Партум, Ева

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ева Партум
польск. Ewa Partum
Ева Партум, Упражнения, 1972 годЕва Партум, Упражнения, 1972 год
Дата рождения 1945(1945)
Место рождения Гродзиск-Мазовецкий, гмина Гродзиск-Мазовецкий, Гродзиский повет, Мазовецкое воеводство, Польша
Учёба Академия изящных искусств в Варшаве, Академия изобразительных искусств в Лодзи
Сайт [artmuseum.pl/en/filmoteka/artysci/ewa-partum]

Ева Партум (польск. Ewa Partum, род. 1945, Гродзиск-Мазовецкий недалеко от Варшавы, Польша) — художник перформанса, режиссёр.

Образование

Начиная с 1963 года, Партум училась в Государственной высшей школе изящных искусств в Лодзи. Затем окончила Академию изящных искусств в Варшаве в 1965 году, где училась на отделении живописи[1]. Диплом получила в 1970 году за работу с поэзией как искусством[2].

Основные работы

Партум принимает участие в лингвистической и перформанс-игре, пытаясь открыть новый художественный язык. Этот поиск «нового языка» коренится в её убеждении, что живопись исчерпала свой потенциал для генерирования новых или трансформационных идей[1]. Работа Партум также мотивирована затрагиванием таких вопросов, как понятие публичного пространства, положение женщин, женская субъективность и политический контекст 1980-х годов.

Партум исследует проблемы женской идентичности, включая гендерные предубеждения в мире искусства[3]. В интервью она рассказывает о трудностях и дискриминации, с которыми сталкивалась как женщина-художник. Это предубеждение вдохновило её решение выступать обнажённой во многих произведениях. Однажды Партум заявила, что будет выступать обнажённой, пока женщины в мире искусства не получат равные права[1]. В своих интервью она говорила про обнажённые выставки: «В своих интерпретациях множество критиков концентрируются на использовании моего обнажённого тела в моих работах, на самом деле не понимая, что для меня речь шла про создание знака: знака, указывающего в одно целое направление. Это была тавтологичная, а не, как многие склонны верить, эгоцентрическая стратегия… Когда выставка заканчивается, я кланяюсь своей публике как виртуоз после концерта…»[4].

Гражданская работа Партум началась в 1969 году и продолжалась до 1970-х годов, объединяя поэзию и перформанс[5]. Она объявила, что является произведением искусства, сделав своё тело элементом феминистического дискурса. Это может быть использовано как пример эссенциализма, поскольку искусств касается тела женщины и использования тела как полотна в феминистическом исполнении.

Другая работа, самоидентификация (1980), включала фотомонтажи её обнажённой фигуры, наложенные на сцены Варшавы, среди пешеходов, рядом с женщиной-полицейским и перед президентской резиденцией, показывая спорный характер обнажённого женского тела[6] Заголовок произведения говорит о сложном поиске женской идентичности.

Работа художницы сосредотачивается на вреде традиционных гендерных предупреждений и ожиданий. Например, в «Плохой женщине» (1981) она преувеличила соответствие нормам женской покорности и глупости, «целуя руки членов аудитории, обливая алкоголем голову, рисуя взбитыми сливками на полу «сладкое искусство» — другими словами, вела себя как пьяная и глупая женщина»[4]. В другом произведении, Женщины, брак против вас! (1980), она оделась в свадебное платье и завернулась в прозрачную фольгу, увенчанную вывеской «Для мужчин»[6]. Потом она прорезала платье и фольгу, выныривая обнажённой.

С 1971 года создаёт концептуальную поэзию «Poems by Ewa» в форме поэтических предметов, в которых она часто печатает губы. К ранним концептуально-поэтическим произведениям принадлежит «Активная поэзия», в которой Партум использовала ветер, чтобы разбрасывать вырезанные буквы в разных пейзажах, используя их случайное распределение для создания поэзии[6]. Её поздние стихи состоят из ярко выраженного феминистского и социального тона, хотя это никогда не выражается ясно или очевидно для зрителя. В одном из выступлений Партум в период военного положения в 1982 году она обнажена и в красной помаде. Это выражает одну из тем её работы, которая включает пародирование манер[7], в них женщины пытаются отвечать идеализированным ожиданиям мужчин от них. На выставке на тему Берлинской стены она фотографирует себя обнажённой на высоких каблуках и держа большую букву «О» в правой руке и «Ш» в левой, что означает Ост-Вест Шаттен или восток – Западные тени.

Фильмы Партум выступают в качестве документации её поэтической и перформативной работы. Партум исследует автоматизированную природу и сущность фильма[8]. Содержание одного из произведений «Десять метров фильма» определяет простую корреляцию с продолжительностью фильма. Ещё один короткометражный фильм демонстрирует облик художника в разнообразных сценах. Фильм ставит под сомнение способность художника полностью передать идею, аргументируя это тем, что как только за работой наблюдает другой, авторитет художника теряется.

Партум также работала организатором и куратором очень влиятельной галереи почтового искусства с 1971 по 1977 год. Галерея Galeria Adres демонстрировала работы художников Fluxus и других. В рамках галереи Ева Партум дополнительно издавала каталоги и книги[6].

В течение 1960-х и 1970-х годов на работу Партум часто влияли польские цензоры, которые отказывались разрешать их распространение в публикациях[6].

Выставки

В июле 2013 года Фрак Лоррен в Меце провёл выставку под названием «Плохие девочки: коллекция в действии», чествуя художниц, которые посвятили свою работу деконструкции установившегося порядка и созданию пространства для свободы, опыта и жизни.

Состоялось несколько ретроспектив работы Партум, в том числе Ewa Partum: The Legality of Space в Институте искусства Wyspa (2006)[9].

Выставки её работ включают:[1]

  • W.O.R.K.S., Концептуальная графика «Чтение нашего мира» в Калгари, Канада, в 1973 году
  • Проспектива 74 в Сан-Паулу в 1974 году; Международная выставка почтового искусства '75 в Буэнос-Айресе в 1975 году
  • Кинофестиваль «Фильм как фильм — фильм как искусство» в Лодзи в 1977 году
  • Кватро в Милане в 1982 году; Современное польское искусство в Берлине в 1984 году
  • Polska 86, выставка польской фотографии XX века
  • Чёрно-белая Польша в Париже в 1990 году
  • Естесми в Национальной галерее искусств Зачета в Варшаве в 1991 году
  • WACK! Искусство в феминистской революции в MoCA, 2007
  • За особое место: Документы и труды из коллекции Фонда Дженерали на Австрийском культурном форуме, 2007

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Gorzodek, Ewa. "Ewa Partum." Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine Polish Cultural Institute of New York. Polish Cultural Institute, 1 Jan. 2004. Web. 13 Oct. 2014.
  2. Ewa Partum (англ.). Culture.pl. Дата обращения: 3 апреля 2020. Архивировано 18 октября 2019 года.
  3. Ewa Partum as a Cultural Producer | post. post.at.moma.org. Дата обращения: 4 марта 2020. Архивировано 9 декабря 2019 года.
  4. 4,0 4,1 Majewska, Karolina On historicizing Conceptualism and the interpretation of feminism. A conversation with Ewa Partum. OBIEG (8 апреля 2014). Дата обращения: 20 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  5. Kazmierczak, Malgorzata. "Art and Documentation: English Summaries." Архивная копия от 23 апреля 2021 на Wayback Machine Google Scholars. Central and Eastern European Online Library, 2012. Web. 13 Oct. 2014.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 EWA PARTUM. CULTURE.PL. Culture.pl (19 мая 2014). Дата обращения: 7 марта 2014. Архивировано 18 января 2014 года.
  7. Leszkowicz, Pawel. "Sex and Subversion in the Art of the People's Republic of Poland." Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine The Central European Journal of Social Sciences and Humanities 20 (2007): 51-85. Google Scholars. Web. 13 Oct. 2014.
  8. EWA PARTUM: Tautological Cinema. FILMOTEKA MUZEUM. Museum of Modern Art in Warsaw (11 июня 2011). Дата обращения: 7 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  9. ewa partum – the legality of space. itsliquid. itsliquid. Дата обращения: 7 марта 2015. Архивировано 21 марта 2015 года.