Папарацци

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Скульптура папарацци в Братиславе

Папара́цци (итал. paparazzi, в единственном числе — папараццо, paparazzo, по-русски используется редко) — жаргонное название фотожурналистов, специализирующихся на съёмке звёзд шоу-бизнеса и знаменитостей в неформальной обстановке. Профессия папарацци в представлении общества ассоциируется со скандалом, поскольку такая съёмка часто ведётся тайком, и, как правило, без согласия снимаемых лиц.

Происхождение слова

В данном значении слово вошло в обиход после выхода на экран в 1960 году кинофильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь», у главного героя которого был друг, фотограф Папараццо (актёр Вальтер Сантессо). Прототипом Папараццо был известный итальянский фотограф и друг Феллини Тацио Секкьяроли.

Существует много теорий происхождения имени, несколько из них были предложены самим Феллини. Согласно одной из теорий, Феллини и сценарист фильма Эннио Флайано взяли это слово из книги путевых заметок Джорджа Гиссинга «By the Jonian sea» (1901), в которой упоминается некий Кориолано Папараццо — хозяин одного из отелей в Калабрии[1]. Согласно другой теории, Флайано придумал имя, ассоциируя звуки, издаваемые камерой, с захлопыванием раковин моллюсков: словосочетание paparazzi di mare («морские папарацци») используется для обозначения моллюсков семейства мактр (Mactra stultorum[англ.]) в итальянских работах по зоологии XIX века[2].

Данный персонаж был задуман режиссёром как докучливый и пронырливый фотограф, похожий на комара. Феллини рассказывал, что это имя он позаимствовал у одного из школьных друзей, которого прозвали Папараццо за быструю манеру разговора. Позднее это слово во множественном числе «папарацци» стало применяться в разных языках к фотографам, которые преследуют знаменитостей ради компрометирующего снимка.

Отдельные случаи

Папарацци в Германии в 1930 году
  • В начале XX века в дачных посёлках Подмосковья можно было встретить фотографов-«моменталистов». Они часами дежурили в засаде, чтобы снять курьёзную или купальную сценку. «Моменталисты» подвергались преследованию и избиениям[3].
  • По одной из версий, причиной автокатастрофы, в которой 31 августа 1997 года в Париже погибла английская принцесса Диана, было то, что её преследовали папарацци. Однако суд в 2008 году признал, что принцесса погибла в результате убийства по неосторожности по вине пьяного водителя её автомобиля, и водителей машин, следовавших за ним[4].

См. также

Примечания

  1. Pierre Coustillas. Gissing and the Paparazzi. // Francesco Badolato, George Gissing, romanziere del tardo periodo vittoriano; postfazione di Andrea Sciffo, Soveria Mannelli: Rubbettino, 2005, ISBN 88-498-1193-4, pp. 256—266 (on-line Архивная копия от 2 июня 2014 на Wayback Machine)
  2. Oronzio Gabriele Costa. Vocabolario zoologico comprendente le voci volgari con cui in Napoli ed in altre contrade del regno appellansi animali o parti di essi con la sinonimia scientifica ed italiana Архивная копия от 7 апреля 2022 на Wayback Machine. — Azzolino, 1846. — С. 26.
  3. Финансовые Известия: Роман с курятником
  4. Би-би-си | Британия | Диана была «убита по неосторожности». Дата обращения: 27 октября 2008. Архивировано 11 апреля 2008 года.

Ссылки