Пейзаж с Аполлоном и Марсием

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Клод Желле по прозванию Лоррен
Пейзаж с Аполлоном и Марсием. Около 1639 года
Холст, масло. 101,5 × 133,5 см
Пушкинский музей, Москва
инв. Ж-915

«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» — картина французского художника Клода Желле по прозванию Лоррен из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинского музея).

Картина иллюстрирует популярный сюжет «Состязание Аполлона и Марсия», описанный многими античными авторами, в частности Овидием в «Метаморфозах»: Аполлон и сатир Марсий стали соревноваться, кто из них сильнее в музыке, Аполлон играл на лире, а Марсий на шалмее (в ряде источников упоминается флейта Пана). В качестве судьи была Афина, победитель по условиям соревнования сам выбирал наказание для побеждённого. В центральной части картины Афина водружает на голову Аполлона лавровый венок победителя, а в правой части показан эпизод, случившийся сразу после этого: Аполлон собирается жестоко наказать Марсия, посмевшего бросить ему вызов — сатир уже привязан к дереву и рядом слуга затачивает нож, которым Аполлон будет сдирать с Марсия кожу (Метаморфозы, VI, 383—391). С тыльной стороны картины находятся красная сургучная печать (собрания Кроза?) и черной краской написаны цифры «3429» — под этим номером картина была внесена в опись Эрмитажа 1859 года[1].

По замечанию Е. Б. Шарновой, Лоррен при изображении Марсия допустил ошибку: у ног сатира лежит не флейта Пана и не шалмей, а волынка. Также она отмечает что фигуры Аполлона и Марсия написаны Лорреном под влиянием фрески Рафаэля на плафоне Станцы дела Сеньятура в Папском дворце в Ватикане[2].

Лист с зарисовкой картины из «Liber Veritatis», гравированный Р. Ирломом

Лоррен большинство своих работ зарисовывал в своём дневнике «Liber Veritatis», «Пейзажу с Аполлоном и Марсием» в этом дневнике соответствует рисунок № 45. Под рисунком имеется подпись на французском языке «quadre facit per m. Perochet» («сделано для г. Пероше») [3]. Из этой подписи следует, что картина была создана по заказу известного парижского коллекционера Гийома Пероше. Всего Лоррен в 1637—1639 годах написал для него четыре произведения. С 1755 года картина значилась в собрании Кроза и в 1772 году вместе со всем этим собранием, через посредство Ф. Троншена, была приобретена императрицей Екатериной II для Эрмитажа. В 1924 году была передана в новообразованный Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Выставляется в Главном здании музея в зале 21[4].

В творчестве Лоррена есть ещё одна картина на этот сюжет, написанная в 1645 году. Композиционно она очень близка московской картине, но в зеркальном отображении. Её рисунок также имеется в «Liber Veritas» под № 95. Эта картина находится в собрании графов Лестеров в усадьбе Холкем-холл. В 1777 году все рисунки из «Liber Veritas» были гравированы английским художником Ричардом Ирломом и сам дневник в трёх томах впервые был издан Джоном Бойделом[англ.][5].

Примечания

Литература

  • Кузнецова И. А., Шарнова Е. Б. Франция XVI — первой половины XIX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-57-8.
  • Liber Veritatis; or A Collection of prints, after original designs of Claude Lorrain; in the collection of his Grace Duke of Devonshire. Executed by Richard Earlom in the manner and taste of the drawings. — London: Published by messrs Boydell and Co Cheapside, 1777. — Vol. 1.