Пастроне, Джованни
Джованни Пастроне | |
---|---|
Giovanni Pastrone | |
Дата рождения | 13 сентября 1883 |
Место рождения | Монтекьяро-д’Асти, Италия |
Дата смерти | 27 июня 1959 (75 лет) |
Место смерти | Турин, Италия |
Гражданство | Италия |
Профессия | режиссёр, сценарист, актёр, техник |
Карьера | 1908-1923 |
Джованни Пастроне (итал. Giovanni Pastrone; 13 сентября 1883, Монтекьяро-д’Асти — 27 июня 1959, Турин) — итальянский режиссёр, кинорежиссёр, актёр, сценарист, продюсер.
Известность достиг в эпоху немого кино. Он считается пионером «седьмого искусства»[1][2][3], так как достиг международной известности благодаря созданию в 1911 году фильма «Падение Трои»[4][5], а в 1914 - «Кабирия», который вошёл в историю, как самый известный немой итальянский художественный фильм[6][7].
Биография
Пастроне родился в Монтекьяро-д’Асти в Пьемонте, где учился играть на скрипке и бухгалтерскому учёту. В 1905 г. он начал свою кинематографическую карьеру, работая помощником по административной части в компании «Carlo Rossi & Company» в Турине. За два года Пастроне вырос до исполнительного директора, и когда «Carlo Rossi & Company» в 1908 г. стала компанией «Itala Film», он стал её совладельцем[8]. В течение эпохи немого кино он внёс большой вклад в развитие кинематографа, впоследствии оказал влияние на более поздних режиссёров, таких, как Дэвид Гриффит.
В 1914 году Пастроне снял фильм «Кабирия». Готовясь к съёмкам фильма, Джованни Пастроне 5 августа 1912 года запатентовал в Италии тележку, «тревеллинг» (итал. carello). Одновременно с применением тележки Джованни Пастроне впервые ввел несколько технических приемов: прямолинейное или зигзагообразное движение, перемещение параллельно декорациям, приближение и удаление кинокамеры[9].
По мнению Ежи Тёплица сценарий написал Джованни Пастроне, подписавшись псевдонимом Пьеро Фоско. Габриэле Д’Аннунцио же лишь поставил своё имя в титрах
Все технические нововведения «Кабирии» и других итальянских исторических фильмов можно свести к одному важнейшему художественному открытию, а именно к созданию в кинокадре пространства, глубинной перспективы, позволяющей показывать действие в нескольких планах.
После «Кабирии», до того как «Itala Film» была поглощена другой компанией, Пастроне снял ещё восемь фильмов. В 1923 г. Джованни Пастроне ушёл из киноиндустрии и стал медицинским исследователем[8].
Фильмография
Режиссёр
- 1908 — Клей / La glu
- 1908 — Джордано Бруно - герой Вальми / Giordano Bruno eroe di Valmy
- 1909 — Юлий Цезарь / Giulio Cesare
- 1910 — Падение Трои / La caduta di Troia
- 1913 — Больше силы со стороны Шерлока Холмса / Più forte che Sherlock Holmes
- 1914 — Кабирия / Cabiria
- 1916 — Опасная реальность / Tigre reale
- 1916 — Огонь / Il fuoco (la favilla — la vampa — la cenere)
- 1916 — Воин
- 1917 — Война и сон Моми / La guerra ed il sogno di Momi
- 1917 — Мацист-атлет / Maciste atleta
- 1919 — Гедда Габлер / Hedda Gabler
- 1923 — Бедная девушка / Povere bimbe
Актёр
- 1909 — Юлий Цезарь / Julius Caesar
Примечания
- ↑ Richard Abel. Encyclopedia of Early Cinema. — Taylor & Francis, 2005. — 501 с. — ISBN 9780415234405.
- ↑ Jacek Klinowski e Adam Garbicz. Feature Cinema in the 20th Century. — 2012. — ISBN 9781624075643.
- ↑ Mirko Riazzoli. Cronologia del cinema italiano dalle origini ai giorni nostri. — Youcanprint, 2018. — ISBN 9788827810415.
- ↑ Edward Wagenknecht. The Movies in the Age of Innocence. — McFarland, 2014. — 47 с. — ISBN 9781476617640.
- ↑ Sheldon Hall. Epics, Spectacles, and Blockbusters: A Hollywood History. — Wayne State University Press, 2010. — 22 с. — ISBN 9780814336977.
- ↑ Andrea Fioravanti. La «storia» senza storia. Racconti del passato tra letteratura, cinema e televisione. — Morlacchi Editore, 2006. — 121 с. — ISBN 9788860740663.
- ↑ Cabiria movie review & film summary (1914) | Roger Ebert . web.archive.org (17 мая 2020). Дата обращения: 1 августа 2020.
- ↑ 8,0 8,1 Кино. Всемирная история./ Под ред. Ф.Кемпа. — М.:ООО «Магма», 2013.
- ↑ Ж. Садуль. Всеобщая история кино. Том 1. — М.:"Искусство", 1958.
- ↑ Ежи Тёплиц. История киноискусства 1895-1928. Изд-во “Прогресс”., М., 1967.