Оуян Сю

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Оуян Сю
Место рождения Мяньчжоуская область, империя Сун
Место смерти Инчжоуская область, империя Сун

Оуя́н Сю (кит. трад. 歐陽修, упр. 欧阳修, пиньинь Ōuyáng Xiū) (1007 — 22 сентября 1072) — китайский государственный деятель, историограф, эссеист и поэт эпохи Сун. Его многосторонние дарования ставят его вровень с деятелями европейского Возрождения.[1]

Также известен под вторым именем Юншу 永叔, в конце жизни — под придуманным им самим прозвищем «старый пьяница» 醉翁, и как «Отшельник Лю-и» 六一居士, где Лю-и составлено из числительных «шесть» и «один», то есть «один из шести». На вопрос, о каких «шести» идёт речь, он однажды ответил своему гостю, что в его доме всегда есть 10 000 книг, 1 000 древних свитков, в том числе времён династий Ся, Шан и Западная Чжоу, один гуцинь, один набор шахмат и один чайник вина. Проведший жизнь среди этих пяти, он шестой.[2]

В 1010, когда Оуян Сю было 3 года, умер его отец Оуян Гуань; семью покойного взял на попечение брат отца Оуян Е и перевез в Суйчжоу (Хубэй), к месту своей службы. В семье не хватало средств, и тогда мать Оуян Сю лично взялась за первонач. обучение сына — согласно легенде, преподавала ему грамоту, выводя тростинкой иероглифы прямо на земле; мальчик оказался очень способным. В 1023 Оуян Сю выдержал обл. экзамены и отправился в столицу, где в 1030 принял участие в экзаменах на степень цзиньши и блестяще их выдержал, пройдя по списку первым; несколько месяцев спустя он получил первую в своей жизни чиновничью должность, в управлении наместника Западной столицы (тогдашнее название г. Лояна, современная провинция Хэнань). В 1034, завершив трехлетний срок службы в Лояне, Оуян Сю вернулся в столицу и был назначен в императорское книгохранилище. Оказавшись при дворе, молодой и амбициозный ученый немедленно включился в политическую борьбу[3].

Вместе с Фань Чжунъянем, своим учителем, руководил сунскими реформами 1040-х гг., предвосхитившими реформы Ван Аньши. Неоднократно попадал в опалу и был отослан ото двора. Окончательное возвращение Оуян Сю ко двору произошло лишь в 1054, когда он стал членом придворной Академии Ханьлинь и получил распоряжение о составлении новой истории династии Тан. В 1055 Оуян Сю ездил посольством к киданям — по случаю восхождения на трон Дао-цзуна (на троне 1055–1100), очередного ляоского монарха из рода Елюй.

В 1053 под его руководством была составлена хроника «Исторические записки о пяти династиях» ("У дай ши цзи"), а в 1060 один из важнейших трудов китайской историографии, «Новая история династии Тан» ("Синь Тан шу").[4] Формально Оуян Сю был одним из редакторов, курировавших данный проект, но его взгляды ученого-историка и мыслителя оказали столь значительное влияние на готовящийся труд, что именно он признан его главным составителем[5].

Оуян Сю знаменит как прозаик и поэт — мастер обоих поэтических жанров эпохи (ши 诗 и цы 词). Обогатил эссеистику созданием жанра шихуа (рассуждения о стихах). Также был автором крупнейшего палеографического труда эпохи «Собрание древних надписей с пояснениями», в котором привёл и прокомментировал сотни древних надписей на металле и камне. Русскому читателю наиболее известны его автобиографические тексты в прозе — «Записки хмельного старца» (1046) и «Биография Отшельника Лю-и» (1070). Некоторые из его сочинений опубликованы на русском языке в сборниках 1959 года «Китайская классическая проза» и «Поэзия эпохи Сун».

Оуян Сю как крупному историку принадлежит первенство в отрицании определения легитимности китайских династий по сверхъестественным признакам-«знамениям» и теории «пяти элементов». Вместо этого он руководствуется степенью политической унификации китайских территорий.[6] Его рассуждение «О группировках» (朋黨論) стало важным идеологическим документом, к которому обращались сторонники Дунлинского движения (東林黨, эпоха Мин), а также император Юнчжэн в 1724 г.[7]

В подражание имени Оуян Сю было придумано имя Оуянцев-Сю в детективах Хольма ван Зайчика — это русско-китайский детектив, персонаж цикла «Плохих людей нет».

Примечания

  1. Ouyang Xiu (недоступная ссылка). The Anchor Book of Chinese Poetry Web Companion. Whittier College (2004). Дата обращения: 30 сентября 2007. Архивировано 16 марта 2012 года.
  2. Люи Цзюши-чжуань, 414
  3. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. [Т. 3:] Литература. Язык и письменность. / М. Л. Титаренко и др.. — М.: Вост. лит., 2008. — С. 373-377.
  4. История пяти династий. World Digital Library (1280-1368). Дата обращения: 5 сентября 2013. Архивировано 1 февраля 2015 года.
  5. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т./ гл.ред. С.Л. Тихвинский. -Т. IV. Период Пяти династий, империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся (907-1279). / И.Ф. Попова. — Ин-т восточных рукописей РАН. — М.: Наука-Вост.лит., 2016. — С. 29-35. — 942 с. — ISBN 978-5-02-039761-3.
  6. Elman, Classicism, Politics, and Kinship, 153-4.
  7. Elman, Classicism, Politics, and Kinship, 279-80.

Переводы на русский

На русском имеются переводы в общей сложности около 30 поэтических произведений Оуян Сю, выполненных М. Басмановым, И. Голубевым, Л. Черкасским и Г. Ярославцевым, и 6 прозаических произведений, выполненных академиком В.М. Алексеевым, Б.А. Васильевым и И.А. Алимовым.

  • Антология китайской поэзии. Т. 3. М., 1957, с. 27–28;
  • Китайская пейзажная лирика. М., 1984, с. 107–117;
  • Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама. М., 1977, с. 334–338;
  • Поэзия эпохи Сун. М.,1959, с. 72–95;
  • Цветет мэйхуа. М., 1979, с. 97–110;
  • Печали радости. Двенадцать поэтов эпохи Сун: пер с кит. / Сост. Е.А. Серебряков и Г.Б. Ярославцев. М., 2000. (Мир поэзии)
  • Алимов И. А. Вслед за кистью: Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Исследования, переводы. Часть II. —СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2004. [Оуян Сю. Шихуа отшельника Лю-и]
  • Шедевры китайской классической прозы в переводах академика В.М. Алексеева. Т. 2. М., 2006, с. 213–278.

Литература

  • Желоховцев А. Н., Лисевич И. С., Рифтин Б. Л., Соколова И. И., Сухоруков В. Т., Черкасский Л. Е., Эйдлин Л. З. Философская проза X—XIII вв.: [Китайская литература] // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983—1984. Т. 2. С. 143—146.
  • Алимов И. А. Вслед за кистью: Материалы к истории сунских авторских сборников бицзи. Исследования, переводы. Часть 1. СПб., 1996. (фрагмент Архивная копия от 28 сентября 2008 на Wayback Machine)
  • Ouyang Xiu \\ in Chevalier, Tracy. Encyclopedia of the essay. Taylor & Francis, 1997. ISBN 1-884964-30-3, ISBN 978-1-884964-30-5 (pp. 615—617)
  • Liu J.T.S. Ou-Yang Hsiu, an Eleventh Century Neo-Confucianist. Stanf., 1967.
  • James T.C. Liu in Franke, Herbert, Sung Biographies, Wiesbaden, 1976,vol. 2, pp. 808—816. ISBN 3-515-02412-3
  • Carpenter, Bruce E., 'Confucian Aesthetics and Eleventh Century Ou-yang Hsiu' in Tezukayama University Review (Tezukayama Daigaku Ronshu) Nara, Japan, 1988, no. 59, pp. 111—118. ISSN 0385-7743

Ссылки