Охтинская плотина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Охтинская плотина
Официальное название Охтинская плотина
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает реку Охту
Место расположения улица Коммуны
Эксплуатация
Открытие 1715
Закрытие на реконструкцию 1824, 1864, 1965, 2014
Герб Объект культурного наследия РФ
59°58′12″ с. ш. 30°28′48″ в. д.HGЯO

О́хтинская плоти́на (также плотина Охтинского порохового завода, плотина Коммунаров) — старейшее гидротехническое сооружение Санкт-Петербурга, расположенное на реке Охте в 9 км от устья, в створе улицы Коммуны. Образует затвор и водосброс Охтинского водохранилища. С января 2005 года по май 2016 года движение автотранспорта через плотину было закрыто в связи с её аварийным состоянием.

История

1715 год — у порохового завода была сооружена первая деревянная плотина для применения водяного движителя в пороховом производстве на строящемся Охтинском заводе. Завод строился по распоряжению Петра I. Уже в середине XVIII века завод стал крупнейшей казенной мануфактурой России. Энергия, получаемая с помощью плотины, использовалась в процессе всего производства.

1824—1828 годы — первая капитальная перестройка плотины под руководством путейского инженера П. П. Безина. Деревянная плотина стала чугунной.

1864—1868 годы — перестройка плотины под руководством инженера К. Ф. Гусмана. При реконструкции был широко применен бетон.Для того, чтобы избежать обмеления реки было создано запасное водохранилище путем объединения трех озер близ Токсово. Перестройка плотины позволила полностью исключить конную тягу.[1]

Во время Великой Отечественной войны плотина пострадала - был разрушен её центральный створ.

1965 год — перестройка плотины. Плотина была укреплена и расширена, т. к. по ней было проложено продолжение улицы Коммуны.Также на плотине была создана электрическая система управления сбросом воды. Исторические пешеходные решётки и перила моста были утрачены.

Январь 2005 года — запрет движения автотранспорта по плотине из-за её аварийного состояния.

2013—2014 года — идёт ремонт плотины; каменные быки разобраны, вид на плотину и водохранилище закрыт забором.

29 апреля 2016 года — по реконструированной плотине официально открыт проезд. Однако, из-за несогласованной схемы движения, в июне проезд по плотине был закрыт, и снова открыт только в ноябре. Затем проезд снова закрыли. Открыт в июле 2018 г.

Транспорт

До плотины идёт автобус № 92 от Ладожского вокзала и № 164 из Весёлого Посёлка

Реконструкция плотины

В 2013—2015 гг. плотина была реконструирована. Были проведены работы по замене всего монолита и подъёмного оборудования плотины. Зеленые насаждения были полностью вырублены и заменены утрамбованной землёй, на которой красуется каменный цветок, выполненный из сложенных по оси каменных жерновов, оставшихся от плотины времён Российской империи. По периметру плотины строители установили забор.

Галерея

Примечания

Ссылки