Палаццо Гваданьи

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Палаццо Гваданьи

Палаццо Гваданьи, Палаццо Дюфур Берте (итал. Palazzo Guadagni, Palazzo Dufour Berte) — дворец во Флоренции, столице Тосканы, памятник истории и архитектуры эпохи итальянского Возрождения. Расположен в левобережной части города, на углу площади Санто-Спирито и улицы Виа Маццетта.

История

Дворец был построен после 1502 года для торговца шёлком Риньеро ди Бернардо Деи (Riniero di Bernardo Dei) в районе, обычно населённом мелкими торговцами и ремесленниками. Семья владела домом в течение ста восьмидесяти лет. Архитектором, вероятно, был Симоне дель Поллайоло, известный под прозванием «Кронака», хотя в документах также упоминается имя Баччо Д’Аньоло. После отъезда семьи Деи в октябре 1683 года здание было передано благотворительной конгрегации Буономини ди Сан-Мартино, которая продала его (согласно собственным правилам) Донато Мария Гваданьи (Donato Maria Guadagni). В 1837 году последний потомок этой семьи женился на маркизе Дюфур Берте (Dufour Berte), потомки которой до сих пор владеют дворцом.

Во второй половине XIX века в здание перестраивал Джузеппе Поджи, открыв для экипажей въезд во двор и переделав парадную лестницу. Позднее в здании находились официальные учреждения, затем им владел граф Вальфредо Делла Герардеска. С 1912 по 1964 год здесь располагался Германский институт истории искусств (l’Istituto germanico di Storia dell’Arte), который теперь находится в Палаццо Цуккари на улице Джиусти). На первом этаже здания в 1914 году была открыта первая муниципальная библиотека Флоренции[1].

Архитектура

Палаццо Гваданьи. Двор (кортиле)

Композиция дворца типична для флорентийских палаццо эпохи Возрождения: замкнутый план, внутренний двор (кортиле), горизонтальные членения фасадов, портал с рустовкой, лоджия на верхнем этаже (1503) и мощный венчающий карниз. Однако, в отличие от других палаццо, здание не имеет сплошного руста, оно облицовано гладким камнем «пьетра-форте» с побелкой второго и третьего ярусов. Когда-то стены были украшены светлыми сграффито на чёрном фоне на первом и втором этажах, по рисункам Андреа дель Сарто, со временем они были утрачены[2].

Внизу, по флорентийскому обычаю, имеется каменная уличная скамья для горожан. В нижней части внешних стен сохранились кольца для привязывания лошадей и кованый фонарь на углу. Большая деревянная дверь, резная и украшенная железными розетками и гвоздиками, относится к XVI веку. Папские ключи в верхней части являются одной из эмблем семьи Деи в память о папских привилегиях, предоставленных семье в XV веке.

Двор, открывающийся через вестибюль со сводчатым потолком на пилястрах и колоннах эпохи Возрождения, имеет необычную форму из-за последующих переделок. Здесь можно увидеть остатки лоджии с капителями колонн, изящно украшенных дельфинами, свитками и раковинами. Пристенный фонтан в форме раковины украшен горельефными изображениями морских божеств и геральдическими символами. Мемориальная доска под бассейном фонтана напоминает о том, что вода, по решению великого князя, поступает прямо из садов Боболи. Во дворце ранее размещалась картинная галерея, в которой хранилось около двухсот произведений художников флорентийской, венецианской и зарубежных школ живописи. Со временем она была рассеяна.

Примечания

  1. Carlini S., Mercanti L., Straffi G. I Palazzi: Arte e storia degli edifici civili di Firenze, vol. 1. — Firenze: Alinea Editrice, 2001. — ISBN 978-88-8125-507-8
  2. Tuscany. — London, UK: Michelin TYRE PLC, 1997. — P. 185

См. также