Палаццески, Альдо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Альдо Палаццески
Род деятельности писатель, поэт

Альдо Палаццески (итал. Aldo Palazzeschi; 2 февраля 1885, Фло­рен­ция – 17 августа 1974, Рим; по­хо­ро­нен во Фло­рен­ции) — псевдоним Альдо Джурлани, итальянского романиста, поэта, журналиста и эссеиста[1].

Биография

Родился во Флоренции в состоятельной буржуазной семье. Следуя указаниям своего отца, он изучал бухгалтерский учет, но отказался от этого занятия, так как увлекся театром и актерским мастерством. В 1902 году окон­чил техническое училище[2]. Уважая желание своего отца, чтобы фамилия не ассоциировалась с актерской деятельностью, он выбрал в качестве псевдонима девичью фамилию своей бабушки по материнской линии Палаццески.

Комфортные условия жизни его семьи позволили ему опубликовать свою первую книгу стихов «I cavalli bianchi» («Белые лошади») в 1905 году, используя свой актерский псевдоним.

После встречи с Филиппо Томмазо Маринетти он стал страстным футуристом. Однако он никогда не был полностью идеологически солидарен с движением и поссорился с группой из-за участия Италии в Первой мировой войне, против которого он выступал, хотя он провел короткий период на передовой после того, как был призван в армию в 1916 году. Его «футуристический период» (примерно 1910-е годы) был очень плодотворным временем, когда он опубликовал серию работ, укрепивших его репутацию. Наиболее заметным из них является его роман «Кодекс перелы» (Il codice di Perelà, переведенный на английский как «Человек из дыма»), опубликованный в 1911 году. Маринетти обычно раздавал больше экземпляров опубликованных им футуристических книг, чем продавал, и Палаццески позже вспоминал, что в 1909 году было роздано так много экземпляров одной из его книг, что даже ему не удалось раздобыть экземпляр[3].

В межвоенные годы его поэтическое творчество сократилось, поскольку он занялся журналистикой и другими занятиями. Он не принимал участия в официальной культуре фашистского режима, но обнаружил, что работает в различных журналах, которые это делали. Некоторые из них были: Pegaso, Pan (под редакцией Уго Охетти) и Il Selvaggio (под редакцией Мино Маккари).

В конце шестидесятых и начале семидесятых он снова начал публиковаться, выпустив серию романов, которые вновь обеспечили ему место в новом, послевоенном авангарде. Он умер в 1974 году в своей квартире в Риме.

Наследие

Сегодня его часто считают оказавшим важное влияние на более поздних итальянских писателей, особенно неоавангардистов, как в прозе, так и в стихах. Его работы хорошо отмечены своими «гротескными и фантастическими элементами».

Французский композитор Паскаль Дюсапен сочинил оперу «Perelà, uomo di fumo» (премьера состоялась в 2003 году), основанную на романе Палаццески.

Опубликованные работы

  • I cavalli bianchi (1905)
  • Lanterna (1907)
  • Poemi (1909)
  • L’incendiario (1910)
  • Il codice di Perelà (1911)
  • Il controdolore (1914)
  • Due imperi… mancati (1920)
  • L’interrogatorio della contessa Maria (1925)
  • La piramide (1926)
  • Stampe dell’Ottocento (1932)
  • Sorelle Materassi (1934)
  • Il palio dei buffi (1936)
  • Allegoria di novembre (1943)
  • Difetti 1905 (1947)
  • I fratelli Cuccoli (1948)
  • Bestie del '900 (1951)
  • Roma (1953)
  • Scherzi di gioventù (1956)
  • Il buffo integrale (1966)
  • Il doge (1967)
  • Cuor mio (1968)
  • Stefanino (1969)
  • Storia di un’amicizia (1971)
  • Via delle cento stelle (1972)

Примечания

  1. Aldo Palazzeschi: vita, poesie e opere | Studenti.it (итал.). www.studenti.it. Дата обращения: 31 января 2023.
  2. ПАЛАЦЦЕСКИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. old.bigenc.ru. Дата обращения: 31 января 2023.
  3. Tisdall, Caroline, and Angelo Bozzolla. (1977) Futurism. London: Thames & Hudson, p. 11. ISBN 0500201595

Литература