дюйма. Сюжет — сотник, предстающий перед Господом. Это произведение по праву пользуется репутацией: пейзаж и архитектура работы Пателя, а фигуры Эсташа ле Сюера. Нам кажется, что эти два знаменитых художника хотели увековечить свою память этим шедевром»[4].

Хранитель французской живописи XV—XVII веков в собрании Эрмитажа Н. К. Серебрянная говорит, что на полях каталога Жюльена имеется пометка, что картина была куплена «la Czarine» за 2031 ливр и 1 су[2], однако неизвестно чьим экземпляром каталога она пользовалась. При описании картины «Милосердие» работы Джованни Бенедетто Кастильоне, купленной как работа Пуссена для Эрмитажа на той же распродаже, она упоминает о рукописных комментариях П.-Ж. Мариетта на полях экземпляра этого каталога, ныне хранящегося в библиотеке Музея Виктории и Альберта в Лондоне[5]. Однако на полях каталога, находящегося в собрании Национальной библиотеки Франции, указано, что картину Пателя и Лесюэра (№ 227 по каталогу) за 2031,1 ливр купил «Prince Galitzain»[4], т. е. «князь Голицын» — князь Дмитрий Алексеевич Голицын был российским послом при Версальском дворе и именно он осуществлял сделки по приобретению коллекций Брюля, Кроза, Троншена[фр.] и Кобенцля, а также по особому поручению императрицы Екатерины II осуществлял многочисленные приобретения картин на аукционах для Императорского Эрмитажа[6], в том числе им были куплены многие значительные картины на распродаже собрания Жюльена[7].

В инвентарные описи Государственного Эрмитажа картина внесена под № ГЭ-1198. Выставляется в Зимнем дворце в зале 281[8]

Примечания

Литература