Панчен-лама VII

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Палден Тенпай Ньима
གྤལ་ལྡན་བསྟན་པའི་ཉི་མ་
Панчен-лама VII
Община тибетский буддизм
Предшественник Панчен-лама VI, Палден Еше
Преемник Панчен-лама VIII, Тенпай Вангчук

Рождение 1855(1855)
Смерть 1882(1882)

Палден Тенпай Ньима (тиб. གྤལ་ལྡན་བསྟན་པའི་ཉི་མ་, 1782 — 1853) — Панчен-лама VII, тибетский религиозный и политический деятель.

Лобсанг Палден Еше, предыдущий Панчен-лама, умер от оспы в Пекине в 1780 году. Его сводный брат Мипам Чодруп Гьяцо, десятый Шамарпа, который занял должность регента, в 1782 году сообщил британскому губернатор Индии Уоррену Гастингсу, что новое воплощение найдено[1]. Гастингс отправил в Тибет посланника Сэмюэла Тернера, которому удалось встретиться с малолетним Панчен-ламой и его регентом.

Мипам Чодруп Гьяцо надеялся унаследовать после смерти брата некоторые из богатств, полученных им в Пекине. Когда этого не произошло, он вступил в сговор с непальцами, пославшими в 1788 году армию гурхов, взявшую под свой контроль Шигадзе. Мипам Чодруп Гьяцо, однако, не следовал своим обязательствам, и гуркхи вернулись спустя три года, желая получить свои трофеи. Но китайцы послали армию в поддержку тибетцев и вынудили гуркхов в 1792 году вернуться в Непал[2][3].

В 1810 (или, возможно, в 1811) Палден Тенпай Ньима принял во дворце Потала предварительные монашеские обеты от Девятого Далай-ламы и дал ему имя Лунгтог Гьяцо[4][5].

После того, как Лунгтог Гьяцо умер в 1815 году. Прошло восемь лет прежде, чем новый Далай-лама был выбран. В этот период политические события были мрачными, но в конце концов Палден Тенпай Ньима вмешался в процесс выбора, и была использована, как один из этапов поисков нового Далай-ламы, золотая чаша (или "золотая урна"), с помощью которой в первый раз были выбраны имена кандидатов. В 1822 году Десятый Далай-лама был водружён на Золотой Трон, и вскоре после интронизации он принял от Палден Тенпай Ньимы обеты послушника (предварительное рукоположение). Палден Тенпай Ньима дал ему имя Цултрим Гьяцо[6]. Он же в 1831 году руководил принятием Цултримом Гьяцо обетов полного посвящения Гелонгом.

В 1841 году Палден Тенпай Ньима принял у будущего Далай-ламы XI предварительные монашеские обеты и, совершив пострижение, дал ему имя Кхэдуп Гьяцо[7]. 25 мая 1842 года Кхэдуп Гьяцо был возведен на трон во дворце Потала, и в 1849 году, в возрасте одиннадцати лет, он принял обеты монаха-послушника опять же от Палдена Тенпай Ньимы[8] .

Видимо, тибетцы боялись, что юному Далай-ламе может быть причинён вред, если он находится в руках регента, Цзэ-лин Нга-ван Джам-пэл Цул-трима, и в 1844 году, Его Святейшество покинул Лхасу для поездки в Восточный Тибет. Монахи из монастыря Сэра похитили трех секретарей из правительства регента, чтобы гарантировать благополучие Его Святейшества. Это привело к объявлению чрезвычайного положения в стране. Палден Тенпай Ньима был приглашен вернуться в Лхасу из провинции Цанг, а в 8-м месяце того же года он занял трон в качестве нового регента. Однако он принял эту роль только на короткий период и на 4-м месяце следующего (1845) года передал регентство Рва-денг Нга-ван Е-ше Цул-триму[8].

В 1844 году Палден Тенпай Ньима примерно в 1 км к югу от монастыря Ташилунпо построил летнюю резиденцию с двумя часовнями, окруженными садами[9].

Палден Тенпай Ньима пользовался большим уважением у китайской администрации, в частности он "обладал большим авторитетом в китайском суде"[10].

К сожалению, все гробницы Панчен-лам , от пятого до девятого, были уничтожены в Ташилунпо во время Культурной революции. Позднее они были восстановлены Десятым Панчен-ламой в виде огромной гробницы в монастыре Ташилунпо в Шигадзе, известной как Таши Лангяр[11].

Примечания

  1. Richardson, Hugh E. 1984. Tibet and its History. Second Edition, Revised and Updated, p. 67. Shambhala. Boston & London. ISBN 0-87773-376-7 (pbk).
  2. Norbu, Thubten Jigme, Turnbull Colin. 1968. Tibet: Its History, Religion and People. Reprint: Penguin Books, 1987, p. 272.
  3. Stein, R. A. 1972. Tibetan Civilization, p. 88. Stanford University Press. ISBN 0-8047-0806-1 (cloth); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
  4. The Ninth Dalai Lama LUNGTOK GYATSO Архивировано 17 декабря 2007 года.
  5. Khetsun Sangpo Rinpoche. 1982. Life and times of the Eighth to Twelfth Dalai Lamas. The Tibet Journal. Vol. VII Nos. 1 & 2. Spring/Summer 1982, p. 48.
  6. Khetsun Sangpo Rinpoche. 1982. Life and times of the Eighth to Twelfth Dalai Lamas. The Tibet Journal. Vol. VII Nos. 1 & 2. Spring/Summer 1982, p. 49.
  7. His Holiness the Eleventh Dalai Lama, Khedrup Gyatso // The Office of His Holiness The Dalai Lama. 16 July 2012 Архивировано 12 сентября 2012 года.
  8. 8,0 8,1 Khetsun Sangpo Rinpoche. 1982. Life and times of the Eighth to Twelfth Dalai Lamas. The Tibet Journal. Vol. VII Nos. 1 & 2. Spring/Summer 1982, p. 50.
  9. Mayhew Bradley, Kohn Michael. 2005. Tibet, p. 177. Lonely Planet Publications. ISBN 1-74059-523-8.
  10. Stein R. A. 1972. Tibetan Civilization, p. 89. Stanford University Press. ISBN 0-8047-0806-1 (cloth); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
  11. Mayhew Bradley, Kohn Michael. 2005. Tibet. 6th Edition. Lonely Planet Publications. ISBN 1-74059-523-8 p. 175.