Перейти к содержанию

Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоганн Эрдман Хуммель
Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине. 1818—1819 (?)
нем. Schachpartie im Palais Voss zu Berlin
Холст, масло. 38,5 × 44 см
Старая национальная галерея, A I 825, Берлин, Германия

«Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине» (нем. Schachpartie im Palais Voss zu Berlin) — картина Иоганна Эрдмана Хуммеля, запечатлевшая выдающихся деятелей позднего немецкого Просвещения в помещении шадовского шахматного клуба.

История картины и её судьба[1]

Предполагается, что «Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине» выполнена в 1818 или 1819 году. Принято считать, что картина была заказана Вильгельминой Прусской, дочерью короля Пруссии Фридриха Вильгельма II и его второй законной супруги Фридерики Луизы Гессен-Дармштадтской[1]. Вильгельмина Прусская вышла замуж за своего кузена Виллема, короля Нидерландов. Уезжая в Нидерланды, в память о своём общении с интеллектуальной элитой на родине она и заказала это полотно. В настоящее время этот вариант картины представлен в Старой национальной галерее в Берлине. Существуют и две другие версии картины, созданные художником: 1) по размеру значительно большая картина (117 х 141 см), хранящаяся в Ганновере, в Галерее Нижней Саксонии, созданная в 1845 году; эта картина не выставляется в постоянной экспозиции из-за плохого состояния красочного слоя; 2) ещё одна версия находится в Трире в частной коллекции, эта версия недоступна для искусствоведов[1].

Эскиз к картине (37 х 43) находится в Берлинском гравюрном кабинете. Ещё один рисунок, предположительно связанный с картиной, хранится в Дрездене[2].

В 2003 году картина привлекла внимание к забытому шахматному клубу, изображённому на ней. В Берлинской художественной библиотеке в Культурфоруме состоялась крупная выставка «Первый шахматный клуб Германии» (Erster Schachklub Deutschlands), посвящённая шахматному клубу Шадова и его истории, где картина была главным экспонатом[3][4].

Сюжет картины

abcdefgh
8
e8 белый король
f7 чёрная ладья
g7 чёрный ферзь
a6 чёрная пешка
c6 белый конь
a5 чёрный король
b5 чёрная ладья
h4 белая ладья
8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Реконструкция позиции на доске, изображённой на варианте из Ганновера[5]

Картина Иоганна Эрдмана Хуммеля представляет сцену из повседневной жизни шахматного клуба на Вильгельмштрассе. Местом проведения является дворец Фоссов, где собирался шахматный клуб Шадова[нем.]. На картине изображены его члены.

Слева направо показаны[6]:

Художественные особенности картины

Считается, что в основе картины лежит не конкретное историческое событие, а собирательный образ посетителей клуба и типичное проведение времени в нём. Автора больше волновали художественные эффекты и демонстрация своего технического мастерства, чем достоверность.

«Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине» — это ранний пример комбинированного изображения отражений в зеркале, теней и освещения из различных источников света внутри и снаружи помещения (свечи на столе и их отражения в окне, лампа на шкафу, а также их отражения в зеркале, луна за окном). Эта картина относится в творчестве художника к переходному периоду от классицизма к бидермейеру как к ответвлению романтизма. В то же время она демонстрирует тесную связь Хуммеля с придворной традицией живописи. «Партия в шахматы» внешне задумана как произведение голландской традиции, но скрывает большой интеллектуальный потенциал.

Место действия картины

Берлинский шахматный клуб был первым известным немецким шахматным клубом[7]. Он существовал в 1803—1847 годах, часто назывался «Шадовским шахматным клубом» в честь скульптора Иоганна Готфрида Шадова, учредителя и председателя клуба. Первоначально он включал до 34 членов, но в 1805 году их было уже 139[7].

В уставе ассоциации было 70 пунктов. В качестве единственной цели было определено «играть в шахматы или смотреть эту игру». Среди членов клуба были: придворный врач прусского короля Кристоф Вильгельм Гуфеланд, астроном Иоганн Франц Энке, философ, переводчик и библиотекарь Самуэль Генрих Шпикер, еврейский педагог и философ Лацарус Бендавид, прусский офицер и изобретатель Георг Леопольд фон Рейсвиц[7]. Время от времени в клубе бывали Франц Брентано, Ахим фон Арним и Август Вильгельм Шлегель.

Членами клуба были в основном представители позднего Просвещения, они действовали в духе терпимости и свободы мысли, игру в шахматы воспринимали как разновидность рациональной практики. Желающих вступить в клуб обязывали предоставить рекомендации от двух членов клуба, а также занимать уважаемое положение в обществе. Военнослужащие не могли претендовать на полноценное членство в клубе, но имели статус гостей. Шахматы были единственной лицензированной игрой в клубе, но не единственным видом деятельности в нём. В клубе существовала справочная библиотека с шахматной литературой, подборка газет по подписке; была возможность обмениваться мнениями о науке и искусстве, литературе и политике.

В 1840-х годах число членов клуба резко сократилось. В 1847 году шадовский шахматный клуб был распущен[7].

Позиция на доске

На двух разных версиях картины изображены на доске разные позиции. Позиция на картине в Ганновере без труда реконструируется и свидетельствует о невысоком уровне играющих её шахматистов[8]. Положение белых безнадёжно, но они продолжают игру. На шахматной доске картины из Берлина изображена только одна фигура в руке персонажа, все остальные фигуры сняты с доски и лежат рядом с ней[9].

Галерея

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Erdmann Hummel Maler. Die Schachpartie. Bildarchiv Foto Marburg.. Дата обращения: 23 апреля 2016. Архивировано 7 марта 2016 года.
  2. J. K. Hummel. Schachspieler am Fenster. Staatliche Kunstsammlungen Dresden. Кupferstirhkahinett
  3. Susanna Poldauf. Erster Schachklub Deutschlands: Ausstellung in Berlin. ChessBase GmbH. Дата обращения: 23 апреля 2016. Архивировано 27 апреля 2017 года.
  4. Dagobert Kohlmeyer. Schadows Schachclub — Ein Spiel der Vernunft in Berlin. ELG. (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 апреля 2016. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  5. Johannes Fischer. Auf der Suche nach einem verkannten Club. KARL - das kulturelle Schachmagazin.. Дата обращения: 23 апреля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Hans Holländer. Schein und Widerschein. Über die Schachbilder von Johann Erdmann Hummel. Jahrbuch der Berliner Museen. 43 Bd. (2001). Р. 209.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Harald Fietz. Verschollene Schachtradition im Herzen Preußens. Сhach Magazin 64, Nr. 20 / 2003, S. 551—554.. Дата обращения: 23 апреля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. Позиция на картине из Ганновера. Digify.
  9. Шахматная позиция на картине из Берлина. Digify.

Литература

  • Georg Hummel: Erdmann Hummel. In: Mitteilungen des Vereins für die Geschichte Berlins, 41. Jg., 1924, H. 3, S. 2.
  • Fritz Hummel: Die kunstliebende Kurfürstin Auguste von Hessen. In: Zeitschrift des Vereins für hessische Geschichte und Landeskunde. 68, 1957, S. 195—207.
  • Ernst Scheyer: Johann Erdmann Hummel und die deutsche Dichtung. In: Aurora, Jahrbuch der Eichendorff-Gesellschaft. Bd. 33, Würzburg 1973, S. 57 f., Taf. 11.
  • Kataloge der Niedersächs. Landesgalerie. Hannover. 1973, Bd. III. Textband S. 207.
  • Tue og Bodil Gad, Vinduet. Et Biedermeiermotiv. København. 1976. S. 76.