Патерсон, Изабель
Изабель Патерсон | |
---|---|
англ. Isabel Paterson | |
Изабель Патерсон (урождённая Боулер, 22 января 1886 — 10 января 1961) — канадско-американская журналистка, писательница, политический философ и ведущий литературный и культурный критик своего времени. Историк Джим Пауэлл назвал Патерсон одной из трёх матерей-основателей американского либертарианства, наряду с Роуз Уайлдер Лейн и Айн Рэнд, которые обе признавали свой интеллектуальный долг перед Патерсон. В самой известной работе Патерсон «Бог машины» (1943), трактате по политической философии, экономике и истории, были сделаны выводы и поддержаны убеждения, которые многие либертарианцы считают основой своей философии. Её биограф Стивен Д. Кокс (2004) считает, что Патерсон была «самой ранней родоначальницей либертарианства, каким мы его знаем сегодня». В письме 1943 года Рэнд писал, что «Бог машины — это документ, который может буквально спасти мир … Бог Машины делает для капитализма то же, что Das Kapital делает для красных и что Библия делает для христианства»[1].
Жизнь
Изабель Мэри Боулер родилась в сельской местности острова Манитулин, Онтарио. В раннем возрасте она переехала с семьёй на запад, выросла на скотоводческом ранчо в Альберте[2]. Семья Патерсон была довольно бедной, у неё было восемь братьев и сестёр. Патерсон любила читать, в основном была самоучкой: её государственное образование состояло в обучении около трёх лет в сельской школе в возрасте от 11 до 14 лет. В подростковом возрасте Боулер уехала с ранчо в город Калгари, где устроилась клерком на Канадско-Тихоокеанскую железную дорогу. Подростком она работала официанткой, стенографисткой и бухгалтером, одно время была помощницей будущего премьер-министра Канады Р. Б. Беннета.
Хотя Патерсон была красноречивой, начитанной и эрудированной, у неё было крайне ограниченное формальное образование, о чём она рассказывала Роуз Уайлдер Лейн, которая также много лет была подругой и корреспондентом Патерсон[3]:216–8; 241–2.
В 1910 году в возрасте 24 лет Боулер вступила в недолгий брак с канадцем Кеннетом Б. Патерсоном. Брак не был счастливым, и в 1918 году они расстались. Именно в эти годы Патерсон устроилась на работу в газету Inland Herald в Спокане, штат Вашингтон. Сначала она работала в коммерческом отделе газеты, но позже перешла в редакционный отдел. Там началась её журналистская карьера. Следующей её должностью была работа в газете в Ванкувере, Британская Колумбия, где в течение двух лет она писала рецензии на драмы.
Писательница и критик
В 1914 году Патерсон без особого успеха начала отправлять в издательства свои первые два романа, «Гнездо сороки» и «Всадники теней». Только в 1916 году её второй роман «Всадники теней» был принят и опубликован компанией John Lane Company, которая также опубликовала «Гнездо сороки» в следующем, 1917 году[3]:46.
После Первой мировой войны она переехала в Нью-Йорк, где работала у скульптора Гутзона Борглума. Он создавал статуи для собора Святого Иоанна Богослова, а позже вырезал мемориал на горе Рашмор. Патерсон также писала для World and American в Нью-Йорке.
В 1921 году Патерсон стала помощницей Бертона Раскоу, нового литературного редактора New York Tribune, позже New York Herald Tribune . В течение 25 лет, с 1924 по 1949 год, она вела колонку (подписанную «IMP») в разделе «Книги» Herald Tribune. Патерсон стала одним из самых влиятельных литературных критиков своего времени. Она освещала период появления в литературном мире США множества молодых писателей, включая Эрнеста Хемингуэя, Ф. Скотта Фицджеральда и многих других, афроамериканцев Гарлемского Возрождения, а также первого американского поколения великих волн иммигрантов из Европы. Среди её друзей в этот период был известный юморист Уилл Каппи[3]:92–5. В 1928 году в возрасте 42 лет она стала гражданкой США.
Она была печально известна тем, что демонстрировала свой острый ум в своей колонке и позволяла себе шутить над ценностями. В колонке же она впервые сформулировала многие политические идеи, которые достигли своей окончательной формы в «Боге машины». Её размышления, особенно о свободной торговле, также были предвосхищены её историческими романами 1920-х и 1930-х годов. Патерсон выступала против большей части экономической программы, известной как Новый курс, которую американский президент Франклин Д. Рузвельт ввёл в действие во время Великой депрессии. Она выступала за меньшее участие правительства как в социальных, так и в финансовых вопросах.
Наряду с Роуз Уайлдер Лейн и Зорой Нил Хёрстон Патерсон критически относилась к внешней политике Рузвельта и на протяжении 1930-х годов писала колонки, поддерживая свободу и избегая иностранных проблем[4].
Патерсон и Айн Рэнд
К концу 1930-х годов Патерсон возглавила группу молодых писателей, многие из которых были другими сотрудниками Herald Tribune, разделявшими её взгляды. Одним из них был будущий корреспондент и редактор журнала Time Сэм Уэллс (Сэмюэл Гарднер Уэллс)[3]:339–40.
Другой была молодая Айн Рэнд. Судя по их многочисленным дискуссиям, Патерсон приписывают расширение знаний Рэнд об американской истории и правительстве, а Рэнд — идеи, внесённые в «Бога машины»[5]. Патерсон считала этику Рэнд уникальным вкладом, написав ей в 1940-х годах: «Кажется, вы до сих пор сами не понимаете, что ваша идея нова. Это не Ницше и не Макс Штирнер … Их предполагаемое Эго было составлено из крутящихся слов — ваша концепция Эго — это сущность, личность, живое существо, функционирующее в конкретной реальности»[6].
Патерсон и Рэнд продвигали книги друг друга и на протяжении многих лет вели обширную переписку, в которой часто затрагивали вопросы религии и философии. Атеистка Рэнд критиковала попытки деистки Патерсон связать капитализм с религией. Рэнд считала, что эти две сущности несовместимы, и они долго спорили. Их переписка закончилась после того, как они поссорились в 1948 году. Во время визита Рэнд в её дом в Калифорнии замечания Патерсон о писателе Морри Рискинде и резкое поведение по отношению к бизнесмену Уильяму С. Маллендору, другому гостю Рэнд, привели к разочарованию Рэнд в «Пэт»[7].
Точно так же Патерсон порвала с другой подругой и политической союзницей, Роуз Уайлдер Лейн, в 1946 году[3]:313.
«Бог машины» был опубликован в том же году, что и роман Рэнд «Источник» и «Открытие свободы» Роуз Уайлдер Лейн. Писатель Альберт Джей Нок писал, что научно-популярные книги Лейн и Патерсон были «единственными внятными книгами по философии индивидуализма, написанными в Америке в этом столетии». Две женщины «показали мужскому миру того периода, как мыслить фундаментально … Они не возятся — каждый выстрел попадает прямо в центр». Журналист Джон Чемберлен приписывает Патерсон, Лейн и Рэнд его окончательное «обращение» от социализма к тому, что он назвал «старой американской философией» либертарианских и консервативных идей[8].
Поздние годы
Патерсон также повлияла на подъём американского консерватизма после Второй мировой войны через её переписку с молодым Расселом Керком в 1940-х и с Уильямом Ф. Бакли в 1950-х. Бакли и Кирк основали National Review, в котором Патерсон некоторое время участвовала. Однако иногда она резко отстранялась от Бакли, например, не соглашаясь с рецензией журнала на роман Рэнд «Атлант расправил плечи»[3]:351.
Выйдя на пенсию, Патерсон отказалась зарегистрироваться в системе социального обеспечения и хранила свою карточку социального обеспечения в конверте со словами «Мошенничество с социальным обеспечением»[3]:325.
Патерсон умерла 10 января 1961 года и была похоронена на участке семьи Уэллсов на епископальном кладбище Святой Марии в Берлингтоне, штат Нью-Джерси[3]:362–363.
Цитаты
Большая часть вреда в мире причиняется хорошими людьми, а не по случайности, упущению или упущению. Это результат их преднамеренных действий, в которых они упорствовали долгое время и которые, по их мнению, были мотивированы высокими идеалами для достижения добродетельных целей ... когда миллионы людей убиты, когда практикуются пытки, навязывается голод, угнетение становится политикой, как в настоящее время в большей части мира, и, как это часто бывало в прошлом, это происходит по воле очень многих хороших людей и даже по их прямому действию по достижению того, что они считают достойной целью»
(Бог машин)
Библиография
- 1916. The Shadow Riders
- 1917. The Magpie’s Nest
- 1924. The Singing Season
- 1926. The Fourth Queen
- 1930. The Road of the Gods
- 1933. Never Ask the End
- 1934. The Golden Vanity
- 1940 г. If It Prove Fair Weather
- 1943 год. The God of the Machine
- Неопубликовано. Joyous Gard (завершено в 1958 году)
Примечания
- ↑ Letters of Ayn Rand, ed. Michael S. Berliner (New York: Dutton, 1995), 102.
- ↑ A short biography of Isabel Paterson, one of three women who launched the modern American libertarian movement. (англ.).
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Cox, Stephen. The Woman and the Dynamo: Isabel Paterson and the Idea of America. — New Brunswick, New Jersey, USA : Transaction Publishers, 2004. — ISBN 978-0-7658-0241-5.
- ↑ «Isabel Paterson, Rose Wilder Lane, and Zora Neale Hurston on War, Race, the State, and Liberty», David T. Beito and Linda Royster Beito. The Independent Review, v. XII, n. 4, Spring 2008, ISSN 1086-1653, pp. 553—573
- ↑ Jennifer Burns, Goddess of the Market: Ayn Rand and the American Right, Oxford Univ. Press, 2009, pp. 77, 81, 94, 130.
- ↑ Michael Berliner, Letters of Ayn Rand, Dutton, 1995, p. 176.
- ↑ Atlas Shrugged; Jennifer Burns, Goddess of the Market: Ayn Rand and the American Right, Cambridge Univ. Press, 2009, pp. 129-32, 138.
- ↑ Нок процитирован у Brian Doherty, Radicals for Capitalism: A Freewheeling History of the Modern American Libertarian Movement Public Affairs, 2007
Литература
- Beito, David T. and Beito, Linda Royster, «Isabel Paterson, Rose Wilder Lane, and Zora Neale Hurston on War, Race, the State, and Liberty», Independent Review 12 (Spring 2008).
- Burns, Jennifer. Goddess of the Market: Ayn Rand and the American Right, Oxford Univ. Press, 2009.
- Chamberlain, John. A Life with the Printed Word. Chicago: Regnery, 1982.
- Cox, Stephen, ed. (2015). Culture and Liberty: Writings of Isabel Paterson. New Brunswick NJ, USA: Transaction Publishers, 2015.
- Cox, Stephen (2008), Paterson, Isabel (1886–1961), in Hamowy, Ronald, The Encyclopedia of Libertarianism, Thousand Oaks, CA: SAGE; Cato Institute, pp. 372–73, ISBN 978-1-4129-6580-4, OCLC 750831024, doi:10.4135/9781412965811.n228, <https://books.google.com/books?id=yxNgXs3TkJYC>.
- Cox, Stephen. "Representing Isabel Paterson, " American Literary History, 17 (Summer, 2005), 244-58.
- Cox, Stephen. The Woman and the Dynamo: Isabel Paterson and the Idea of America. New Brunswick NJ, USA: Transaction Publishers, 2004.
- Doherty, Brian, Radicals for Capitalism: A Freewheeling History of the Modern American Libertarian Movement. New York: Public Affairs, 2007.
- Heller, Anne C. (2010). Ayn Rand and the World She Made. New York: Nan A. Talese-Doubleday.