Парфюмерия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Парфюм»)
Марки парфюма в ассортименте

Парфюме́рия (фр. parfumerie «парфюмерная отрасль» ← parfumer «наполнять ароматом» ← fumer «дымить, окуривать»[1]) — совокупность изделий, применяемых для ароматизации тела человека, одежды, белья и воздуха в помещениях. Изначально понятие «парфюмерия» относилось к веществам, применяемым для благовонного окуривания воздуха[1], в том числе в религиозных культах (см. фимиам). Также под парфюмерией понимается отрасль производства, основанного на научных знаниях по сочетанию запахов[2].

Человек, профессионально занимающийся составлением парфюмерных композиций и разработкой ароматов называется парфюмером.

Парфюмерия выполняет не только самостоятельное эстетическое назначение (в духах, одеколонах и т. п.), но и является частью многих других товаров: косметических (лосьон, крем), средств личной гигиены (мыло, зубная паста) и бытовой химии (стиральный порошок, бытовые средства средства для мытья посуды, стёкол, сантехники).

История

Парфюмерия, или искусство создания духов, началась в древней Месопотамии и Египте и была далее развита в Древнем Риме и Персии.

Впервые парфюмерия была использована в Древнем Египте. Большинство упоминаний о ней связано с богами и жертвоприношениями. В древнеегипетской мифологии богом благовоний почитался Дедун.

Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, по-видимому, женщина по имени Таппути, изготовительница духов: она упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Она проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другими ароматическими веществами.

Известно, что парфюмерией пользовались в Библейские времена — в Библии есть несколько упоминаний об использовании ароматических масел.

Хотя духи и парфюмерия также существовали в Индии, большая часть их ароматов были основаны на ладане. Самая ранняя дистилляция эфирного масла упомянута в тексте «Харшачарита», написанном в VII веке нашей эры в Северной Индии. Там же описывается использование ароматного масла орлиного дерева.

В 2003 году археологи обнаружили в Пиргосе (Греция) то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены они более 4000 лет назад. Духи обнаружены в древней парфюмерной мастерской. 60 находок, среди которых перегонные кубы, ёмкости для смешивания, трубки и флакончики духов найдены в пределах мастерской площадью 4000 м². Люди в древние времена использовали травы, цветки, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамот.

Аравийский химик Аль-Кинди (Алкиндус) написал в IX веке книгу по духам, которую назвал «Книга химии духов и дистилляции». Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Книга также описывает 107 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии, например, перегонного куба алембик, который всё ещё носит древнее арабское название.

Персидский врач и химик Авиценна (Ибн-Сина) проводил процесс извлечения масел из цветов посредством дистилляции, процедура, наиболее обычно используемая сегодня. Он сначала экспериментировал с розами. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолчённых трав или лепестков, которые давали сильный запах. Розовая вода была более тонка, и немедленно стала популярной. И сырье, и технологии дистилляции, сильно повлияли на западную парфюмерию и развитие науки, особенно химии.

Знание парфюмерии прибыло в Европу уже в XIV веке частично благодаря распространению ислама. Венгры были первыми, кто в конечном счёте начал производить первые современные духи. Сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи произведены в 1370 году для венгерской королевы Елизаветы и были известны всюду в Европе как венгерская вода. Искусство парфюмерии процветало в эпоху Ренессанса в Италии, а в XVI веке итальянские продукты и разработки были вывезены во Францию личным парфюмером Екатерины Медичи Рене Флорентийцем. Его лаборатория была связана с её апартаментами секретным проходом, чтобы пресечь возможность выкрасть формулы. Вторым центром производства духов во Флоренции стала аптека Санта-Мария-Новелла, существующая с 1612 года по сей день.[3] Франция быстро стала европейским центром парфюмерного и косметического производства. Культивирование цветов для парфюмерии, которое началось в XIV веке, превратилось в ведущую отрасль на юге Франции. В течение периода Ренессанса духи использовались, прежде всего, богатыми людьми, чтобы скрывать запах пота, поскольку мылись тогда редко. К XVIII веку ароматические растения выращивались в окрестностях Граса, чтобы обеспечить сырьём растущую парфюмерную промышленность. И сегодня Франция остаётся центром производства парфюмерной продукции и торговли.

В Российской империи

В Российской империи духи получили широкое распространение среди аристократии в XVIII веке[4].

Альфонс Ралле и Компания

В 1841 году в Москву приехали два французских купца — 22-летний Альфонс Ралле (фр. Alphonse Rallet) и 19-летний Жозеф Фредерик Дютфуа (фр. Joseph Frédéric Dutfoy). В 1843 году они основали фабрику «А. Ралле и Ко» (фр. A. Rallet et Cie). Компания стала первым полноценным парфюмерным производством в России: до её появления существовали только «помадные заведения» и лаборатории при аптеках, выпускавшие спиртовые эссенции, косметические мази и кремы[5][6][7].

Это было небольшое производство дорогостоящей косметики из французского сырья по рецептам иностранных парфюмеров. Продукция Ралле пользовалась популярностью: фабрика стала «Торговым домом А. Ралле» и расширилась до 22 строений. В 1855 году Торговый Дом получил звание «поставщика Двора Его Императорского Величества». Продукция фирмы поставлялась также для монарших дворов Персии и Черногории.

В 1856—1857 годах Ралле продал долю в предприятии партнёру по бизнесу Эмилю Бодрану (фр. Emile Baudrant) с условием сохранения имени предприятия и вернулся во Францию. Формально управление новообразованным «Товариществом „А. Ралле и Ко“» взял на себя директорат во главе с директором-распорядителем Эдуардом Бо (фр. Edouard Beaux), отцом Эрнеста Бо. Однако, Дютфуа фактически контролировал компанию до самой смерти в 1897 году[8][9][10].

Рост производства сделал целесообразным самостоятельное изготовление флаконов для выпускаемой парфюмерии. В 1864 году Дютфуа приобрёл земельный участок и к 1865 году построил на нем хрустально-стекольный завод. Помимо флаконов завод выпускал строительные, промышленные и аптекарские стекла, лампады, хрустальную посуду. Часть продукции сбывалась через магазины фирмы Дютфуа, главный из которых открылся на углу Маросейки и Златоустинского переулка. Развивая впоследствии парфюмерное производство, в 1899 году фирма Ралле возвела новый фабричный городок на участке напротив завода Дютфуа[11][12][13].

В 1896 году компания была приобретена французским парфюмером Леоном Шири[14]. К 1900 году компания завоевала лидирующие позиции на российском рынке духов, мыла и косметики.

С 1880 по 1913 год фирма создала 19 оригинальных ароматических композиций, включая наиболее известные: одеколон Bouquet de Napoleon и дамские духи Bouquet de Catherine, автором которых был Эрнест Бо. Когда российские активы Торгового дома Alphonse Rallet & Co. были национализированы в 1918 году, компания была восстановлена во Франции.

После национализации в 1918 году фабрика «Альфонс Ралле и Ко» получила первоначально название «Государственный мыловаренный завод № 4». В 1922 году завод переименован в «Государственную мыльно-косметическая фабрику „Свобода“».

Фабрично-торговое общество братьев Крестовниковых

В 1855 году основано Фабрично-торговое общество братьев Крестовниковых как свечное производство со строительством завода в Казани. Общество создано братьями Валентином и Иосифом Крестовниковыми. С 1856 года завод начинает выпускать твёрдое кусковое мыло, для производства которого был сооружён дополнительный корпус.

В 1861 году продукция завода завоёвывает Большую золотую медаль Вольного экономического общества и Серебряную медаль Министерства финансов России. После участия в Петербургской мануфактурной выставке того же года Фабрично-торговое общество братьев Крестовниковых получает звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Продукция завода отмечена и другими наградами, это: Почётный отзыв Лондонской Всемирной выставки 1862 года, Серебряная медаль Парижской Всемирной выставки 1867 года, Золотая медаль Филадельфийской Всемирной выставки 1876 года, Большая золотая медаль Парижской Всемирной выставки 1878 года, медали Московской мануфактурной выставки 1865 и 1882 годов и другие.

С ростом спроса Товарищество постоянно расширяло коммерческую сеть, открыло собственные склады и торговые заведения во многих городах Российской империи: самой Казани, Москве, Екатеринбурге, Перми, Царицыне, Самаре, Саратове, Ростове-на-Дону, Одессе, Варшаве, Ташкенте, Самарканде и других. За границей Товарищество действовало в Париже, Лондоне и Берлине.

В конце XIX — начале XX веков Казанский завод братьев Крестовниковых был одним из крупнейших предприятий в России в отрасли переработки жиров: к 1900 году здесь трудилось 2200 рабочих. Годовое производство составляло до 200 000 пудов различных сортов мыла — «казанского духового», мраморного, ядрового и глицеринового.

В 1910 году Казанский стеариново-химический и мыловаренный завод Фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых выпустил 329 896 пудов мыла.

К 1914 году на долю фабрики приходилось двенадцатая часть всего российского производства мыла. С началом Первой мировой войны объём производства мыла начал расти и к 1916 году достиг 770 тысяч пудов, увеличившись в 1,5 раза по сравнению с довоенными годами, впервые превысив производство свечей и других видов продукции. В 1918 году Казанский завод, а также конторы и склады Товарищества были национализированы.

1861 году с небольшого производства душистого мыла начал в Москве свою деятельность Анри Брокар. Он оказался не только талантливым парфюмером, но и успешным предпринимателем. В начале XX века московская фабрика Брокара стала крупнейшей в Европе, поставляя на внешний и внутренний рынки широкий ассортимент парфюмерной продукции.

Фирма Байерсдорф

Фирма начала продажи мыла в России в 1904 году. С появлением женского увлажняющего крема под торговой маркой Nivea в 1911 году на российском рынке новый продукт появился спустя год. В 1917 году «Байерсдорф» прекращает свою деятельность в стране.

Эрнест Бо и Компания

В 1908 году парфюмер Эрнест Бо регистрирует собственную торговую компанию «Эрнест Бо и К°» для продажи товаров фирмы «Эскулап и Меркурий». Сотрудничая с Alphonse Rallet & Co. в 1912 году Э.Бо создает одеколон Bouquet de Napoleon, который приносит фирме большой коммерческий успех. Через год на российский рынок выходят его дамские духи Bouquet de Catherine, также получившие признание потребителей.

Филиал фирмы Франсуа Коти

В 1910—1917 годах в Москве осуществлял торговлю филиал парижской фирмы известного парфюмера и промышленника Франсуа Коти.

В 1918 году парфюмерное производство и торговля в России были национализированы.

Советский период. 1917—1991

До 1925 года более 80 % натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ ввозилось в СССР из-за границы. Общий промышленный рост тех лет повлиял на интенсивность развития и парфюмерной промышленности. Встал вопрос о создании собственной сырьевой базы как натуральных, так и синтетических, душистых веществ. С 1921 года отечественное эфиромасличное производство начало развиваться в двух направлениях: увеличения посевных площадей сырьевых культур и расширения их видов. На протяжении долгого времени страна ввозила импортные эфирные масла. Например, розовое масло поступало из Болгарии. А в 1932 было положено начало масштабному отечественному производству. Толчком к развитию промышленного синтеза душистых веществ стал процесс синтезирования аромата ванилина. Компоненты многих эфирных масел были выделены в чистом виде отечественными и зарубежными учеными.

В дальнейшем потребность в синтетических душистых веществах привела к организации крупного производства. Поэтому в 1947 году была запущена первая очередь Калужского комбината — самого мощного предприятия по выпуску синтетических душистых веществ в СССР. Другими поставщиками синтетических душистых веществ являлись также заводы «Сложные эфиры», Московский синтетический завод и Ленинградский завод синтетической ароматики (Ленаромат)[15].

К 1955 году на фоне интенсивного развития эфиромасличной промышленности в СССР значительно сократилось потребление импортных эфирных масел и синтетических душистых веществ. На юге страны, (в Крыму и на Кавказе) были значительно расширены площади посевов новых эфиромасличных культур, таких, как кориандр, герань, лаванда, мускатный шалфей, розмарин. Они же служили сырьевой базой для получения синтетических душистых веществ. Так, например, кориандровое масло является сырьем для получения цитраля, метилионона, иралии, линалилацетата, гидрооксицитронеллаля, цитронеллола, гераниола, нерола и др.[15]

К середине 70-х годов в парфюмерно-косметической, мыловаренной и пищевой отраслях применялось уже около 80 % синтетических душистых веществ. Советскими учеными было синтезировано большое количество душистых веществ, как имеющих аналоги в природе, так и не встречающихся в ней. Было организовано производство не только существующих ароматических веществ, выпускаемых на западе, но и совершенно новых душистых веществ: таких, как тибетолид, мустен, сангалидол, мирценоль и многие другие, что давало возможность заменять натуральные душистые вещества (например, санталидол заменяет сандаловое масло) и повышать качество выпускаемой продукции[16].

В 1991 году Союз Советских Социалистических Республик прекратил своё существование и в условиях тяжелого экономического кризиса парфюмерная промышленность России претерпела значительную трансформацию: многие производства закрылись, а немногие оставшиеся резко сократили объёмы производства и ассортимент.

В Российской Федерации

Появление на внутреннем рынке Российской Федерации широкой линейки разнообразного парфюмерного продукта от мировых производителей в значительной степени обострил конкуренцию, что заставляет российские бренды проводить глубокую модернизацию и поиск своей рыночной ниши.

На нынешнем этапе истории говорить о российской парфюмерной промышленности как о многопрофильной отрасли преждевременно, хотя есть предпосылки для её восстановления. Большое влияние на отрасль влияет импорт, который определяет ценовую политику[17].

Крупные российские фирмы

Классификация парфюмерных товаров

  • По консистенции[18]:
    • Жидкие
      • На спиртовой и водно-спиртовой основе (основная группа)[19]:
      • На масляной основе: масляные духи.
    • Твёрдые: твёрдый дезодорант, твёрдые духи, курительные свечи.
    • Порошкообразные: саше (сухие духи для ароматизации белья).
    • Газообразные (аэрозоли): дезодорант, освежитель воздуха.
  • По половозрастному признаку: мужские, женские, универсальные и детские.
  • По характеру аромата: цветочные, восточные, сладкие, шипровые, амбровые, альдегидные, кожаные, акватические и т. д.

Как правило одеколоны являются парфюмерными изделиями для мужчин[21], а духи — для женщин. Особое место в парфюмерии занимают освежители воздуха, которые выпускаются в виде аэрозолей и других форм выпуска.

Описание

Типы парфюмерной продукции отражают концентрацию соединений ароматического ряда в растворителе, который в прекрасном аромате является обычно этанолом или соединением воды и этанола. Различные источники отличаются в определениях типов духов. Одна парфюмерная формула может содержать в себе сотню элементов как натуральных так и синтетических. Именно их сочетание и дозировка влияют на конечный результат. Также на итоговую парфюмерную композицию влияет качество используемого сырья.

Обычно парфюмерные изделия представляют собой жидкие растворы. Растворителями могут быть спирт, смесь спирта и воды, дипропиленгликоль и другие жидкости. Ароматические вещества могут быть как натурального происхождения (эфирные масла), так и искусственного (синтетические ароматизаторы, например, ванилин).

Процесс создания духов и одеколонов одинаков, различия заключаются в процентном соотношении ароматических веществ. Одеколоны представляют собой водно-спиртовые растворы с меньшей концентрацией душистых веществ., так как они предназначены и для освежения и дезинфекции кожи. В духах содержится больший процент парфюмерных композиций.[22]

Кроме самого обычного растворителя для парфюмерных масел — этанола или смеси этанола и воды, могут также быть использованы нейтрально пахнущие масла типа очищенного кокосового масла, или жидких восков типа масла жожоба. Спирт для производства парфюмерии используется только самой высшей очистки — двойной ректификации. Он чище того, из которого производятся ликёро-водочные изделия.[22]

Интенсивность и долговечность духов базируются на концентрации, интенсивности и долговечности соединений ароматического ряда используемых ароматов. Различные парфюмерные продукты содержат различные количества масел. Поэтому, хотя концентрация масел в Eau de Parfum (EdP) обязательно будет выше, чем в Eau de Toilette (EdT), внутри диапазона фактические количества могут измениться между отдельными продуктами. EdT от одного производителя может быть более силен, чем EdP от другого.

Кроме того, некоторые ароматы с одинаковым названием, но наличием различного названия концентрации не могут только отличаться по их концентрациям, а фактически используют различные смеси ароматических соединений в целом. Например, чтобы сделать EdT-версию аромата более яркой и свежей, чем его EdP-версия, состав EdT нужно изменить так, чтобы он содержал немного больше верхних нот и/или меньше базовых. В некоторых случаях слова типа «extrême», «intense» или «concentrée», которые могли бы указывать ароматическую концентрацию, обозначают другие ароматы, которые имеет отношение к базовому только из-за подобия ароматического аккорда. Примером этого является Pour Monsieur от Chanel и Pour Monsieur Concentrée.

«Парфюмерия — то творчество, где главный результат по определению должен покинуть нас навсегда, оставив на память лишь упаковку. Наследие художника — картины, скульптора — скульптуры, композитора — партитуры. И даже „рукописи не горят“. Здесь же аромат совершил своё волшебство и исчез. А если что осталось во флаконе, то окислилось, стало маслами, изменилось до полной неузнаваемости. Как описать парфюмерию прошлого, будь то „Любимый букет императрицы“ или „Нильская лилия“, или довоенная „Манон“, если ты не знал аромата в период его жизни? Если перед тобой пустой флакон, кем-то старательно отмытый? Даже если флакон содержит остаточные масла? Только опираясь на чьи-то описания, воспоминания, отзывы, каталоги да рекламу. Конечно, знающий парфюмер, как музыкант партитуру, возможно, „прочтёт“ аромат по прописи, поймёт состав и утративших годность духов, но обычный читатель на это вряд ли способен».[23]

Состав парфюмерных композиций

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Обычно композиция составляет 10-25 % от массы духов, в некоторых духах — до 50 %.

Душистые вещества

Добыча мускуса у кабарги привела к высокой угрозе исчезновения вида

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат, прежде всего, лепестки цветков, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Из веществ растительного происхождения химическим путём изготовляют синтетические душистые вещества. В качестве сырья для их получения используются, например, кориандровое, сасафрасовое, анисовое масло. Это позволяет получать ароматы, не имеющие аналогов в природе.

Аромат

По характеру запаха:

  • Цветочные духи имитируют запах цветков одного или нескольких растений.
  • Духи, созданные фантазией парфюмеров.

По силе запаха:

  • Духи с лёгким нежным запахом.
  • Духи с сильным запахом.

Парфюмерные композиции

Рисунок из статьи «Духи» в «ЭСБЕ»

Классические парфюмерные композиции составляются по принципу триады: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении определённого времени эти три ноты сменяют друг друга, и характер аромата меняется — иногда говорят, что аромат «раскрывается».

«Начальная нота» или «голова» аромата проявляется сразу после нанесения духов и сохраняется в чистом виде примерно на 10 минут. Начальная нота состоит из быстро испаряющихся парфюмерных материалов, например, цитрусовых и травяных нот.

Примерно через 30 минут наступает время «ноты сердца», которая остается на коже на несколько часов. Это основной и характеризующий запах. Эта нота составляется из материалов сравнительно медленного испарения, которые смешиваются в композиции, дополняя и оттеняя друг друга.

Через 12 часов остается «конечная нота» или «базовая нота», которую иногда называют «шлейфом» аромата. Он уже не изменится, пока не исчезнет аромат. Базовая нота парфюма определяется веществами с самым низким уровнем испарения, которые остаются на коже дольше всего. Одежда, особенно шерстяная, на которую попали капельки духов, может иногда сохранять аромат базовой ноты несколько месяцев.

Растворитель

В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %).

Красители

При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов.

Производство

Эдвин Остин Эбби — Ароматическая смесь (1899)

Существует два основных вида получения эфирных масел — это дистилляция (процесс паровой перегонки) и анфлераж (процесс, основанный на впитывающих свойствах жиров).

При дистилляции, эфирные масла испаряются при определённой температуре и конденсируются в ёмкость вместе с водой, но из-за низкой плотности они оказываются на поверхности. После чего масла просто собирают.

Анфлераж основан на сублимации твёрдых тел. Для выделения ароматических веществ используют очищенный жир (животный, кокосовое и пальмовое масла). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке.

Кристаллические душистые вещества предварительно растворяют в спирте или в одном из жидких труднолетучих компонентов.

В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза.

Хранение

Существует мнение, что от длительного хранения структура аромата меняется. Это действительно так, но с оговоркой: структура меняется от неправильного хранения духов. Их надо хранить в темном прохладном месте, избегать попадания на них солнечных лучей и плотно закрывать крышку. Некоторые компоненты при неправильном хранении склонны испаряться и портиться быстрее других, поэтому и запах по прошествии времени изменяется. Средний же рекомендованный срок хранения парфюмерии составляет 3-5 лет.

Температура хранения должна быть от 17 до 22 градусов.

Признаками порчи являются изменение цвета или появление осадка.

Элементы маркировки

  • Батч-код — номер партии, указываемый на дне коробки и на дне флакона. Эти номера обычно совпадают, но бывают случаи, когда производитель присваивает уникальный батч-код и флакону и упаковке. По батч-коду можно выяснить дату изготовления парфюмерии. Батч-код редко встречается на тестерах из-за специфики внешнего вида коробки.
  • По штрих-коду можно узнать страну, в которой выпустили парфюмерию.[24]

Музеи парфюмерии

  • Московский Музей Парфюмерии[25]
  • Петербургский Музей Парфюмерии[26]
  • El Museo del Perfume (Барселона, Испания)[27]
  • Duftmuseum im Farina-Haus (Кёльн, Германия)[28]
  • Museo del Perfume (Андорра)[29]
  • Музеи парфюмерии во Франции:
    • Завод и музей Фрагонар в Грасе (Parfumerie Fragonard) и Дом Фрагонара (Musée Fragonard)[30]
    • Musee International de la Parfumerie (Грас)[31]
    • Парижский Музей Парфюмерии фабрики Fragonard[32]
    • Завод и музей Молинар в Грасе[33]
    • Завод и музей Галимар в Эз[34]
    • Le Grand musée du Parfum (Большой музей парфюмерии)[35]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Фридман, 1968, с. 21−22.
  2. Зыков Н. Индустрия ароматов // «Наука и жизнь». — 1970. — № 12. — С. 145.
  3. Санта-Мария Новелла. Дата обращения: 18 августа 2020. Архивировано 20 сентября 2020 года.
  4. Беловинский Л. В. Духи // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 181. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
  5. Биография и генеалогическое древо Жозефа Фредерика Дюфтуа на сайте Geneanet.org. Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 19 августа 2016 года.
  6. История российской парфюмерной компании «А. Ралле и Ко». История государства (30 ноября 2010). Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  7. Яблочкин К. 6 перерождений: культурные и бизнес-центры Москвы с богатым прошлым. Аргументы и факты (28 мая 2014). Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 19 августа 2016 года.
  8. Полыгаева Д. Творят что хотят: Как меняется «Флакон». The Village (25 июня 2015). Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 4 июня 2016 года.
  9. Саломеева А. Запах времени. Бизнес, Организация, Стратегия, Системы. Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  10. История фабрики «Свобода» на официальном сайте предприятия. Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
  11. Барановский, 1892, с. 239.
  12. Тип, Безобразов, 1883, с. 191.
  13. Флакон. Дютфуа и Ралле (недоступная ссылка). Мама-динамо, экскурсионный проект Олеси Лавровой. Дата обращения: 5 августа 2016. Архивировано 7 августа 2016 года.
  14. Goutell. Chiris. Lightyears, Inc.. Дата обращения: 5 декабря 2011. Архивировано 26 октября 2011 года.
  15. 15,0 15,1 Сто лет парфюмерной фабрике "Новая Заря" / Васильева Н.И.. — сборник. — М.: Пищевая промышленность, 1965. — С. 21—30.
  16. Фридман, 1968, с. 29.
  17. Долгополова Н.А. Парфюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера / Карышева М.. — том 2. — Галарт, 2018. — С. Заключение. — 600 с. — ISBN ISBN 978-5-269-01146-2.
  18. Товарный словарь, 1959.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 ГОСТ 31678-2012. Продукция парфюмерная жидкая. Общие технические условия.. Дата обращения: 19 августа 2020. Архивировано 10 августа 2020 года.
  20. 20,0 20,1 20,2 Духи // Большая российская энциклопедия. Том 9. — М., 2007. — С. 431—432.
  21. Одеколон // Большая российская энциклопедия. Том 23. — М., 2013. — С. 684.
  22. 22,0 22,1 Зыков Н. Индустрия ароматов // "Наука и жизнь". — 1970. — № 12. — С. 147.
  23. Долгополова Н.А. «Парфюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера» / Карышева М.. — МКСХ «Галарт», 2018. — С. Введение. — 600 с. — ISBN 978-5-269-01146-2.
  24. Проверить парфюм на оригинальность. Дата обращения: 7 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  25. О МУЗЕЕ. museumperfume.ru. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 11 июня 2020 года.
  26. Музей парфюмерии. parfmuzey.ru. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 18 июня 2020 года.
  27. Museo del Perfume BCN - Desde 1963 relatando la Evolución del Perfume (исп.). Museu del perfum. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
  28. Fragrance Museum | Farina-House (англ.). Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 2 июля 2020 года.
  29. portada | Museu del perfum. www.museudelperfum.net. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  30. Fragonard Story. www.fragonard.com. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 11 июня 2020 года.
  31. Bienvenue sur Musées de Grasse (фр.). Musées de Grasse. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.
  32. Must-see places to visit in Paris - Perfume museum Paris (англ.). Paris Perfume Museum. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 20 июня 2020 года.
  33. The perfume industry of Grasse (англ.). Galimard. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 3 июня 2020 года.
  34. Home (англ.). Galimard. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 3 июля 2020 года.
  35. gmp-admin. Le Grand Musée Du Parfum de Paris (фр.). Le Grand Musée du Parfum. Дата обращения: 11 июня 2020. Архивировано 6 июня 2020 года.

Литература

  • Андреева Р. П. Парфюмерия // Энциклопедия моды. — СПб.: Издательство «Литера», 1997. — С. 274—278. — 416 с. — ISBN 5-86617-030-2.
  • Фридман Р. А. Парфюмерия // Парфюмерия и косметика. — М.: Пищевая промышленность, 1968. — С. 5—47.
  • Парфюмерные товары // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VI. — Стб. 715—728 — 581 с.
  • Косметики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XVI (31) : Конкорд — Коялович. — 480 с.