Перейти к содержанию

Парависино, Ортенсьо Феликс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ортенсьо Феликс Парависино
Портрет Парависино работы Эль Греко, ок. 1609. Бостон, Музей изящных искусств>Портрет Парависино работы Эль Греко, ок. 1609. Бостон, Музей изящных искусств>

Брат Ортенсьо Парависино, полное имя — Орте́нсьо Фе́ликс Парависи́но-и-Артеа́га (исп. Hortensio Félix Paravicino y Arteaga; 12 октября 1580 года, Мадрид — 12 декабря 1633 года) — испанский оратор и поэт, реформатор церковной проповеди в духе эстетики культеранизма, монах ордена тринитариев.

По отцовской линии происходил из знатного миланского семейства Паллавичино. Начатки образования получил в иезуитской коллегии в Оканье, затем обучался гражданскому и каноническому праву в университете Саламанки. С 18 апреля 1600 года — член братства тринитариев, впоследствии стал одним из провинциалов (англ.) ордена (глав миссии в определённой области). Уже в возрасте 21 года занимал в университете кафедру риторики; в 1603 году получил степень доктора богословия.

В 36 лет Парависино получил должность проповедника при дворе Филиппа III, на смерть которого в 1621 году составил погребальную речь, выразившую новые тенденции в церковной риторике и вызвавшую определённую полемику. Филипп IV сохранил за ним придворную должность.

Парависино входит в круг многих выдающихся деятелей культуры золотого века Испании: Лопе де Вега, Луиса де Гонгора, Франсиско де Кеведо. Его ближайшим другом был художник Эль Греко, около 1609 года создавший его портрет.

В литературной деятельности Парависино был последователем культеранизма — одного из течений испанского барокко, уделявшего особое внимание культивированию усложнённого, затемнённого, метафорически насыщенного языка.

Он проявил себя как поэт (широко известны четыре его сонета, обращённых к Эль Греко, в том числе один, написанный непосредственно после создания портрета), обращался к драматургии. Главным достижением Парависино было создание новой церковно-ораторской традиции: он привнёс в проповедь сложную метафорику и возвышенно-тёмный стиль, характерный для барочной поэзии и по сути дела превращавший проповедь в литературный жанр.

Его проповеди, изданные в шести томах, обрели множество подражателей и долгие годы считались образцовыми. К середине XVIII века традиция Парависино, некогда весьма плодотворная, пришла в совершенный упадок. «Широкошумящие» проповеди стали мишенью для насмешек просветителей, а окончательным приговором им стал сатирический роман «Брат Герундий» (1758-1768) иезуита падре Исла.

Примечания

Ссылки