Охтервелт, Якоб
Якоб ван Охтервелт | |
---|---|
Jacob Ochtervelt | |
Имя при рождении | Jacob Lucaszoon Ochtervelt |
Дата рождения | 1634 |
Место рождения | Роттердам |
Дата смерти | 1 мая 1682 |
Место смерти | Амстердам |
Жанр | Жанровая живопись |
Я́коб ван О́хтервелт (нидерл. Jacob van Ochtervelt / Jakob Ugtervelt / Jacob Ochterveld / Jacob Lucasz Ochtervelt; 1634, Роттердам — 1 мая 1682, Амстердам) — голландский художник-жанрист второй половины XVII века. Годы творчества художника совпали со временем заката Золотого века голландской живописи.
Биография
Якоб ван Охтервелт был учеником харлемского живописца Николаса (Класа) Берхема, 1620—1683[1], специализировавшегося на итальянских и голландских ландшафтах с пастухами и возчиками, с фигурами людей и животных из мифологического репертуара. Также Ван Охтервелт брал наставления у своего ровесника, Франса ван Мириса Старшего (Frans van Mieris the Elder, 1635—1681), с которым Ван Охтервелта роднит пристрастие к интерьерным сценам и некоторый схематизм, «кукольность» в изображении голов и рук персонажей.
По возвращении в Роттердам (1655—1672), он работает под руководством англ. Людолфа де Йонга (1616—1679), мастера светских портретов и сцен охоты.
После французского нашествия 1672 года Ван Охтервелт покидает Роттердам, и с 1674 до последнего года жизни (1682) живёт и работает в Амстердаме.
Творчество
Излюбленный мотив интерьерных картин Охтервелта — встреча на пороге дома хозяев с разного рода визитёрами: с разносчиками товаров («Покупка рыбы», ок. 1680, ГМИИ[2]); с уличными музыкантами («Уличные музыканты (Менестрели)», 1682 холст, масло 75 × 60 см; Рейксмузеум, Амстердам). В жанровых интерьерных композициях мастер использует выигрышное противопоставление фигур, участвующих в «ансамбле». С одной стороны, это освещённые со спины лучами льющегося из дверного проёма света посетители. Они обрисованы силуэтно (часто их лица затенены). С другой стороны — мягко, объёмно вылепленные фронтальным светом обитатели жилища. Сцены переданы с живым участием и с известной долей психологической занимательности. Хотя, Ван Охтервелт несколько уступает в ювелирности рисунка и филигранной отделке живописной поверхности корифеям жанра — Герарду Терборху или Габриелю Метсю.
Галерея
-
Урок музыки, ок. 1667. Музей Райсс-Энгельхорн, Мангейм
-
Покупка винограда, 1669[3]. Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Ломтик лимона, ок. 1667
-
Домашний концерт, ок. 1670
-
Домашний концерт (деталь) Художественный музей Кливленда, штат Огайо
-
Семейный портрет, 1670, Музей искусств, Будапешт
-
Репетиция. Музей земли Гессен[нем.], Кассель
-
Любовь в придачу к чтению, ок. 1680 Кунстхалле (Карлсруэ)
Литература
- Голландия. XVII—XVIII века // Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог живописи / Под ред. И. Е. Даниловой. — Москва, Милан: Mazzotta, 1995. — С. 529. — 775 с. — ISBN 8820211637.
- Kuretsky, Susan Donahue. The Paintings of Jacob Ochtervelt (1634 - 1682). [With Catalogue Raisonné.]. — Montclair, N. J.: Allanheld & Schram, 1979. — 245 p. — ISBN 0839002408.
- Chong, Alan. Jacob Ochtervelt's Rotterdam patron // In his milieu : Essays on Netherlandish Art / A. Golahny, M. M. Mochizuki, L. Vergara. — Amsterdam University Press, 2006. — P. 101—122. — 640 p. — ISBN 9053569332. Архивная копия от 30 марта 2015 на Wayback Machine
- Norbert Schneider. Schwellenängste : zu einem Vestibül-Bild Jacob Ochtervelts (нем.) // Kritische Berichte. — Ulmer Verein, 1999. — Vol. 27, Nr. 4. — S. 37—48. — ISSN 0340-7403.
- Kuretsky, Susan Donahue. The Ochtervelt documents (англ.) // Oud-Holland. — 1973. — Vol. 87. — P. 124—134. — ISSN 0030-672X.
Примечания
- ↑ Другой (более известный) голландский жанрист, Питер де Хох брал уроки в мастерской Берхема в те же годы, что и Ван Охтервелт.
- ↑ Картина «Покупка рыбы», ок. 1680 холст, масло 74 × 83 см, ГМИИ, Москва, в 1924 поступила в московскую коллекцию из Эрмитажа
- ↑ Судьба картины «Покупка винограда» символична. Когда в начале XVIII века царские эмиссары Юрий Кологривов и Осип Соловьев закупили в Гааге, Амстердаме, Брюсселе и Антверпене 280 картин для дворца Монплезир в Петергофе. Среди них — наряду с упомянутой жанровой вещью Якоба Охтервелта и Яна Стена, и Симона де Флигера, и Яна Фейта, и — первую из Рембрандтовских работ в России, картину «Прощание Давида с Ионафаном»[исп.] (1642 года.
Ссылки
- Artnet.com Архивная копия от 15 сентября 2015 на Wayback Machine
- Artcyclopedia.com Архивная копия от 11 января 2015 на Wayback Machine
- Web Gallery of Art