Пантограмма

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Пантограмма, омограмма (термины А. Бубнова[1][2]); равнобуквица (термин С. Федина[3]), равнорифмица (термин Г. Лукомникова[4]) — произведение комбинаторной поэзии, в котором буквенный состав стихотворных строк попарно идентичен, а различно лишь расположение словоразделов. В некоторых источниках также ошибочно называется гетерограммой, несмотря на то, что этот термин был ранее закреплён за другой формой комбинаторной поэзии. Пантограмму также квалифицируют как визуальную панторифму: в отличие от собственно панторифмы, в пантограмме могут различаться места расположения ударений, зато в панторифме могут употребляться слова одинакового звучания, но разного написания.

Хотя первые примеры равнобуквиц или близких к ним равнозвучий (термин Г. Лукомникова) появились уже в начале XX века[5], по-настоящему равнобуквица была осознана как отдельный вид комбинаторной поэзии только в конце XX века, во-многом благодаря классическим текстам Дмитрия Авалиани. Известные примеры равнобуквиц дали также Герман Лукомников, Сергей Федин, Айдын Ханмагомедов, Татьяна Михайловская. Предлагалось использование пантограмм и других сходных форм в педагогической практике на уроках русского языка[6].

Этот вид комбинаторной поэзии, получивший развитие во второй половине XX в., вкупе с палиндромами Говард Бергерсон назвал литературными шахматами[источник не указан 4895 дней].

Примеры

Спят или
Спятили?

На снегу - стая
Нас негустая...

Ищу пальцами
и щупальцами...

Герман Лукомников[7]

Не грусти, Рая,
негру стирая!

То вру, кидаюсь,
то в руки даюсь...[8]

Небеса ликуют -
не беса ли куют?[9]

Сергей Федин

Не бомжи вы,
небом живы.

Пойду, шаман, долиною —
пой, душа, мандолиною!
Верти, кали, искри, жаль
вертикали и скрижаль.
Горда ль
гор даль?
Ниц, шея, гнись.
Ницше, ягнись.
Получу, человечек,
получучел-овечек.
О труп, о раб,
о ум, о тать! —
от рупора б,
о, умотать —
иди, кто ранен адом алым…
И диктора не надо малым.

Дмитрий Авалиани[10]

Утро пылает
догмой,
у тропы лает
дог мой.
Утро пытает
гаммой,
у тропы тает
гам мой.

Айдын Ханмагомедов

Примечания

  1. А.В. Бубнов Палиндромия: от перевертня до пантограммы Архивная копия от 5 августа 2020 на Wayback Machine // «Новое литературное обозрение», 2002, № 57.
  2. А.В. Бубнов Типология палиндрома: исследование палиндромных и околопалиндромных форм: опыт учебного пособия-словаря. Курск: [б. и.], 1995
  3. Г.Г. Лукомников и С.Н. Федин. VIII ВЫ КРУТ АС // Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. — Москва: Гелиос АРВ, 2002. — С. 193. — 272 с. — ISBN 5-85438-044-7.
  4. Т. Бонч-Осмоловская Введение в литературу формальных ограничений. — Самара, 2009. — С. 99.
  5. Г.Г. Лукомников и С.Н. Федин. VIII ВЫ КРУТ АС // Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. — Москва: Гелиос АРВ, 2002. — С. 193. — 272 с. — ISBN 5-85438-044-7..
  6. А. Будыльская Открытый урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему: «Выразительные возможности лексики» Архивная копия от 22 февраля 2010 на Wayback Machine // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  7. Г.Г. Лукомников и С.Н. Федин. VIII ВЫ КРУТ АС // Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии.. — Москва: Гелиос АРВ, 2002. — С. 195-196. — 272 с. — ISBN 5-85438-044-7.
  8. Г.Г. Лукомников и С.Н. Федин. VIII ВЫ КРУТ АС // Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. — Москва: Гелиос АРВ, 2002. — С. 200. — 272 с. — ISBN 5-85438-044-7.
  9. Федин С.Н. КАЛАМБУРЫ И ГЕТЕРОГРАММЫ // Лучшие игры со словами. — Москва: Рольф, 1999. — С. 69. — 256 с. — ISBN 5-7836-0178-0.
  10. Г.Г. Лукомников и С.Н. Федин. VIII ВЫ КРУТ АС // Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. — Москва: Гелиос АРВ, 2002. — С. 198-199. — 272 с. — ISBN ISBN 5-85438-044-7..

Литература

  • Дмитрий Авалиани. Дивносинее сновидение. Сост., справочные тексты — Сергей Федин, Илья Бернштейн. — М.: Самокат, 2011. — 96 с. — ISBN 978-5-91759-041-7
  • Дмитрий Авалиани. Улитка на склоне: Стихи, палиндромы, анаграммы, граффити. — М.: Эпифания, 1997.
  • Бонифаций и Герман Лукомников. При виде лис во мраке. — М.: Самокат, 2011. — 96 с. — ISBN 978-5-91759-042-4
  • Г.Г. Лукомников и С.Н. Федин. Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. — М.: Гелиос АРВ, 2002. — 272 с. — ISBN 5-85438-044-7.
  • Федин Сергей. Лучшие игры со словами. — М.: Рольф, 1999. — 256 с. — ISBN 5-7836-0178-0
  • С. Федин. Равнобуквы, или гетерограммы // «Наука и жизнь», 1998, № 8.
  • С. Федин. Ещё раз о гетерограммах // «Наука и жизнь», 1999, № 1.
  • Федин Сергей, Орлов Сергей. Суть букв — узор: Сборник амбиграмм. — Москва: Издатель И.Б. Белый, 2013. — 196 с. с илл.
  • А. Ханмагомедов. Равнорифмицы. «ТИТ: альманах для тех, кто любит палиндромы», вып. 21. — Пермь, 2003. — с. 19., вып. 25. — Пермь, 2004. — с. 27., вып. 26. — Пермь, 2004. — с. 37.
  • Д. Чирказов. О построении омограмм с точки зрения теории множеств // «Черновик», 2010, вып. 25, стр. 38—47

Ссылки