Парижский общественный транспорт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поезд 5-й линии метро на Аустерлицком мосту
Поезд линии А RER на станции Насьон
Рейсовый автобус RATP на остановке Порт Майо возле одноимённой станции метро
Двухэтажный пригородный поезд Transilien на вокзале Монпарнас

Городской общественный транспорт

Ежедневно на работу в Париж приезжает большое количество людей на собственном транспорте, что осложняет передвижение и парковку в черте Парижа. Поэтому власти города активно агитируют владельцев автомобилей пользоваться общественным транспортом.

Метро

Самым удобным и быстрым транспортом Парижа считается метро — одно из старейших в Европе, его первая линия была открыта 19 июля 1900 года. В настоящее время эксплуатацией метро занимается полугосударственная компания RATP.

Парижский метрополитен состоит из 16 линий (14 полных и 2 дополняющих; две линии имеют на концах разветвления) общей протяжённостью 212,5 км, что делает его одним из самых больших в мире[1].

Ежегодно Парижское метро перевозит 2866 млн человек (данные 2006 года)[2].

Парижский метрополитен открыт с 5.30 до примерно часа ночи. В пятницу, субботу и перед праздничным днём метро работает до двух часов ночи.

Станции метро расположены так, что максимальное расстояние между любой точкой города и ближайшей станцией метро составляет не более 500 м. Это сильно отличает Парижский метрополитен от Московского: поезда первого заметно медленнее, перегоны короче.

Изначально метро было рассчитано только на обслуживание Парижа. Для того, чтобы исключить возможные соединения сети метро с сетью пригородных железных дорог, власти города ввели правостороннее движение в метро — все остальные французские железнодорожные поезда ходят по левой колее. С 1934 года начато постепенное продление линий метро (кроме 3bis, 6 и 7bis, которые технологически невозможно продлить от ныне действующих конечных станций) в ближнепригородные департаменты Большого Парижа, строительство новых участков в данном направлении продолжается, с разной степенью активности в разные периоды, и в наши дни.

Пользование Парижским метрополитеном

  • Практически все станции метро оборудованы экранами, показывающими время, оставшееся до следующего поезда.
  • Две линии (7 и 13) имеют разветвления. Вагоны этих линий оборудованы индикаторами, указывающими ветку, по которой едет каждый поезд.
  • Две линии (7bis и 10) имеют односторонние станции.
  • Исторически метро делят на две зоны (первая и вторая), однако с конца 1980-х годов дифференциация тарифов по зонам в метро отменена.
  • Контроль билетов может быть произведён в любом месте метрополитена, поэтому билеты следует хранить до конца поездки.
  • Большинство действующих вагонов не открывает автоматически двери по прибытии на станцию. Для открытия двери нужно нажать на кнопку на двери, или повернуть рычаг — в зависимости от конструкции вагона.
  • Только вагоны серий MP 89(CA, CC), MF 01, MP 05 и CA 35 оборудованы системой громкой связи, объявляющей станции.
  • В каждом вагоне метро наклеены общий план метро и линейная схема текущей линии метро.
  • Часть сидячих мест в вагоне метро — откидная. В случае большого наплыва пассажиров, эти места не могут быть использованы для сидения.
  • До начала 1990-х годов на ряде линий Парижского метро вагоны 1 и 2 классов имели разную ливрею, хотя фактическое тарифное подразделение было отменено после Первой Мировой войны.

RER

Поезд Z 5600 линии С RER на станции Музей Орсэ

Для лучшей связи города с пригородами, параллельно метро была создана сеть региональное экспресс-метро (RER, читается как «Эроэр») — линии пригородных электричек, проходящие в Париже под землёй и пересекающиеся с линиями метро.

Сеть RER состоит из 5 линий (A, B, C, D, E)[3].

Линии RER эксплуатируются совместно полугосударственными компаниями RATP и SNCF. На тарификацию этот факт никак не влияет: один билет позволяет проехать по всему маршруту, даже если часть его эксплуатируется одной компанией, а часть — другой.

Orlyval

Автоматические поезда линии Orlyval осуществляют сообщение между обоими терминалами аэропорта Орли и станцией RER Antony линии В.

Пользование сетью RER

  • Практически все линии RER имеют разветвления. Поезд RER останавливается не на всех станциях, мимо которых он проходит.
    • По самому поезду понять, по какому именно маршруту он идёт можно, но не тривиально: каждый состав обозначается 6-значным кодом, первые четыре буквы которого соответствуют коду маршрута, а последние две цифры — номеру состава. При этом по первой букве кода маршрута можно понять конечный пункт следования поезда.
    • Гораздо проще увидеть маршрут поезда на специальном табло, висящем на платформе. Обычно оно выполнено в виде списка всех станций линии, зажжённые лампочки отмечают станции маршрута следующего поезда.
  • Линии RER имеют сложную тарификацию, подробнее см. Тарификация.
  • Как и в случае с метро, контроль билетов может быть произведён в любом месте сети, билеты следует хранить до конца поездки. На большинстве станций билет также понадобится для выхода из RER.
  • Исторически места в вагонах RER делятся на первый и второй класс, но в настоящее время тарификация этих мест никак не отличается.

Фуникулёр

В Париже действует одна линия городского фуникулёра, поднимающая пассажиров на холм Монмартр. Для оплаты проезда на фуникулёре действительны билеты метрополитена.

Схема линии монмартрского фуникулёра.

Трамвай

Трамвай на линии Т3

Сеть парижского трамвая состоит из десяти линий, лишь две из которых (Т3а и Т3b) проходят в пределах официальных границ Парижа.

В настоящее время идёт активное возрождение трамвайной сети, в ближайшие годы планируется создание десятка новых линий в пригородных департаментах региона Иль-де-Франс.

Транзильен

Наряду с RER действует сеть пригородных поездов (Transilien), обслуживаемых полугосударственной железнодорожной компанией SNCF.

Основное отличие этих поездов от RER состоит в худшей интеграции с системой метро, в результате чего не всегда возможно использовать один и тот же билет для поездки на пригородном поезде и метро.

Рейсовые автобусы

В Париже имеется большая автобусная сеть[4].

Основное неудобство автобусов заключается в возможных пробках в часы пик, но с этой проблемой мэрия города пытается справиться вводом полос, зарезервированных для общественного транспорта.

Линии парижских автобусов имеют двузначные номера, даже если частично они выходят за пределы города. Трёхзначные номера зарезервированы для линий, соединяющих пригороды между собой[5].

Большинство автобусных линий работают с 6:30 до 20:30[6], некоторые линии по воскресеньям и праздничным дням не обслуживаются[7].

Noctilien

Ночью работают автобусы специальных линий Noctilien, в основном связывающие Париж с пригородами[8]

Montmartrobus

Маленький электрический автобус Монмартробюс был создан специально для маршрута от площади Пигаль до верхушки холма Монмартр по узким улицам холма[9].

Roissybus

Roissybus (Руассибюс) — автобус, соединяющий аэропорт Шарль-де-Голль со станцией метро Опера.[10]

Orlybus

Orlybus (Орлибюс) — автобус, соединяющий оба терминала аэропорта Орли со станцией Парижского метрополитена Данфер-Рошро.[11]

Пользование парижскими автобусами

  • Вход осуществляется исключительно через переднюю дверь. Входя, следует закомпостировать билет (composter le billet) или предъявить водителю проездной.
  • Все остановки являются «остановками по требованию». Для того, чтобы автобус остановился на следующей остановке, следует нажать на одну из кнопок «требование остановки» в салоне (обычно красного цвета, расположены на поручнях).
  • Находясь на остановке, нужно подать водителю знак, чтобы он остановил автобус. Это особенно важно на остановке, на которой останавливается несколько линий автобуса — даже если водитель заметил пассажиров, он не может знать, автобус какого маршрута они ждут.
  • В части автобусов водитель не открывает двери, а лишь разблокирует их. Для открытия двери следует нажать на светящуюся кнопку возле двери.
  • Большинство автобусных остановок оборудовано табло, на котором видно время ожидания следующего автобуса.
  • В каждом автобусе можно найти линейную схему его маршрута.
  • Недавно введённый билет Ticket t+ позволяет делать пересадки на автобусе, пользуясь одним и тем же билетом в течение полутора часов.

Речной общественный транспорт

Batobus

Речной автобус Batobus

Коммерческий водный транспорт, ориентированный в основном на туристов, имеет 9 остановок в центре города[12], круглогодичный[13], стоимость проезда без ограничения числа поездок на 1 день для взрослого - 16 евро, на 2 дня - 19 евро, на 1 год - 60 евро. На лодках не действуют никакие билеты и проездные общественного транспорта, однако по некоторым из них предоставляется скидка[14].

Voguéo

Катамаран Voguéo

Линия от Аустерлицкого вокзала вверх по течению Сены (Maison-Alfort). Действовала в экспериментальном режиме с 2008 по 2011 год.

Велосипед

В Париже существует множество велосипедных дорожек, часто велосипедам разрешено занимать полосы, зарезервированные для общественного транспорта (автобусы и такси)[15].

Vélib’

Станция Vélib’ возле метро Сите

В Париже действует система велосипедного транспорта Vélib’.

По городу построены сотни станций Vélib’, где можно взять напрокат велосипед, и куда его нужно сдать по прибытии (станция сдачи может отличаться от станции отправления). Таким образом система Vélib’ кардинально отличается от обычного почасового проката велосипедов, что подчёркивается прогрессивной шкалой тарификации: первые 30 минут использования велосипеда бесплатны, каждые последующие 30 минут дороже предыдущих.

Эксплуатация сети Vélib’ осуществляется частной компанией JCDecaux по заказу города Париж. В 2009 году началось расширение сети станций Vélib’ на ближайшие пригороды Парижа — планируется установить 181 станцию в 30 ближайших к столице городах.

Одноразовых билетов не существует, но на большинстве станции Vélib’ можно купить дневной или недельный проездной. Существует также годовой проездной, купить который можно по почте или через интернет.

Прокат авто

Autolib'

В Париже работает сеть краткосрочной аренды электромобилей Autolib'.

Туристический транспорт

Туристический поезд Petit Train de Montmartre

Существуют специальные маршруты автобусов, предназначенные прежде всего для туристов. Часть из них эксплуатируется полугосударственной компанией RATP (Balabus, Open Tour, etc.), с ней конкурируют частные компании (Les Cars Rouges, etc.).

Троллейбус

Впервые троллейбус появился в Париже в 1900 году. Регулярное троллейбусное движение началось в 1912 году. С началом Первой мировой войны эксплуатация троллейбусов прекратилась, а в межвоенный период троллейбусное движение существовало с 7 апреля 1925 по 8 июля 1935 года, но потом троллейбус сочли нерентабельным. Его эксплуатация возобновилась лишь в период немецкой оккупации Парижа. Троллейбус продолжил своё существование и в послевоенное время, но 1 апреля 1966 года троллейбусные линии в Париже вновь ликвидировали, и теперь троллейбусов в Париже нет.

Оплата проезда

Разовые билеты

Разовые билеты покупаются на станциях общественного транспорта или у водителей автобусов. Билеты представляют собой картонные прямоугольники небольшого размера. Для валидации («компостирования») билета его необходимо вставить в аппарат, расположенный на входе в станцию метро или автобус/трамвай.

Ticket t+

Основной разовый билет парижского транспорта — билет Ticket t+, стоящий 1.90 евро. Он даёт право:

  • на одну поездку на метро без ограничения на количество пересадок;
  • на одну поездку на сети RER в пределах 1-2 зоны с возможностью пересадки c RER на метро;
  • на одну поездку на фуникулёре;
  • на одну поездку на автобусах и трамваях с неограниченным количеством пересадок в течение 90 минут (в этом случае пересадки с метро не допускаются);

Билет Ticket t+ можно купить в автоматах с надписью Vente Tickets и в кассах метро. Покупая сразу 10 билетов (carnet), вы платите 14,90 евро . Для детей до 10 лет существует детский тариф - 7,45 евро за 10 штук. Дети до 4 лет путешествуют бесплатно.

Стоит отметить, что введение в 2007 году билета Ticket t+ частично аннулировало существующее разделение автобусных маршрутов на зоны. В настоящее время эти зоны влияют только на тарификацию недельных и месячных проездных. В настоящее время рассматривается возможность расширения функциональности билетов Ticket t+, позволив пересадки между автобусом и метро.

Ticket t

Водители автобусов продают только Ticket t за 2 евро, который отличается от Ticket t+ отсутствием права на пересадку на другой автобус.

Билет Ile de France

Билет служит для поездок на сети RER вне второй зоны. Стоимость билета зависит от расстояния между станциями. Стоит обратить особое внимание, что на большинстве станций RER требуется предъявить билет при выходе, билет Ile de France позволяет выйти только на той станции, которая указана на нём. Исключение — Paris, билеты «до Парижа» позволяют не только выйти на любой станции RER Парижа, но и сделать дополнительную пересадку на метро.

Эти билеты также можно покупать по 10 штук (carnet), получая скидку со стоимости билета.

Абонементы

Абонементы покупаются на станциях общественного транспорта или (годовые абонементы) по почте. С начала 2009 года все абонементы продаются только в виде Pass Navigo — пластиковой магнитной карты с бесконтактной валидацией. Существует два вида карты: стандартный Pass Navigo (именной проездной, для получения необходимы документы о проживании в регионе Иль-де-Франс, выдается бесплатно) и Рass Navigo Découverte (не обязательно проживать или работать в Иль-де-Франс, стоимость карты 5 евро (данные на октябрь 2010), к проездному прилагается бумажная карточка, куда от руки наносится имя и фамилия и наклеивается фотография).

Mobilis

Билет Mobilis является дневным проездным[16].

  • Билет зонный, то есть при покупке следует указать зоны, в которых билет будет действовать;
  • Билет именной, то есть при контроле билетов инспектор может у вас потребовать удостоверение личности;

Существует молодёжный тариф (Ticket jeunes), действующий для категорий граждан младше 26 лет.

Forfait Navigo Imagine R

Годовой студенческий проездной. Этот билет позволяет ездить по всем зонам парижского региона любым видом транспорта, вне зависимости от зоны проездного. Тариф: 37,10 евро в месяц либо 341,90 за год[17].

Forfait Navigo Semaine

Недельный проездной, работающий с понедельника по воскресенье в пределах выбранных зон. Стоимость проездного зависит от количества покрываемых им зон. Для городской черты (зоны 1 и 2) — 19,15 евро с 01.08.2012.

Forfait Navigo Mois

Месячный проездной, работающий с первого по последнее число выбранного вами месяца. С сентября 2015 года существует единый тариф месячного проездного, не зависящий от зоны проезда, стоимость проездного - 70€[18].

Forfait Navigo Intégrale

Годовой проездной, работающий в пределах выбранных вами зон. Не устанавливается на карту Navigo Decouverte.

Туристические билеты

Билеты Paris Visite являются именными проездными на выбранное вами количество дней (от 1, 2, 3 или 5), зоны 1-3 либо 1-6. Эти билеты значительно дороже аналогичных проездных типа Mobilis или Navigo, но предоставляют ряд скидок для туристов. Билеты можно купить в кассе, либо в автомате. При покупке в автомате необходимо затем в кассе попросить бумажную карточку carte nominative.

Примечания

  1. Схема регионального транспорта Иль-де-Франс (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 апреля 2011. Архивировано 23 июля 2008 года.
  2. Résultats consolidés de l’exercice 2006 (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 17 октября 2007 года.
  3. Схема линий RER (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 20 октября 2007 года.
  4. Схема городских автобусов (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 20 августа 2008 года.
  5. Схемы пригородных линий автобусов (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 28 февраля 2008 года.
  6. Схема автобусных линий, действующих после 20:30 (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 20 августа 2008 года.
  7. Схема автобусных линий, действующих по воскресеньям и праздничным дням (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 20 августа 2008 года.
  8. Схема линий Noctilien (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 22 октября 2007 года.
  9. Plan 08. Дата обращения: 23 июля 2022. Архивировано 3 марта 2016 года.
  10. Roissybus на сайте RATP  (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 апреля 2011. Архивировано 27 апреля 2011 года.
  11. Orlybus на сайте RATP  (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 апреля 2011. Архивировано 25 февраля 2011 года.
  12. Stations des navettes fluviales sur la Seine - Batobus Paris (недоступная ссылка). www.batobus.com. Дата обращения: 5 февраля 2016. Архивировано 14 февраля 2016 года.
  13. Horaires des navettes fluviales sur la Seine - Batobus Paris (недоступная ссылка). www.batobus.com. Дата обращения: 5 февраля 2016. Архивировано 20 января 2016 года.
  14. Pass des navettes fluviales sur la Seine - Batobus Paris. www.batobus.com. Дата обращения: 5 февраля 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
  15. Схема велосипедных дорожек Парижа. Дата обращения: 25 февраля 2008. Архивировано 27 октября 2007 года.
  16. Mobilis на сайте Transilien SNCF  (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 апреля 2011. Архивировано 24 мая 2011 года.
  17. IMAGINE R (недоступная ссылка). www.imagine-r.com. Дата обращения: 17 октября 2015. Архивировано 22 октября 2015 года.
  18. RATP : Votre forfait Navigo devient « Toutes zones » (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 сентября 2015. Архивировано 9 сентября 2015 года.

Ссылки