Охтервелт, Якоб

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Якоб ван Охтервелт
Jacob Ochtervelt
Уличные музыканты в дверях богатого дома. 1665. Художественный музей Сент-Луиса, Штат МиссуриУличные музыканты в дверях богатого дома. 1665. Художественный музей Сент-Луиса, Штат Миссури
Имя при рождении Jacob Lucaszoon Ochtervelt
Дата рождения 1634(1634)
Место рождения Роттердам
Дата смерти 1 мая 1682(1682-05-01)
Место смерти Амстердам
Жанр Жанровая живопись

Я́коб ван О́хтервелт (нидерл. Jacob van Ochtervelt / Jakob Ugtervelt / Jacob Ochterveld / Jacob Lucasz Ochtervelt; 1634, Роттердам — 1 мая 1682, Амстердам) — голландский художник-жанрист второй половины XVII века. Годы творчества художника совпали со временем заката Золотого века голландской живописи.

Биография

Якоб ван Охтервелт был учеником харлемского живописца Николаса (Класа) Берхема, 1620—1683[1], специализировавшегося на итальянских и голландских ландшафтах с пастухами и возчиками, с фигурами людей и животных из мифологического репертуара. Также Ван Охтервелт брал наставления у своего ровесника, Франса ван Мириса Старшего (Frans van Mieris the Elder, 1635—1681), с которым Ван Охтервелта роднит пристрастие к интерьерным сценам и некоторый схематизм, «кукольность» в изображении голов и рук персонажей.

По возвращении в Роттердам (1655—1672), он работает под руководством англ. Людолфа де Йонга (1616—1679), мастера светских портретов и сцен охоты.

После французского нашествия 1672 года Ван Охтервелт покидает Роттердам, и с 1674 до последнего года жизни (1682) живёт и работает в Амстердаме.

Творчество

Излюбленный мотив интерьерных картин Охтервелта — встреча на пороге дома хозяев с разного рода визитёрами: с разносчиками товаров («Покупка рыбы», ок. 1680, ГМИИ[2]); с уличными музыкантами («Уличные музыканты (Менестрели)», 1682 холст, масло 75 × 60 см; Рейксмузеум, Амстердам). В жанровых интерьерных композициях мастер использует выигрышное противопоставление фигур, участвующих в «ансамбле». С одной стороны, это освещённые со спины лучами льющегося из дверного проёма света посетители. Они обрисованы силуэтно (часто их лица затенены). С другой стороны — мягко, объёмно вылепленные фронтальным светом обитатели жилища. Сцены переданы с живым участием и с известной долей психологической занимательности. Хотя, Ван Охтервелт несколько уступает в ювелирности рисунка и филигранной отделке живописной поверхности корифеям жанра — Герарду Терборху или Габриелю Метсю.

Галерея

Литература

Примечания

  1. Другой (более известный) голландский жанрист, Питер де Хох брал уроки в мастерской Берхема в те же годы, что и Ван Охтервелт.
  2. Картина «Покупка рыбы», ок. 1680 холст, масло 74 × 83 см, ГМИИ, Москва, в 1924 поступила в московскую коллекцию из Эрмитажа
  3. Судьба картины «Покупка винограда» символична. Когда в начале XVIII века царские эмиссары Юрий Кологривов и Осип Соловьев закупили в Гааге, Амстердаме, Брюсселе и Антверпене 280 картин для дворца Монплезир в Петергофе. Среди них — наряду с упомянутой жанровой вещью Якоба Охтервелта и Яна Стена, и Симона де Флигера, и Яна Фейта, и — первую из Рембрандтовских работ в России, картину «Прощание Давида с Ионафаном»[исп.] (1642 года.

Ссылки