Офросимова, Настасья Дмитриевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Предполагаемый портрет Н. Д. Офросимовой
работы Ф. С. Рокотова

Настасья Дмитриевна Офросимова или Афросимова, урождённая Лобкова (1753—1826) — московская барыня, знаменитая своим эксцентричным поведением. Прототип двух запоминающихся второстепенных персонажей русской классики — Марья Дмитриевна Ахросимова из «Войны и мира» и Хлёстова из «Горя от ума»[1].

Происхождение

Племянница московского главнокомандующего М. Н. Волконского и внучатая племянница великого канцлера Бестужева, Настасья Дмитриевна была в родстве с половиной барской Москвы[2]. Её отец Дмитрий Петрович Лобков (1717-1762) в правление Елизаветы Петровны руководил шпалерной мануфактурой. Мать Анна Никитична, дочь князя Никиты Волконского и Аграфены Бестужевой, скончалась, когда Настасье было три года[3]. В 1802 г. Настасья обновила надгробие матери в Ямской Крестовоздвиженской церкви[3].

Рано потеряв родителей, Настасья Лобкова воспитывалась у своих блистательных родственников, пока не вышла замуж за Павла Афанасьевича Офросимова (Афросимова, 1752-1817), боевого генерала времен Потёмкина, «которого она, как сама признавалась, тайно похитила из отцовского дома к венцу». Муж был у неё в полном подчинении.

Репутация

Пётр Андреевич Вяземский писал о ней: «Настасья Дмитриевна Офросимова была долго в старые годы воеводою на Москве, чем-то вроде Марфы Посадницы, но без малейших оттенков республиканизма. В московском обществе имела она силу и власть. Силу захватила, власть приобрела она с помощью общего к ней уважения. Откровенность и правдивость её налагали на многих невольное почтение, на многих страх. Она была судом, пред которым докладывались житейские дела, тяжбы, экстренные случаи. Она и решала их приговором своим. Молодые люди, молодые барышни, только что вступившие в свет, не могли избегнуть осмотра и, так сказать, контроля её. Матери представляли ей девиц своих и просили её, мать-игуменью, благословить их и оказывать им и впредь своё начальническое благоволение».

Пыляев: Настасья Дмитриевна Офросимова была старуха высокая, мужского склада, с порядочными даже усами; лицо у неё было суровое, смуглое, с черными глазами; словом, тип, под которым дети обыкновенно воображают колдунью.

Свербеев в своих воспоминаниях рассказывает: «Вторая из барынь крупной бесспорно величины была Настасья Дмитриевна Офросимова, переехавшая после своего вдовства из Москвы в Петербург для бдительного надзора за гвардейской службой своих двух или трех сыновей, из коих младшему, капитану гвардии, было уже гораздо за 30 лет. Обращаясь нахально со всеми членами высшего московского и петербургского общества, детей своих держала она в страхе Божием и в порядке и говорила с любовию о их беспрекословном к ней повиновении: „У меня есть руки, а у них щеки“».

Гершензон цитирует письма Булгакова: «В 1822 году Офросимова, бывши в Петербурге, собиралась ехать назад в Москву; по этому поводу А. Я. Булгаков через брата предупреждал содержателя дилижансов между Петербургом и Москвою, Серапина, чтобы он оказал старухе всевозможное снисхождение,— „ибо она своим языком более может наделать заведению партизанов вреда, нежели все жители двух столиц вместе. Жалею заранее о бедном Серапине“. Тот же Булгаков за год перед этим сообщает брату анекдот, может быть выдуманный московскими шутниками, но типичный для Офросимовой. Шел днем проливной дождь; в это время Настасья Дмитриевна почивала; под вечер видит — хорошая погода, велела заложить и поехала на гулянье; а там грязно; рассердилась старуха, подозвала полицмейстеров и ну их ругать: боитесь пыли и поливаете так, что грязь по колено,— подлинно, заставь дураков Богу молиться, так лоб разобьют»[4].

О конце её жизни также сообщает Гершензон: «В декабре 1820 года её разбил паралич; она и в самой болезни грозно правила домом, заставляла детей по ночам дежурить около себя и записывать исправно и вечером рапортовать ей, кто сам приезжал, а кто только присылал спрашивать о её здоровье. Три недели спустя она вдруг, как тень, является на бал к Исленьевым,— это было на Рождестве,— и заявляет, что прогнала докторов и бросила лекарства: отложила леченье до Великого поста. Она умерла только пять лет спустя, 74 лет,— подобно мужу, „ухлопала себя невоздержанностью в пище“; перед смертью с большой твердостью диктовала дочери свою последнюю волю, даже в каком чепце её положить, и раздала много денег и наград».

Владения

Пущино-на-Оке — загородная усадьба супругов Офросимовых

Владение её находилось в Старой Конюшенной — дом № 5 в нынешнем Чистом переулке (ныне Патриаршая резиденция в Чистом Переулке)[5].

Также указывают, что усадьба Офросимовых была на Новинском бульваре — № 7[6]. Это здание сгорело в 1990-х годах. В 2010 году московская мэрия объявила, что это здание будет воссоздано с нуля по сохранившимся фотографиям, и в нём разместится творческая мастерская народного художника Российской Федерации Василия Нестеренко[7].

В литературе

  • Маремьяна Бабровна Набатова — комедия «Вести, или живой убитый» (1807), Фёдор Ростопчин[8]
  • Анфиса Ниловна Хлёстова — «Горя от ума», Александр Грибоедов
  • Марья Дмитриевна Ахросимова — «Война и мир», Лев Толстой

Опознание как прототипа

Николай Пиксанов в статье «Прототипы действующих лиц комедии „Горе от ума“» пишет: «Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой, свояченицы Фамусова, тетки Софьи. Её оригиналом большинство называет Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе тогдашней Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов».

Стахович, в своей книге «Клочки воспоминаний» (1904) пишет: «Старуху Хлестову я хорошо помню: это была Настасья Дмитриевна Офросимова… Её же под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой описал в „Войне и мире“ граф Лев Николаевич Толстой».

М. О. Гершензон, «Грибоедовская Москва»: «Знаменитую Настасью Дмитриевну Офросимову с фотографической точностью, вплоть до фамилии и закачиванья рукавов изобразил, как известно, Лев Николаевич Толстой в „Войне и мире“. Её же часто называют прототипом Хлестовой из „Горя от ума“. Нет сомнения, что Грибоедов должен был знать её. Сцена между Ахросимовой и Пьером совершенно верна, разве только Толстой облагородил свою Марью Дмитриевну и дал ей слишком мягкие манеры».

«Пример поистине поразительный: Мария Дмитриевна Ахросимова и „Горе от ума“ писаны якобы „портретно“ с одной и той же дамы. Толстой хотел найти красоту и поэзию — нашел. Грибоедов хотел найти пошлость и безобразие — тоже нашел.»

Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги „Война и мир“», в противоположность Грибоедову оценивает «причуды» и бесцеремонность этой московской «большой барыни» положительно: для него она образец независимости и здравости в оценках.

Дети

  • Афанасий Павлович (1782)
  • Александр Павлович (1783—1846), товарищ А. И. Тургенева по университетскому пансиону, полковник, адъютант П. И. Багратиона; по словам современников, был большим оригиналом и картежником.
  • Константин Павлович (1784—1852), генерал-майор, кавалер ордена св. Георгия 4-й степени.
  • Андрей Павлович (1787—30.07.1839), штабс-капитан лейб-гвардии Финляндского полка, полковник; с 1827 года был женат на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой (15.08.1800[10]—1854), овдовев, она в 1840 году стала женой давно влюблённого в неё композитора А. А. Алябьева.
  • Владимир Павлович (1793—1830), в 1816 году прапорщик лейб-гвардии Финляндского полка, умер от холеры, женат на Софье Александровне Исленьевой.
  • Елена (Ольга) Павловна (1794—1830), умерла от холеры.
  • Михаил Павлович (1795—1801)
  • Николай Павлович (1796)

Примечания

  1. Бенедикт Сарнов. Занимательное литературоведение, или Новые похождения знакомых героев.
  2. Например, через своего дядю Алексея Никитича.
  3. 3,0 3,1 Александро-Невская Лавра - Лобкова Анна Никитична. Дата обращения: 6 августа 2016. Архивировано 21 августа 2016 года.
  4. Гершензон. О прототипах… (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2011. Архивировано 10 мая 2013 года.
  5. «Переулки Арбата», Лев Колодный
  6. По Садовому кольцу. Дата обращения: 12 декабря 2011. Архивировано 23 марта 2013 года.
  7. Усадьба Офросимовых восстанет из пепла // МК
  8. Л. Гинзбург. П. Вяземский. Старая записная книжка. Примечания.. Дата обращения: 12 декабря 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
  9. М. Алданов. Портреты. Ольга Жеребцова. М. 1994. с. 211
  10. ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 2126. — Оп. 1. — Д. 40. — С. 131. Метрические книги Введенской церкви на Лубянке.. Дата обращения: 17 июня 2021. Архивировано 24 июня 2021 года.

Источники