Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту
Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту | |
---|---|
Годы существования | 1915—1917 |
Страна | Российская империя |
Подчинение | Русская императорская армия |
Входит в | Северный фронт |
Тип | Войска ПВО |
Численность | около 100 человек (5 офицеров, 88 нижних чинов) |
Дислокация |
|
Снаряжение |
|
Войны | Первая мировая война |
Командиры | |
Известные командиры | В. В. Тарновский |
Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту — первое в российской армии подразделение самоходных зенитных артиллерийских установок, сформированное в 1915 году.
История
В 1912 году преподаватель Офицерской артиллерийской школы поручик В. В. Тарновский опубликовал в техническом журнале, издававшемся школой, проект зенитной артустановки на автомобильном шасси. Поскольку проект не заинтересовал артиллерийское ведомство, Тарновский обратился напрямую в артиллерийскую техническую контору при Путиловском заводе, где в то время под руководством Франца Лендера шла работа над изготовлением отечественного зенитного орудия. Однако первые четыре орудия Лендера были изготовлены лишь в начале 1915 года.
В феврале орудия установили на автомобильные шасси и провели полигонные испытания. 6 марта штабс-капитан Тарновский доложил начальству, что «батарею следует считать сформированной 5-го сего марта». 10 марта батарея была погружена в железнодорожные вагоны и 12 марта прибыла на Северо-Западный фронт.
30 мая (13 июня) 1915 года батарея приняла боевое крещение. В районе городе Пултуск огнём орудий был повреждён германский аэроплан, который приземлился в расположении Русской армии. 17 (30) июля 1915 года, охраняя мосты в районе Варшавы, батарея выпустила 187 снарядов и повредила 2 германских аэроплана, которые приземлились в расположении Русской армии.
Вооружение
Организация
Батарея состояла из четырёх грузовиков с пушками (расчёт 6 человек), четырёх автомобилей для перевозки снарядов и ГСМ (расчёт 3 человека), четырёх мотоциклов для ведения разведки, трёх легковых автомобилей для офицеров и команды связи и полевой кухни на автомобильном шасси.
Пушка Лендера
Автомобильное шасси
Литература
- Агеев Н. В. Противовоздушная оборона войск по опыту Первой мировой войны // Военно-исторический журнал — 2009. — № 11. — С. 3—9.
- Барсуков Е. З. Артиллерия русской армии. — М.: Воениздат, 1948. — Т. 1. — С. 133—135, 363, 364.
- Иванов Б. Н. Борьба с воздушным врагом. По опыту зенитной обороны на Восточноевропейском фронте в 1914—1917 гг. М.; Л.: Гос. изд-во. Отдел военой лит-ры, 1930.
- Кирилец С. В. Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» М.: Яуза, 2018.
- Лазарь Игорь Альбертович, Шлакунов Виталий Валерьевич. ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ВОЙСК ПО ОПЫТУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
- Лашков А. Ю Новатор русской зенитной артиллерии // А. Лашков, В. Голотюк. Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. — 2003. — № 12. — С. 4—11.
- Лашков, Алексей Юрьевич. Подготовка кадров отечественной зенитной артиллерии в Первую мировую войну // Военно-исторический журнал. — 2022. — № 12. — С. 46—57.