Патяева, Екатерина Юрьевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Патяева Екатерина Юрьевна
Дата рождения 30 сентября 1958(1958-09-30) (66 лет)
Место рождения Москва, СССР
Страна Российская Федерация
Научная сфера психология
Место работы Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Альма-матер Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Учёная степень кандидат психологических наук
Научный руководитель А.Г. Асмолов
Сайт psy.msu.ru/people/patyae…

Екатери́на Ю́рьевна Патя́ева (род. 30 сентября 1958 г., Москва, РСФСР, СССР) — российский психолог, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (с 2008 г.), кандидат психологических наук (с 2010 г.).[1] Специалист в области культурно-исторической психологии личности, практической психологии личности, психологии жизненного творчества, психологии искусства, методологии психологии.[2]

Является автором более 30 статей, в том числе опубликованных в ведущих научных журналах по данным Scopus, Web of Science, книги-монографии, 2-х научно-популярных изданий.

Занималась переводом работ западных психологов с английского и немецкого языков - в том числе книг Х. Хекхаузена, К. Фопеля, К. Левина, К. Роджерса, Д. Стерна, Р. Мэя, Дж. Бьюдженталя, В. Франкла и др.

Преподает в МГУ: общие курсы: «Психология личности», «Методологические основы психологии»; спецкурсы: «Историческая психология личности», «Психология жизненного творчества»; спецпрактикумы-супервизии: «Основы жизненного творчества», «Психотехника разрешения межличностных конфликтов».

Является автором методов групповой практики поддержки саморазвития личности - "Драматическая импровизация", "Диалог действий", развивает словесные практики личностной работы, в частности, стихотворную деятельность.

Биография

Родилась 30 сентября 1958 г. в Москве, отец — военный инженер, мать — воспитатель детского сада, геофизик, специалист Минмонтажспецстроя. Училась в школе № 20 (в настоящее время: № 1239) с углубленным изучением английского языка, в старших классах — в школе № 444 с углублённым изучением математики и прикладной математики.

В 1976 г. поступила на факультет психологии МГУ, где училась у таких психологов, как А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов, В. К. Вилюнас, В. П. Зинченко и др. Наибольшее влияние на ее профессиональное становление оказали Л. С. Выготский, М. М. Бахтин, М. К. Мамардашвили, В. К. Вилюнас, В. В. Малявин, Г. П. Щедровицкий, А. А. Пузырей, Дж. Бьюдженталь. В 1981 написала дипломную работу на тему «Чувства как относительно устойчивые мотивационно-эмоциональные образования человека» под руководством В. К. Вилюнаса.

В 1981-90 гг. работала на факультете: преподавала курсы «История психологии» и «Общая психология», занималась переводами, стала автором первого своего спецкурса «Экзистенциально-деятельностный тренинг», созданного под влиянием участия в организационно-деятельностных играх Г. П. Щедровицкого. В то же время начала заниматься психологической практикой.

В 1989 г. ушла с факультета психологии и стала работать школьным психологом в одной из первых московских гимназий, где осознала всю сложность воплощения психологических знаний в реальной социокультурной действительности.[2]

В 1992-93 гг. участвовала в создании Новой Гуманитарной школы, где работала на протяжении пяти лет. С 1996 по 2008 гг. активно занималась переводами текстов иностранных психологов и частной практикой, работала над своей первой монографией «От рождения до школы. Первая книга думающего родителя» (2007).

В 2008 г., по приглашению А. Г. Асмолова, вернулась на факультет психологии МГУ на кафедру психологии личности. В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Культурно-исторический анализ развития мотивации личности» под руководством А. Г. Асмолова. За второй период работы на факультете создала 4 спецкурса: «Историческая психология личности», «Основы жизненного творчества», «Психотехника разрешения межличностных конфликтов» и «Психология жизненного творчества». В 2018 г. была издана ее вторая монография «Порождение действия. Культурно-деятельностный подход к мотивации человека».[2]

В 2018 г. стала участником проекта «Постнаука» в разделе «Учить учиться», посвященному современным тенденциям в воспитании и обучении детей.[3]

Помимо профессиональной деятельности пишет стихи и прозу, которые публикует на интернет-порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру».[4]

Научная деятельность

Со студенческих лет Е. Ю. Патяева занимается изучением мотивации человеческих действий с точки зрения отечественного культурно-деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. Многолетний опыт исследований в данной области отражен в её монографии «Порождение действия. Культурно-деятельностный подход к мотивации человека» (2018), в которой рассматривается система социокультурного мотивирования человеческого поведения и анализируются возможности появления свободных самоопределяемых действий.[5]

Е. Ю. Патяева является специалистом в области семейной и детской психологии, семейного консультирования. Её научно-популярная книга «От рождения до школы. Первая книга думающего родителя» (2007) не раз переиздавалась и высоко оценивалась читателями. В ней отражены основные механизмы личностного, интеллектуального и социального развития ребенка от 0 до 7 лет, выведенные на основе осмысления классических и современных психологических подходов и многолетнего опыта консультативной работы.[6]

Большое место в научной деятельности Е. Ю. Патяевой отводится психологии искусства и творчества. В настоящее время занимается разработкой практик развития личности, в частности, Е. Ю. Патяева является автором методов групповой психологической работы с использованием художественных произведений «Драматическая импровизация», подробному описанию которого посвящена статья «Драматическая импровизация: практика поддержки саморазвития личности» (2015), и «Диалог действий», содержание которого отражено в статье «Диалог действий в мастерской жизненного творчества» (2018).

«Искусство позволяет по-новому открыть для себя других людей и самих себя, найти ответы на значимые для нас вопросы и поставить перед собой новые жизненные вопросы. Тем самым оно принципиально расширяет наши возможности личностного становления и является одной из важнейших сфер саморазвития личности…Входя в мир произведения, вставая на место героев и решая встающие перед ними жизненные задачи, участники групповой работы получают возможность расширить свой опыт и выйти за границы привычных способов поведения.»[7]

В последние годы занимается разработкой методологических проблем психологии, в частности, выявлением и сопоставлением особенностей знаний, получаемых в исследовательской и практической психологии, а также воплощением в психологии классического, неклассического и постнеклассического идеалов рациональности.[8]

Публикации

Статьи

Книги

  • Патяева Е. Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя // М.: Смысл, 2007. ISBN 987-5-89357-234-6
  • Кривцова С. В., Патяева Е. Ю. Семья: искусство общения с ребёнком // М.: Учебная книга БИС, 2008. ISBN 978-5-948-34101-9
  • Патяева Е. Ю. Порождение действия. Культурно-деятельностный подход к мотивации человека // М.: Смысл, 2018. ISBN 978-5-89357-372-5

Переводы

  • Вартегг Э. Уровневая диагностика. [пер. с нем. Е.Ю. Патяевой]; Под ред. В.К. Калиненко. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. - М.: Смысл, 2004 ISBN 5-89357-170-3
  • Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Жозеф Нюттен; под ред. Д. А. Леонтьева; [пер. с англ. Е.Ю. Патяевой и др.]. - Москва : Смысл, 2004. ISBN 5-89357-151-7
  • Левин К. Динамическая психология : Избр. тр. / Курт Левин; Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой; [Сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Деонтьев, Е.Ю. Патяева]. - М. : Смысл, 2001. ISBN 5-89357-092-8
  • Фопель К. В. Как научить детей сотрудничать? : психологические игры и упражнения : ч. 1-4 / Клаус Фопель ; [пер. с нем. Д. Дмитриева, О. Ковалевской, Е. Патяевой]. - Москва : Генезис, 2006. ISBN 5-98563-075-7
  • Стерн Д. Н. Дневник младенца. [пер. Е. Патяевой, А. Локтионовой]. — М.: Генезис, 2001. ISBN 5-85297-032-8.
  • Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться: методический материал ; Под науч. ред. А.Б. Орлова; Предисл. Н. Роджерс; [пер. с англ. А.Б. Орлова, С.С. Степанова, Е.Ю. Патяевой]. - Москва : Смысл, 2002. ISBN 5-89357-099-5.
  • Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития : кн. в помощь родителям / Кэрол Тингей - Михаэлис ; [пер. с англ. Е.Ю. Патяевой]. - Москва : Педагогика, 1988. - 237 с. : фот. - Предм. указ.: с. 226-233. - ISBN 5-7155-0193-8
  • Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия [под ред. и с предисл. Д. А. Леонтьева ; пер. с англ. А.П. Попогребского, А.В. Лызлов, Е.Ю. Патяева]. - М. : Смысл, 2001. ISBN 5-89357-117-7
  • Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. [пер. с нем. С. Дмитриева, Д. Леонтьева, Е. Патяевой, С. Шапкина, А. Шапкиной]. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
  • Франкл В. Десять тезисов о личности. [пер. Е.Ю. Патяевой под ред. Д.А. Леонтьева]. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. №2, с.4-13
  • Бьюдженталь Д. Смысл текущего момента. [пер. с англ. Е.Ю. Патяевой под ред. Д.А. Леонтьева]. Экзистенциальная традиция. 2006. № 2. С. 126‑146.

Примечания

  1. Екатерина Юрьевна - пользователь, сотрудник | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных (недоступная ссылка)
  2. 2,0 2,1 2,2 Патяева Екатерина Юрьевна Архивная копия от 27 ноября 2018 на Wayback Machine, Основные вехи профессионального пути (автобиография)
  3. Патяева Е.Ю. Внешняя и внутренняя мотивация, выученная беспомощность и эксперимент Барбары Шил. Дата обращения: 30 ноября 2018. Архивировано 30 ноября 2018 года.
  4. Екатерина Патяева. Дата обращения: 30 ноября 2018. Архивировано 30 ноября 2018 года.
  5. Патяева Е.Ю. Порождение действия. Культурно-деятельностный подход к мотивации человека Архивная копия от 30 ноября 2018 на Wayback Machine — Смысл Москва, 2017. — 815 с.
  6. Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя Архивная копия от 30 ноября 2018 на Wayback Machine — Смысл Москва, 2014. — 623 с.
  7. Патяева Е. Ю. Драматическая импровизация: практика поддержки саморазвития личности // Журнал практического психолога. — 2016. — № 3 2015. — С. 175—197.
  8. Патяева Е.Ю. Классическое, неклассическое и постнеклассическое знание в современной психологии.// Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития // Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева и А.В. Юревича. — Методология, история и теория психологии. — Институт психологии РАН Москва, 2018. — С. 160–193.