Пармский троллейбус
Пармский троллейбус | |||
---|---|---|---|
итал. Rete filoviaria di Parma | |||
Описание | |||
Страна | Италия | ||
Расположение | Парма | ||
Дата открытия | 25 октября 1953 | ||
Оператор | TEP (Tranvie Elettriche Parmensi) | ||
Маршрутная сеть | |||
Число маршрутов | 4 | ||
Длина маршрутов | 18,4 км | ||
Подвижной состав | |||
Число троллейбусов | 33 | ||
Основные типы ПС | Autodromo BusOtto 12 UL/MAN/ADTranz, Solaris Trollino IV 12 Kiepe, Van Hool Exqui.City 18[1] | ||
|
Па́рмский тролле́йбус (итал. Rete filoviaria di Parma) ― троллейбусная система в городе Парме, Италия. Открытие системы было запланировано в 1937 году, но из-за начала Второй Мировой войны его пришлось отложить до 1953 года. По состоянию на 2022 год в городе действует 4 маршрута.
Маршруты
Система троллейбуса в Парме состоит из четырёх маршрутов:
- № 1 Парк-Норд ― Парма-Миа (участок Страда-Фарнеце ― Парма-Миа троллейбусы проходят на автономном ходе)
- № 3 Сан-Лаззаро ― Крочетта
- № 4 Виа-Парижи ― Виа-Мордаччи
- № 5 Виа-Ораццио ― Виа-Чиавари
Участок Виа-Тренто ― Парк-Норд на маршруте № 1 является самым длинным участком в Европе, на котором троллейбусы используют автономный ход.
В праздничные дни троллейбусное движение останавливается полностью, при этом маршрут № 3 продлевается до Сан-Панкрацио и Сан-Просперо и используется в рабочих целях.
История
В 1937 году администрацией города Пармы рассматривался проект преобразования городской трамвайной сети в троллейбусную, который должен был завершиться через два года[2], однако плану не суждено было сбыться из-за начала Второй Мировой войны[3]. В 1952 году городской совет Пармы одобрил предложение о преобразовании трамвайного сообщения в троллейбус[4].
Пармский троллейбус был открыт 25 октября 1953 года и первоначально состоял из трёх маршрутов:
- № 1 Ж/д вокзал Пармы ― Кладбище Виллетта
- № 2 Сан-Леонардо ― Виа-Монтебелло
- № 3 Сан-Лаззаро ― Крочетта
В 1968 году маршрут № 1 был продолжен от кладбища до Орци-ди-Баганза. 3 мая 1970 года маршрут № 2 был закрыт и преобразован в автобусный; закрытие маршрута № 2 до сих пор остаётся единственным подобным событием в истории троллейбуса Пармы. В 1987 году маршрут № 1 был продлён от Орци-Ди-Баганза до Страда-Фарнезе. 13 декабря 1989 и 5 ноября 1998 года автобусные маршруты 4 и 5 были соответственно преобразованы в троллейбусные.
В ноябре 2009 года троллейбусное движение на маршруте № 1 было приостановлено из-за реконструкции Пьяцца Барбьери, после завершения реконструкции движение по площади осуществлялось только троллейбусами «Menarini» (ит.) по направлению в или из депо. В августе 2010 года оператор пармского троллейбуса «Tranvie Elettriche Parmensi» принял решение о прекращении использования троллейбусов без автономного хода ввиду закрытия ведущего в депо участка контактной сети во время реконструкции Пьяцца Корридони.
В 2012 году город решил обновить свой троллейбусный парк. 4 мая 2012 года был представлен бельгийский троллейбус особо высокой вместимости Van Hool ExquiCity (ит.). 22 апреля 2014 года на Пьяцца Гарибальди состоялась вторая презентация бельгийской модели[5], после чего администрация Пармы приняла решение о покупке троллейбусов от Van Hool.
23 декабря 2020 года на маршрут № 1 вышли три новых троллейбуса Solaris Trollino 12 «Full Electric». Пробный запуск данной модели состоялся несколькими днями ранее[6][7]. Позже в город поступили и были введены в эксплуатацию ещё 7 троллейбусов Solaris Trollino. 6 июня 2021 года маршрут № 1 был продлён до Парк-Норд, на участке запланирована частичная электрификация, при этом неэлектрифицированная часть будет обслуживаться Solaris Trollino, обладающими функцией автономного хода[8].
Подвижной состав
Бывший подвижной состав
В разное время вплоть до 2020 года в Парме работали следующие троллейбусы:
- Fiat 2401 Cansa
- Fiat 2411 Cansa
- Menarini Monocar 201
Нынешний подвижной состав
По состоянию на октябрь 2022 года в Парме эксплуатируются следующие троллейбусы:
- Fiat 2411 Cansa ― 1 единица используется в качестве музейного экспоната[9]
- Autodromo BusOtto 12 UL/MAN/ADTranz
- Solaris Trollino IV 12 Kiepe
- Van Hool ExquiCity 18 T
Галерея
-
Троллейбус на Пьяцца-Гарибальди
-
Троллейбус в Парме
-
Троллейбус в Парме, 2003 год
-
Троллейбус на Пьяцца-Барбьери
-
Троллейбус на Пьяцца-Гарибальди зимой
-
Троллейбус на Пьяцца-Филиппо-Корридони
-
Троллейбус на улице Джузеппе Маззини
См. также
Литература
- Paolo Gregoris, Francesco Rizzoli, Claudio Serra. Giro d'Italia in filobus (итал.). — Кортона: Calosci, 2003. — С. 171—174.
- Giovanni Villan. Strada facendo - I trasporti pubblici parmensi fra ottocento e novecento (итал.). — Парма: Albertelli, 2000.
Ссылки
Примечания
- ↑ Список подвижного состава: Парма, троллейбус . Городской электротранспорт. Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ Francesco Ogliari, Franco Sapi. Ritmi di ruote. Ritmi di ruote. Storia dei trasporti italiani volume 10°. Emilia-Romagna (итал.). — Милан, 1969. — С. 296.
- ↑ Francesco Ogliari, Franco Sapi. Ritmi di ruote. Ritmi di ruote. Storia dei trasporti italiani volume 10°. Emilia-Romagna (итал.). — Милан, 1969. — С. 297.
- ↑ Francesco Ogliari, Franco Sapi. Ritmi di ruote. Ritmi di ruote. Storia dei trasporti italiani volume 10°. Emilia-Romagna (итал.). — Милан, 1969. — С. 410.
- ↑ Con i nuovi Ebus a Parma la mobilità entra nel futuro (итал.). Администрация Пармы (22 февраля 2014). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ 3 nuovi filobus 100% elettrici in servizio dal 23 dicembre (итал.). Transporti pubblici Parma (22 декабря 2020). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ 3 nuovi filobus sulla Linea 1 (итал.). Администрация Пармы (22 декабря 2020). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ David Vezzali. Bus 1, addio da oggi al capolinea «storico» della stazione ferroviaria (итал.). Gazzeta di Parma. Gazzeta di Parma (6 июня 2021). Дата обращения: 9 октября 2022.
- ↑ Парма, троллейбус № 017 . Дата обращения: 9 октября 2022.