Перейти к содержанию

Парашютная вышка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Парашютная вышка — стержневая инженерная конструкция с площадкой в верхней части, консолью, балансирующим механизмом и постоянно развёрнутым парашютом предназначенная для имитации прыжка[1][2][3]. Парашютные вышки используются для тренировок[2] или развлечений в качестве аттракционов[1][2].

История

Башня-аттракцион в Парке Горького 1930-х годов

Сооружена предположительно в 1929 (на фотографиях Родченко, Александр Михайлович[уточнить], возведена[уточнить] в парке предположительно в 1930 (судя по фотографиям в Смена (журнал)).

Зимой использовалась как бобслейный спуск.

На обложке журнала Огонёк (№20 (480) от 20 сентября 1933) представлен парашютист, прыгнувший с винтовой башни и использующий трос, ведущий от крана на самой башне и прикреплённый к куполу круглого парашюта в Московском парке культуры и отдыха (фотография "Ф. Фридилянда"[уточнить])

Существовала как минимум до 22 июня 1943 года.

Последующие постройки

Парашютная вышка в Катовице.
Парашютная вышка в ЦПКиО в Ленинграде.
Парашютная вышка в Баку.

В начале 1930-х годов «для отработки практических навыков в оставлении самолетов» на ОКБ П. И. Гроховского[уточнить] была разработана конструкция парашютной вышки[2]. Она представляла собой металлическую ферму высотой 20—25 метров с оборудованной наверху площадкой, с которой прыгающий на раскрытом парашюте, удерживаемом металлическим тросом, опускался на землю[2]. Первоначально парашютные вышки относились к классу «аппаратуры для наземной тренировки парашютистов»[1].

Другая вышка в Советском Союзе была построена силами парашютной воинской части 10 мая 1933 года в городе Пушкине (бывшее Царское Село) по разработанному ранее проекту ОКБ[2].

Другая вышка была сооружена в 1934 году в Москве на территории Краснопресненского парка силами общественности района при активном участии работника ОКБ парашютиста К. Н. Холобаева[2].

Возросшая популярность парашютизма в СССР в 1930-е годы привела к тому, что в городских парках культуры и отдыха стали массово устанавливаться парашютные вышки, с которых мог прыгнуть любой желающий[2][7]. Также парашютные вышки входили в спортивные комплексы предприятий. Например, в 1934 году была построена первая на Урале парашютная вышка, на территории будущего уралмашевского стадиона, о котором в 1935 году писалось: «На стадионе построена парашютная вышка. Первые парашютисты Вагонки 22 и 24 января с открытым парашютом совершали полеты с 20-метровой высоты»[8].

В 1935 году в городе Истр на юге Франции была построена собственная металлическая парашютная вышка по чертежам советского ОКБ[2].

В 1936 году на приморском бульваре в Баку была открыта парашютная вышка высотой 75 м выполненная в форме нефтяной вышки[9][10].

В 1937 году для обучения молодых парашютистов была построена парашютная вышка в Катовице (Польша) высотой 50 м.

Популярность парашютных вышек была такова, что в Советском Союзе была разработана специальная парашютная вышка для детей дошкольного возраста[11]. Она представляла собой обычную горку, которая заканчивалась на высоте 1,5 метра от земли, сзади которой размещалась стрела к которой крепился парашютик[11]. Наверху на ребёнка пристегивали подвесную систему, он скатывался вниз по желобу, а с 1,5 м мягко приземляется под куполом[11].

По некоторым оценкам, начинающими парашютистами было совершено несколько миллионов прыжков с парашютных вышек[2].

К концу XX века практически все парашютные вышки были заброшены или демонтированы.

Конструкция

Парашютная вышка представляет собой металлическую, деревянную или бетонную стержневую инженерную конструкцию высотой 20-80 м[1][2][3]. Первое время для парашютных вышек приспосабливались также колокольни, башни и тому подобные высотные конструкции[1]. В начале своей истории наибольшее распространение получили несколько конструкции парашютных вышек — так называемой «стандартной конструкции», системы Максимова и другие[1]. При внешних различиях все они были построены по схожей схеме, описанной ниже[1] основные элементы которой сохранились до сих пор.

В верхней части конструкции размещалась площадка, с которой и производятся прыжки[1][2]. Первоначально к площадке прокладывалась лестница, которая ограничивала высоту вышки, так как при высоте более 30 м подъём вызывал затруднение для прыгающего[1]. В дальнейшем в вышках стали устанавливать подъёмники (лифты), снимающие данное ограничение[1].

Над верхней площадкой, устанавливается балансировочное механическое оборудование с консолью (поворотной стрелой), через которую проходит рабочий трос, к концу которого подвешивается купол со стропами[1][3]. Консоль может вращаться только в горизонтальной плоскости и установленная каждый раз перед прыжком по ветру[1]. Также существовали варианты со статическими консолями направленными в разные стороны.

На конце консоли, а также в месте, где она примыкает к основной мачте, имеются блоки, через которые пропускается рабочий трос диаметром около 7 мм[1]. К одному концу троса присоединяется карабин, который через промежуточное звено — амортизатор с ремнём соединятся с главным узлом строп купола[1]. Для безопасности на случай обрыва амортизатора, между главным узлом строп и тросом закрепляется дополнительный трос с рекомендуемой длиной на 1/4 больше длины амортизатора и диаметром около 3 мм[1].

К другому концу длинного троса подвешивается груз, своей регулируемой перед прыжком тяжестью поднимающий вверх свободный парашют[1] и обеспечивающий скорость прыжка максимально имитирующую реальную — 4-5 м/с[3].

Купол парашюта всегда находится в развёрнутом виде благодаря вставленному большому кольцу, первоначально изготовляемому из дюралевых труб с рекомендованным диаметром в 30 мм[1].

Для того, чтобы прыжок с парашютной вышки больше уподобить прыжку с самолёта, рабочую высоту делают несколько выше уровня крепления, для того, чтобы прыгающий мог испытать не только медленный спуск, но и недлительное свободное падение[1].

Первоначально, большое внимание уделялось имитационной стороне парашютных вышек, ставя прыгающего в условия, близко подходящие к условиям прыжка с самолёта[1]. Например, рекомендовалось, чтобы подвесная система парашюта была такая же как у парашюта, с которым прыгают с самолёта, на парашютных вышках аэроклубного типа рабочие площадки оборудовали макетами кабинок самолётов У2, К-5, АНТ-9 и АНТ-6, а к подвесной системе рекомендовалось добавить наспинный ранец тренировочного парашюта, в который вместо купола укладывались подушки[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 Миронов М. И. и Виноградов С. М. Парашютизм. Вопросы теории и практики парашютного дела — М.: 1935.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Воздушная пехота Архивная копия от 24 июня 2012 на Wayback Machine (Константин Кайтанов — «Под куполом парашюта»).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 ПАРАШЮТНАЯ ВЫШКА Архивная копия от 10 июля 2012 на Wayback Machine.
  4. Tower Is School For Parachute Jumpers | Modern Mechanix. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 29 июля 2018 года.
  5. LIFE - Google Книги. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 3 октября 2017 года.
  6. Russian State Library, Moscow on Instagram: “. 1⃣ А. Н. Павлов. Парашютная вышка: [рисунок акварелью]. — 1950-е гг. — Музей книги РГБ 2⃣ Центральный парк культуры и отдыха...
  7. День парашютиста // Вести ФМ.
  8. Мы пишем историю предприятия Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine.
  9. «Вокруг Света»: Баку желает вам счастья (недоступная ссылка).
  10. Парашютная вышка в Баку - достопримечательность или лишняя деталь? Архивная копия от 29 октября 2013 на Wayback Machine.
  11. 11,0 11,1 11,2 Фотокопии источников на странице тематического форума Архивная копия от 19 марта 2013 на Wayback Machine.

см. также

Внешние ссылки