Пасхальные марши мира в Германии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пасхальные марши мира в Германии — ежегодно проводимые в Пасху в городах Германии мирные акции, целью которых является выражение протеста против деятельности НАТО, войн и применения оружия. Пасхальные марши проводятся в Германии с начала 1960-х годов по инициативе известного в стране сторонника пацифизма Конрада Темпеля. Тогда поддержку ему оказали многие борцы за мир, в числе которых был и немецкий политолог Андреас Буро, возглавлявший движение с 1964 по 1969 годы. Сегодня в Пасхальных маршах принимают участие несколько тысяч людей, которые выходят на улицы крупнейших городов Германии, призывая своих соотечественников, правительство, а также иностранные государства прекратить все войны и бороться за мир.

История

Движение пасхальных маршей зародилось в Великобритании, где первые акции состоялась в пасхальные выходные 1959 года по инициативе международной антивоенной организации «Интернационал противников войны» под предводительством британского философа и общественного деятеля Бертрана Рассела. В Германии первые пасхальные марши прошли в апреле 1960 года в Гамбурге, Ганновере, Бремене, Брауншвейге и Мюнхене. Причиной выхода немцев на улицы послужили многочисленные сообщения в немецкой прессе о начале испытаний американских твердотопливных баллистических ракет MGR-1 «Онест Джон» в непосредственной близости от бывшего концлагеря Бельзен.

Организаторами первых мирных акций выступили сторонники пацифизма, супруги Конрад и Хельга Темпель[1]. Основной площадкой для проведения протестов стал военный учебный центр НАТО, расположенный в Берген-Хоне, Нижняя Саксония. В пасхальный понедельник 1960-го года в марше мира в Германии приняло участие около 1200 человек.[2]

Пасхальный марш мира в Германии, 1960
Пасхальный марш мира в Гамбурге, 1960.

В самом первом пасхальном марше мира в Германии помимо пацифистом в нем принимали участия члены рабочего движения и религиозно мотивированные граждане. Благодаря участию маршах мира людей, представляющих различные организации и имеющие разные мотивы, их взаимодействию, участникам мирных акций удалось уже на первых порах выдвигать конкретные требования (например, требование о введении безъядерной зоны, что соответствовало плану Рапацкого).

Марш на Олдермастон, 1959.

В 1963 году активисты официально провозгласили движение «кампанией за разоружение». Изначально протесты имели своей целью противостоять распространению атомного оружия в условиях Холодной войны, однако впоследствии пасхальные марши превратились в одно из крупнейших движений в Германии, направленных против любых военных действий и насилия. В разное время пасхальные марши мира в Германии были посвящены таким событиям, как войнам в Ираке, Афганистане, Косово, китайским репрессиям в Тибете и многим другим.

Также в 1963 году из движения пасхальных маршей мира выделилось отдельное Немецкое студенческое движение за мир. Среди студентов большой популярностью пользовалась не только идеология пацифизма, но также и стремление оказать давление на правительство, с целью решить наиболее острые политические и социальные проблемы.[3]

Пик пасхальных маршей пришелся на 80-е годы, когда в них принимали участие сотни тысяч человек. Cейчас число участников насчитывает десятки тысяч ежегодно. Среди наиболее известных участников пасхальных маршей в Германии можно выделить философов Вальтера Йенса и Эрнста Блоха, писателей Джеймса Крюса и Ханса Мангуса Энценсбергера.

Немецкий писатель и поэт Эрих Кёстнер сформулировал основные цели и программу движения пасхальных маршей. Он говорил: «Маршируем ли мы против Востока? Нет. Маршируем ли мы против Запада? Нет. Мы маршируем за мир, который откажется от оружия. И это будет лучше всего для мира».[4] Однако в 80-х годах люди начали сомневаться в справедливости данного суждения. Тогда лозунги, которые скандировали протестующие, имели явный антизападный характер.

Крупнейшая акция протеста в Германии состоялась в 1968 году, когда на улицы вышло порядка трёхсот тысяч человек. Марш был посвящен войне во Вьетнаме и законам о чрезвычайном положении. В том же году мирная компания была переименована из «кампанией за разоружение» в «кампанию за демократию и разоружение». Некоторые историки называют движение пасхальных маршей в качестве «кампании за демократию и разоружение» первым независимым новым социальным движение и первым ярким примером внепарламентской оппозиции в ФРГ. Именно поэтому многие считают, что именно возникновение движения пасхальных маршей мира в Германии явилось толчком к образованию Внепарламентской оппозиции (Außerparlamentarische Opposition), которая образовалась в стране в середине 60-х годов прошлого века и состояла в основном из представителей молодежных организаций и студентов. Под влиянием введения чрезвычайного законодательства (Notstandsgesetzgebung) в Германии (1968), военной интервенции стран Варшавского договора в ЧССР (1968), формирования социально-либерального Федерального правительства (1969) в рядах Внепарламентской оппозиции произошел раскол, и в 1970 году она завершила свою деятельность.

Самыми крупномасштабными акциями протеста в 21 веке стали марши, проведенные в 2011, 2013 и 2016 годах. Ядерная катастрофа на Фукусиме стала основной темой акций протеста 2011 года. Марш мира в 2013 году был посвящен двадцать пятой годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. В 2016 году движение привлекло около десяти тысяч человек. Главным требованием протестующих стал отказ Германии от торговли оружием.[5]

Многие считают, что именно возникновение движения пасхальных маршей мира в Германии явилось толчком к образованию Внепарламентской оппозиции (Außerparlamentarische Opposition), которая образовалась в стране в середине 60-х годов прошлого века и состояла в основном из представителей моложежных организаций и студентов.

Пасхальный марш мира в Франкфурте-на-Майне, 2012.

Сегодня основным организатором пасхальных маршей в Германии является немецкая некоммерческая организация «Движение за мир» (Netzwerk Friedenskooperative)[6]. Официальным представителем движения пасхальных маршей в Бундестаге выступает член Левой партии Германии Вилли ван Ойен. Бюро по проведению пасхальных маршей мира располагается во Франкфурте-на-Майне.

Известные участники

В пасхальных маршах в Германии принимали участие многие известные личности. Среди них можно отметить следующих:

Критика

Несмотря на популярность пасхальных маршей в Германии, они нередко подвергаются критике. Например, в 2013 году немецко-швейцарский философ и художник Филипп Рух в своем интервью изданию «Die Tageszeitung» заявил, что демонстрации в любом их проявлении аморальны. Тот, кто предпочитает ходить на митинги, не стремится что-либо изменить. А что касается пасхальных маршей мира, то речь здесь идет не о действительном, а об абстрактном мире.[7]

В 2007 году бывшая сопредседатель партии Союз 90/Зелёные Клаудия Рот критически отозвалась о проведении пасхальных маршей в Германии. По мнению политика, марши мира не способны решить проблемы мировой общественности, поскольку активисты лишь призывают к миру, не предлагая конкретных решений по противостоянию кризисам, войнам или насилию.[8]

Также ходили слухи, что с 1976 по 1989 годы, организаторы пасхальных маршей мира, включая Вилли ван Ойена, получали финансирование из Москвы и Восточного Берлина с целью пропаганды своих ценностей. Сам политик не отрицает, что финансирование имело место, однако заверяет, что о происхождении денег не знал.

В массовой культуре

Первым фильмом, в котором упоминался первый в мире пасхальный марш 1959 года в Великобритании, стала совместная работа «Марш на Олдермастон» режиссеров Линдсея Андерсона и Карела Рейша. Фильм был снят в рамках движения «Свободное кино». Премьера состоялась 13 января 1961 года в Восточной Германии.[9]Те же события упоминаются в автобиографической книге британской комик-группы Монти Пайтон[10], а также в романе английской писательницы Ширли Кримсон «Кровное родство».[11]

Пасхальным маршам в Германии особое место уделяется в книге Мартина Кальба « Coming of Age: Constructing and Controlling Youth in Munich, 1942—1973».[12] Помимо этого, марши мира в Германии упоминаются в немецком документальном фильме 1964 года «Die Zeit unter der Lupe».[13]

Также в 1968 году ряд песен, под которые маршировали участники мирных акций, были написаны известными тогда немецкими музыкантами и бардами Гердом Земмером И Фазией Янсон.

Примечания

  1. Lebenshaus Schwäbische Alb - Gemeinschaft für soziale Gerechtigkeit, Frieden und Ökologie e.V. Vor 50 Jahren: Der erste Ostermarsch in Deutschland | Lebenshaus Schwäbische Alb. www.lebenshaus-alb.de. Дата обращения: 17 сентября 2017. Архивировано 14 июля 2017 года.
  2. info@nrhz.de. Man muß sich wehren! - Vor 50 Jahren in Aldermaston – der erste Ostermarsch - NRhZ-Online - Neue Rheinische Zeitung. www.nrhz.de. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  3. Süddeutsche de GmbH, Munich Germany. "Kampf dem Atomtod!". Süddeutsche.de. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 23 октября 2017 года.
  4. Deutsche Welle (www.dw.com). Пасхальные марши мира против атомного оружия и атомной энергетики | Главные события в политике и обществе Германии | DW | 22.04.2011. DW.COM. Дата обращения: 23 октября 2017. Архивировано 23 октября 2017 года.
  5. NDR. Die ersten Ostermärsche in Deutschland (нем.). www.ndr.de. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  6. Ostermarsch (нем.), Netzwerk Friedenskooperative. Архивировано 23 октября 2017 года. Дата обращения 17 сентября 2017.
  7. Litschko, Konrad. Kritik an der Friedensbewegung: „Pazifismus ist feige“, Die Tageszeitung: taz (30 марта 2013). Архивировано 28 ноября 2017 года. Дата обращения 17 сентября 2017.
  8. Grüne gehen auf Distanz zu Ostermärschen (нем.), Der Tagesspiegel Online (7 April 2007). Архивировано 23 октября 2017 года. Дата обращения 17 сентября 2017.
  9. March to Aldermaston (13 января 1961). Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 10 февраля 2017 года.
  10. Graham Chapman (Estate), John Cleese, Terry Gilliam, Eric Idle, Terry Jones. The Pythons' Autobiography By The Pythons. — Orion, 2014-07-17. — 537 с. — ISBN 9781409156789. Архивная копия от 23 октября 2017 на Wayback Machine
  11. Shirley Conran. Crimson. — Simon and Schuster, 2012-07-24. — 806 с. — ISBN 9781451699180. Архивная копия от 23 октября 2017 на Wayback Machine
  12. Martin Kalb. Coming of Age: Constructing and Controlling Youth in Munich, 1942-1973. — Berghahn Books, 2016-05-30. — 285 с. — ISBN 9781785331541. Архивная копия от 18 апреля 2018 на Wayback Machine
  13. Die Zeit unter der Lupe 896/1967 – Filme des Bundesarchivs (нем.). www.filmothek.bundesarchiv.de. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 17 апреля 2018 года.

См. также