Откровение Иоанна Богослова, 8

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Господь вручает 7 ангелам 7 труб. Гравюра из «Библии для бедных» Василия Кореня, 1692—1696

Откровение Иоанна Богослова, Глава 8 — восьмая глава Книги Апокалипсиса (8:1—13), в которой происходит снятие 7-й печати и четыре из семи ангелов трубят в свои трубы, отчего происходит множество стихийных бедствий

Структура

  • Снятие 7-й печати. Ангел с золотой кадильницей (Отк. 8:1-6)
  • Первый ангел вострубил в первую трубу — град и огонь, смешанные с кровью (8:7)
  • Второй ангел вострубил — гора, пылающая огнём и низверженная в море (8:8-9)
  • Третий ангел — звезда «полынь» (8:10-11)
  • Четвёртый ангел — поражение третьей части солнца, луны и звёзд (8:12-13)

Содержание

Агнец снимает 7-ю печать с Книги, отчего на небесах наступает безмолвие. Семь ангелов получают семь труб. Еще один ангел появляется перед алтарем, в руках у него золотая кадильница, полная фимиама, с дымом которого возносятся молитвы к Богу. Ангел берет кадильницу, наполняет ее огнем с алтаря и бросает на землю, отчего там случаются голоса, громы, молнии и землетрясение.

Семь ангелов начинают трубить в семь труб. После того, как вострубил 1-й ангел, на землю падают град и огонь, смешанные с кровью; сгорает третья часть деревьев и вся трава. После 2-й трубы в море падает огромная скала, пылающая огнем. От этого третья часть моря становится кровью, умирает третья часть обитателей моря и гибнет третья часть кораблей.

3-й ангел трубит, и с неба падает звезда по имени «Полынь», на третью часть рек и на источники, от этого третья часть вод становится полынью по вкусу, горькими, и многие люди умирают от этого. 4-й ангел трубит, и от этого поражается, затмевается третья часть солнца, луны, и звезд.

После этого по небу летит еще один ангел, который кричит «горе, горе, горе», обещая его оставшимся на земле от предстоящих трех труб.

Упомянуты

Толкование

Бедствия, которые начинаются после того, как ангелы трубят — это в расширенном виде версии казней египетских. Безмолвие, наступающее на небе — это символ надвигающейся грозы. Фимиам — это молитвы святых, поднимающиеся к небу. После того, как кадильница повержена на землю, «наступает момент встречи Божьей правды с человеческой неправдой». Все бедствия, связанные с первой трубой, взяты из Книги Исхода (Исх 9:23-25). В русском синодальном переводе последняя строчка главы звучит как «…И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе…». Однако в большинстве древних рукописей упоминается не ангел, а орел[1].

Получасовое молчание на небесах, возможно, нужно было, чтобы все молитвы святых успели взойти к небесам и были услышаны. Сцена, в которой ангел бросает горячую кадильницу с небес, и это падение является прелюдией дальнейших бедствий — навеяна видением Иезекииля, где человек, одетый в льняную одежду, берет угли из под херувимов и бросает их на город (Иез. 10:2) и видением пророка Исаии, в котором серафим касается углем, взятым с жертвенника, его уст (Ис. 6:6). Но тут, по мнению комментаторов, возникает новый нюанс: «молитвы святых возвращаются на землю гневом», молитвы святых вызывают месть на тех, кто дурно со святыми обращался.

В ветхозаветных и новозаветных видениях трубы всегда символизируют непосредственное вмешательство Бога в историю. Звук трубы может символизировать три вещи: сигнал тревоги, фанфары о прибытии царя или призыв к битве. Страдает не все предметы целиком, а только треть, потому что это только вступление к грядущим бедствиям. Помимо казней египетских, использованы следующие ветхозаветные образы: пророчество пророка Иоиля о дне, когда солнце превратится во тьму, а луна — в кровь (Иоил. 2,10.31) и пророчество Софонии о Дне Господнем Бог говорит: «Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских» (Соф. 1,3). Полынь — плод идолопоклонства (Втор. 29,17.18), Бог грозил через Иеремию, что он накормит их полынью и напоит водой с желчью (Иер. 9,14.15; 23,15), она всегда символизировала горечь суда Божьего над ослушниками[2].

Иконография

Сцены бедствий после первых четырех трубящих ангелов, благодаря своей зрелищности пользовались достаточной популярностью. Помимо традиционно подробного отражения эпизодов в книжной миниатюре, стоит упомянуть столь же тщательное изображение бедствий во фресковом цикле в падуанском баптистерии, созданном Джусто де Менабуои ок. 1376 года[3][4]. Помимо изображения 4 ангелов с трубами, отдельно иллюстрировались предшествующие эпизоды: получение ангелом кадильницы, опорожнение горящей кадильницы на землю, а также вручение 7 ангелам 7 труб. В иллюстрировании 4-й трубы отдельно выделяется подэпизод, посвященный плачу орла, который иногда сопровождался надписью «voe voe» (горе, горе).

Примечания

  1. О. Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 8 (недоступная ссылка). www.alexandrmen.ru. Дата обращения: 9 марта 2018. Архивировано 13 апреля 2016 года.
  2. Откровение Иоанна Богослова. Комментарии Уильяма Баркли. allbible.info. Дата обращения: 9 марта 2018. Архивировано 10 марта 2018 года.
  3. Johannesoffenbarung - Apokalypse des Johannes. www.johannesoffenbarung.ch. Дата обращения: 29 марта 2018. Архивировано 30 марта 2018 года.
  4. Apocalypse, Iconography of - Dictionary definition of Apocalypse, Iconography of | Encyclopedia.com: FREE online dictionary (англ.). www.encyclopedia.com. Дата обращения: 29 марта 2018. Архивировано 30 марта 2018 года.