Памятник на могиле Даргомыжского

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
А. И. Хаустов
Памятник на могиле А. С. Даргомыжского. 1961
Бронза
Некрополь мастеров искусств, Санкт-Петербург

Герб Объект культурного наследия РФ

Памятник на могиле А. С. Даргомыжского был установлен в 1961 году в Ленинграде в Некрополе мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры. Автор памятника скульптор А. И. Хаустов (1930—1978).

История

Памятник отлит из бронзы и представляет собою фигуру крестьянского подростка-пастушка со свирелью в руках у надгробного камня на могиле композитора. Фигура выполнена в натуральную величину. Моделью для памятника послужила дипломная работа Хаустова — памятник композитору А. С. Даргомыжскому, защищённая в 1958 году в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, где он учился у В. И. Ингала, Л. А. Месса, В. Л. Рыбалко. Редчайший случай в истории советского изобразительного искусства, когда дипломная работа студента была переведена в материал и установлена в одном из самых почитаемых мест северной столицы.

А. И. Хаустов отказался от общепринятого традиционного решения надгробных сооружений, представлявших собой чаще всего бюст-портрет на пьедестале, либо медальон-барельеф на вертикальной плите и в некоторых случаях фигуру покойного во весь рост. Памятник Даргомыжскому скорее аллегория, символизирующая глубокую связь композитора с русским народным творчеством. Его фигура пастушка-подростка живая, непосредственная, напоминающая Леля из пьесы-сказки А. Н. Островского[1]. Перед молодым художником стояла необыкновенно сложная задача. Нужно было найти такое пластическое решение, которое выразило бы мысль о творческом своеобразии русского композитора. Хаустов стремился к тому, как сам он говорил на защите дипломной работы, «чтобы на могиле великого музыканта прозвучала главная тема его творчества, чтобы в зримой образной форме ощущалась важнейшая нота его музыки, пронизанной чувством русской природы, напевностью и неподдельной искренностью крестьянской песни»[2].

О дипломной работе А. И. Хаустова журнал «Искусство» писал в 1958 году: «Перед нами скульптура одного из лучших дипломантов 1958 года - выпускника училища имени В. И. Мухиной А. Хаустова. Она изображает крестьянского мальчика, играющего на свирели. Это статуя для надгробия композитора Даргомыжского в Ленинградском некрополе. Скульптура невелика по размеру, в ней нет особой «монументальности», но она привлекает глубиной чувств, лиризмом, музыкальной плавностью форм.По одухотворённой фигуре мальчика-пастушка, играющего на свирели, по его позе и по его лицу вы верите, что он весь ушёл в мир звуков, он предстаёт перед нами как олицетворение русской народной песни, русской музыки»[3]. Там же приведена фотография эскиза памятника в гипсе. Её сравнение с окончательным вариантом, установленным в Некрополе Александро-Невской лавры, позволяет видеть, какие изменения внёс автор на завершающем этапе работы над фигурой мальчика-пастушка.

Примечания

  1. Дёмин Л. М. Леонид Хаустов. — М.: Альфа и Омега, 1996.
  2. Андрей Иванович Хаустов. Выставка произведений. Каталог / Вступительная статья Е. Ф. Ковтуна. — Л.: ЛОСХ, 1986.
  3. Калинин В. Молодые монументалисты // Искусство. 1958, № 11. С.13.

Литература

  • Калинин В. Молодые монументалисты // Искусство. 1958, № 11. С.13.
  • Ленинград. Путеводитель / Составитель Серпокрыл С. М.. — Л.: Лениздат, 1973.
  • Нетунахина Г. Д. Музей городской скульптуры. — Л.: Лениздат, 1981.
  • Сморгон Л. Разговор с Репиным. — СПб.: Герань, 2006.
  • Федотов Н. Памяти Андрея Хаустова. — 2010.