Певческий мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Певческий мост
Область применения автомобильный, пешеходный,
Пересекает река Мойка
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции арочный мост
Материал чугун, железобетон
Общая длина 30 м
Ширина моста 72,18 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженер
Е. А. Адам
Открытие 1834, 1840
Закрытие на реконструкцию 1838—1840, 2003—2004
Герб Объект культурного наследия РФ
59°56′24″ с. ш. 30°19′09″ в. д.HGЯO

Пе́вческий мост — автодорожный чугунный арочный мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. Это четвёртый по ширине мост в Петербурге (после Синего, Аптекарского и Казанского). Главной достопримечательностью моста является чугунная ажурная решетка[1][2]. Объект культурного наследия России федерального значения.

Расположение

Является продолжением Дворцовой площади. Рядом с мостом расположены Зимний дворец, Здание Главного штаба, Александровская колонна, музей-квартира А. С. Пушкина.

Выше по течению находится Большой Конюшенный мост, ниже — Зелёный мост.

Ближайшие станции метрополитена — «Адмиралтейская», «Гостиный двор».

Название

Название официально присвоено 22 ноября 1840 года[3][4] и происходит из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы. За рубежом до революции 1917 года Министерство иностранных дел Российской империи иносказательно называли «Певческий мост», так как здание МИДа с 1828 года находилось у моста, по адресу: Дворцовая площадь д. 6[5].

В некоторых источниках указано, что мост первоначально назывался Жёлтым[6][7], однако это название имел другой мост через Мойку — Храповицкий[8].

История

Первый деревянный балочный мост на этом месте был возведён в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана и предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в параде при открытии Александровской колонны[9].

В 1838—1840 годах, одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост заменён чугунным однопролётным арочным, построенным по проекту инженера Е. А. Адама на основе «образцового» проекта В. Гесте[10][11]. По своей конструкции мост не отличался от ранее построенных чугунных арочных мостов (Полицейского, Большого Конюшенного, Синего и т. п.): пролётное строение состояло из пустотелых чугунных ящиков-кессонов клинообразной формы (тюбингов), соединённых между собой болтами[12]. Устои были сделаны из бутовой кладки на свайном основании. Поверх чугунной арки был устроен кирпичный свод. Покрытие моста было замощено кварцито-песчаником розово-серого цвета, добытом на Бруснинском месторождении Онежского озера. На мосту установлены литые чугунные ажурные решётки. Кому принадлежит авторство решетки — точно не установлено. Предположительно, решетка выполнена по рисункам В. П. Стасова или К. И. Росси[3]. Металлические конструкции были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге[1]. 24 ноября (6 декабря1840 года состоялось торжественное открытие моста. Первым с берега на берег проехал в экипаже император Николай I[7].

Решётка моста

В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована. В 1967 году осуществлен ремонт фасадных листов пролётного строения с верховой и низовой сторон, а в 1969 году произведены работы по реставрации перил моста[13][7].

В 2003—2004 годах выполнен капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО «Институт „Стройпроект“» (инженеры Т. Ю. Кузнецова, А. И. Селивестров, Ю. М. Шестакова)[14], генподрядчиком было ЗАО «Трест Ленмостострой»[15].

В ходе работ устои моста были усилены буроинъекционными сваями, выправлена геометрия деформированного свода, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунным сводом, произведён ремонт чугунных тюбингов, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора[9][15]. По предложению КГИОП в качестве памятника на проезжей части моста устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженного в ходе ремонта под слоями асфальта[9][16]. Одновременно с ремонтом Певческого моста была отремонтирована примыкающая аварийная стенка набережной реки (общей длиной 40 м).

18 августа 2004 года при участии губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста[16].

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой бесшарнирный свод. Пролётное строение представляет собой свод из 329 чугунных тюбингов, соединённых болтами между собой[17]. Поверх чугунного свода устроен железобетонный разгружающий свод, который воспринимает всю нагрузку. Устои массивные, бутовой кладки на свайном ростверке, выдвинуты из линии набережной в русло реки[12]. Наружная поверхность устоев облицована розовым гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 30 м (24 м[1]), ширина моста — 72,18 м[12][14].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Покрытие проезжей части — асфальтобетон, тротуаров — асфальтобетон и гранитные плиты (на открылках). В центре моста на проезжей части устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника. Перильное ограждение чугунное художественного литья, завершается на устоях гранитным парапетом. Основа композиции решёток — полукруги, проходящие под фризом из малых кругов; промежутки между полукругами заполнены затейливым узором с львиными головами[18]. Ограждение тротуаров от проезжей части состоит металлических поручней между чугунными столбиками.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Степнов, 1991, с. 304.
  2. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  3. 3,0 3,1 Волкова, 2007, с. 80.
  4. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 93. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  5. Лопатников В. А. Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова. — М.: Молодая гвардия, 2004. — С. 87. — 341 с.
  6. Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 191. — 429 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 Мостотрест.
  8. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703—1782. — СПб., 1884. — С. 342. — 848 с.
  9. 9,0 9,1 9,2 Волкова, 2007, с. 79.
  10. Пунин, 1971, с. 54.
  11. Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. Мосты повисли над водами… / And bridges spanned the water` width…. — 2-е изд. — Л.: Аврора, 1977. — С. 33.
  12. 12,0 12,1 12,2 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 134.
  13. Волкова, 2007, с. 82.
  14. 14,0 14,1 ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 85. — 116 с.
  15. 15,0 15,1 Исторический розовый гранит Певческого моста будет сохранён. Фонтанка (16 апреля 2004). Архивировано 9 июля 2018 года.
  16. 16,0 16,1 Певческий мост — снова в строю!. Фонтанка (18 августа 2004). Архивировано 9 июля 2018 года.
  17. Волкова, 2007, с. 81.
  18. Гермонт Г. Н. Решётки Ленинграда и его окрестностей. — М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — С. 20. — 120 с.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7. — С. 143—156.
  • Волкова М. П. История Певческого моста через Мойку в Санкт-Петербурге // История Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2007. — № 6 (40). — С. 78—82.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 332. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки