О рабочих факультетах

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

О рабочих факультетах — декрет № 381 первого советского правительства России, Совета народных комиссаров, принятый 17 сентября 1920 года и направленный на «завоевание», согласно риторике того времени, системы высшего образования новой властью. Декрет предусматривал широкое привлечение к обучению в средних и высших учебных заведениях выходцев из рабочих, крестьян и солдат. Декрет опубликован в № 210 «Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» от 22 сентября 1920 года[1].

Обоснование

Революционные преобразования 1917 года в России в числе первых затронули систему просвещения: задачей ответственного за эту сферу Народного комиссариата просвещения стала демократизация, открывающая представителям широких народных масс доступ к образованию. Однако университеты и институты страны, среди профессорско-преподавательского состава и студенчества которых к 1918 г. господствовали прокадетские, эсеровские и меньшевистские настроения, сопротивлялись новациям Наркомпроса[2].

Предпосылки для демократизации школы были заложены декретом ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 гг. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и декретом от 2 августа 1918 г. «О правилах приема», которым были упразднены вступительные экзамены в вузы. Последняя мера хотя и вызвала большой приток рабочих и крестьян в учебные заведения, но из-за плохой подготовки они не могли обучаться. Поэтому необходимо было подготовить их к дальнейшему образованию, для чего и были созданы рабочие факультеты при вузах[3].

Принятию декрета предшествовало постановление Наркомата об организации рабочих факультетов[4], которое не регламентировало возраст будущих слушателей (в документах тех лет рабфаковцев часто называли слушателями, а учащихся основных факультетов вузов - студентами). Поэтому каждый рабфак самостоятельно устанавливал такие границы. Так, один из отделов народного образования Петрограда постановил, что возраст слушателей рабфака может быть от 18 до 30 лет, поскольку «.. .лица моложе 18 лет могут учиться в единой трудовой школе, а лица старше 30 лет оказываются маловосприимчивые к науке»[2].

Содержание декрета

Выпущенный в сентябре 1920 г. декрет уже более детально, в отличие от постановления Наркомпроса, регламентировал деятельность рабфаков. В частности, было определено, что поступать на такой факультет можно с 16 лет. Верхний возрастной предел не регламентировался, поэтому порой на рабфаках обучались целыми семьями[2].

На рабочие факультеты принимались «рабочие и крестьяне в возрасте от 18 лет, делегированные производственными союзами, фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами работы в деревне, волостными, уездными и губернскими исполкомами» (в формулировке БСЭ 1976 года — занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов). Обучение на дневном отделении рабочего факультета было приравнено к работе на производстве (то есть срок обучения засчитывался в трудовой стаж); слушатели обеспечивались государственными стипендиями[1].

Учёба для рабфаковцев определялась как «повинность со строжайшим контролем над занятиями...», однако у абсолютного большинства учащихся мотивация к учебе была так высока, что современники писали[2]: «Как только из городских громад появляется утреннее солнце, рабфакист уже сидит за книгой. Книга и жизнь - вот те красивые минуты его обновленной молодой эмоциональной жизни»[5]. По данным на 1922 г., средний показатель посещаемости занятий по 32 рабфакам страны составлял 89 %, с самым низким показателем в Воронеже (70 %) и самым высоким в Костроме (100 %)[6].

Несмотря на то, что формирование будущего студенчества полностью находилось под контролем органов партии ввиду того, что губернские, а затем окружные комитеты партии составляли графики разверсток в вузы и техникумы, затем рассылавшиеся в местные комитеты партии, среди студентов вузов почти половину составляли выходцы из «не пролетарских слоев». Так, в Вологодском молочнохозяйственном институте в 1923/24 уч. г. на таковых приходилось 44,1 %, тогда как на долю рабочих 11,3 %, крестьян - 38,1 %. Это объясняется лучшей по сравнению с другими категориями населения образовательной подготовкой представителей так называемых «непролетарских» слоев[3].

Дальнейшая социальная политика в образовании

Коллегия Наркомпроса 29 апреля 1924 г. утверждила секретную инструкцию «О проведении качественной проверки студентов высших учебных заведений». Целью было увеличить пролетарскую группу в вузах и техникумах и сократить число учащихся, одновременно повысив качество обучения. При проверке, которой подвергались все без исключения студенты, учитывались академическая успеваемость, социальное происхождение, политическая грамотность. Причем от выходцев из «буржуазной и интеллигентной среды» требовали только полную академическую успеваемость, в то время как подход к пролетарской группе был значительно мягче[3].

В последующих дополнениях к этой инструкции НКП предписывалось проявлять осторожный подход «к детям интеллигентных профессий, состоящих на советской службе (врачей, инженеров, учителей, агрономов и т. д.), а также детям служащих; при наличии академической неуспеваемости к ним должно быть проявлено более бережное отношение, чем к иным выходцам из «буржуазной среды»[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 СНК РСФСР. № 381. Декрет Совета Народных Комиссаров. О Рабочих Факультетах. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Исторические материалы (22 сентября 1920).
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Кривоноженко Александр Федорович. Рабочие факультеты в контексте парадигмы непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. — 2016. — № 3 (15).
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Котов Антон Сергеевич. Пролетаризация учебных заведений Вологды и Череповца в 1920-е гг // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2013. — № 4.
  4. Летопись Московского университета. Дата обращения: 17 апреля 2018. Архивировано 17 апреля 2018 года.
  5. Васильев Г. Рабочие факультеты за 3 года (Воспоминания из недавнего) // Вулкан. 1922. № 1. С. 28-32.
  6. Льдов К. Три года борьбы за высшее образование рабочих и крестьян // Вестник рабочих факультетов. 1922. № 2-6. С. 69-84. - с. 79.