Остров в небе (фильм, 1953)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Остров в Небе
Island in the Sky
Жанр приключения
драма
Режиссёр Уильям Уэллман
Продюсер Роберт Феллоуз
Джон Уэйн
Автор
сценария
Эрнест К. Ганн
В главных
ролях
Джон Уэйн
Ллойд Нолан
Джеймс Арнесс
Энди Девайн
Гарри Кэри-младший
Оператор Арчи Стаут
Композитор Эмиль Ньюман
Бюджет 967 000 $
Сборы 2,75 млн $ (США) [1]

«Остров в небе» (англ. Island in the Sky, другой вариант перевода — «Небесный остров») — американский приключенческий драматический фильм 1953 года режиссёра Уильяма Уэллмана, сценарий к которому был написан Эрнестом Ганном на основе его романа «Остров в небе» 1944 года. Главную роль исполнил Джон Уэйн, выступивший также в качестве продюсера. Фильм был выпущен компанией Warner Bros. Из-за его реалистичности, изображающей события, окружающие реальную авиакатастрофу, его считают одним из «классических» авиационных фильмов.[2] В отличие от большинства фильмов Уэйна, в которых он играл единственного главного персонажа, главные роли сыграл разнообразный актёрский ансамбль, в который входят Энди Девайн, Ллойд Нолан, Джеймс Арнесс и Пол Фикс.

Сюжет

Фильм рассказывает о пилоте и экипаже Douglas C-47 Skytrain (военная версия самолёта Douglas DC-3) времен Второй мировой войны, которые пытаются выжить после вынужденной экстренной посадки в неизведанных диких землях недалеко от границы между Квебеком и Лабрадором. Пилот, Дули (Джон Уэйн), является бывшим пилотом гражданской авиации, который, как и многие другие, был вынужден перевозить военные грузы через северный маршрут в Англию. Экстремально холодные условия вынуждают посадить самолёт, и, из-за проблем в навигации, далеко от населенных пунктов, они могут сообщить спасателям только своё приблизительное положение.

Найдя замёрзшее озеро для посадки, Дули должен поддержать своих людей, ожидая спасения в условиях сильного зимнего холода, температура которого падает до −70 °F (-57 °C). Тем временем в штабе воздушного транспорта полковник Фуллер (Уолтер Абель) собирает других летчиков (сыгранные Ллойдом Ноланом, Джеймсом Арнессом, Энди Девайном и Полом Фиксом), которые полны решимости найти потерянный экипаж до того, как голод и зимний холод их убьют. Между пилотами-поисковиками возникает напряженность и их устрашает предстоящая встреча, так как никто до конца не уверен, что делать, поскольку неправильное решение может обречь пропавшую без вести команду на смерть.

В ролях

Актёр Роль
Джон Уэйн капитан Дули[3] капитан Дули[3]
Ллойд Нолан капитан Шультц капитан Шультц
Уолтер, Абель полковник Фуллер полковник Фуллер
Джеймс Арнесс Мак МакМаллен, пилот Мак МакМаллен, пилот
Энди Девайн Вилли Мун, пилот Вилли Мун, пилот
Аллин Джослин Дж. Х. Хэнди Дж. Х. Хэнди
Джимми Лидон Мюррей Мюррей
Гарри Кэри-младший Ральф Хант, второй пилот Муна Ральф Хант, второй пилот Муна
Хэл Бэйлор Станковски Станковски
Шон МакКлори Фрэнк Ловатт, второй пилот Дули Фрэнк Ловатт, второй пилот Дули
Уолли Касселл Д’Аннунция Д’Аннунция
Гордон Джонс Морж Морж
Фрэнк Фентон капитан Тёрнер капитан Тёрнер
Роберт Киз майор Дитсон майор Дитсон
Самнер Гетчелл лейтенант Корд лейтенант Корд
Реджис Туми сержант Харпер сержант Харпер
Пол Фикс Уолли Миллер Уолли Миллер
Джим Дуган Джидли Джидли
Джордж Чендлер Ренэ Ренэ
Луис Джин Хейдт Фитч, пилот Фитч, пилот
Боб Стил Уилсон Уилсон
Дэррил Хикман Свонсон, радист МакМаллена Свонсон, радист МакМаллена
Уильям Уэллман рассказчик (не указан в титрах) рассказчик (не указан в титрах)

Создание

Douglas C-47 Skytrain, модель, использованная в фильме

Сценарий был основан на реальной истории полета 3 февраля 1943 года, хотя, в отличие от фильма, второй пилот не умер. В своей автобиографии «Судьба — охотник», на которой поверхностно основан фильм с одноимённым названием, Ганн рассказал о реальной истории и своей роли одного из пилотов-поисковиков во время службы в комитете воздушного транспорта на аэродроме Преск-Айл, штат Мэн. Ганн планировал выполнить миссию, закончившуюся аварией, но был заменён более старшим пилотом.

Права на историю были первоначально куплены в январе 1950 года компанией Роберта Стильмана, и Ганн планировал написать сценарий совместно с Сетоном Миллером. Фрэнк Розенберг должен был снять фильм с Ричардом Уидмарком в главной роли. Когда Стиллман бросил фильм, права были приобретены в декабре 1952 года компанией Джона Уэйна и Роберта Феллоуза Wayne-Fellows Productions, в качестве третьей из семи возможных постановок, включая вышедшую год спустя ещё одну историю Ганна «Великий и могучий», в которой таксже снялся Уэйн. В обоих фильмах участвовали одна и та же съемочная команда, в том числе режиссёр Уильям Веллман.

Веллман был пилотом лётной эскадрильи Лафайет во время Первой мировой войны, где он получил прозвище «Дикий Билл», а также военно-воздушной службоы армии США после войны. Он был опытным режиссёром авиационного кино, чьи «Крылья» выиграли первую в истории премию Оскар (1927—1928). Веллман предоставил закадровый голос, с которого начинается фильм, и два его сына, Тим и Майк, которым было по одиннадцать и пять лет соответственно, сыграли роли сыновей персонажа Энди Девайна. Примечательно, что женщины, Энн Доран, Дон Бендер и Филлис Вингер, появляются в фильме только в коротких воспоминаниях или, в случае Доран, в телефонном разговоре. Отсутствие романтического интереса было отмечено критиками, которые считали фильм более реалистичной и бескомпромиссной драмой по сравнению с обычным голливудским военным фильмом.[2] Известно, что Веллман, которого актёры и актрисы не очень любили (и эти чувства были взаимными), предпочитал работать с мужчинами, и многие из его фильмов сняты в полностью мужском (или почти полностью мужском) мире.[4]

Роль, которую играет Джон Уэйн в «Острове в небе», идёт вразрез его стандартным ролям, поскольку он не отыгрывает типичного «мачо», за которого его часто критиковали. Вместо этого его изображение капитана сбитого самолёта было отмечено как правдоподобное и реалистичное. Сильный ансамбль, состоящий в основном из студийных актёров класса B, на самом деле содержал множество будущих звезд, включая Фесс Паркер, Джеймса Арнесса, Дэррила Хикмана и Майка Коннорса, которые все прославились на телевидении. Фильм содержит множество реалистичных деталей, наподобие ледоруба, удобно встроенного в стену казармы, чтобы пилоты могли разбить ледяной покров утренней промойной воды. Черно-белая операторская работа Арчи Стаута (драматические сцены) и Уильяма Х. Клотье (сцены полёта) получила высокую оценку критиков.

Производство началось в конце января 1953 года и было завершено 2 марта. Съемки проходили частично на озере Доннер, недалеко от города Траки, на хребте Сьерра-Невада.[5] Калифорнийский департамент лесного хозяйства вырубил деревья в этом районе, чтобы сделать взлетно-посадочные полосы самолётов в снегу глубиной четыре фута. Некоторые фоновые съемки также проходили в Сан-Франциско. Помимо написания сценария, Ганн, который был коммерческим пилотом Transocean Airlines, занимал должность технического директора фильма, а также пилотировал C-47 для второй съёмочной группы.[6]

Ручной аварийный радиопередатчик, используемый членами экипажа, для связи со спасателями, которые, как они полагают, разыскивают их, был настоящим аварийным передатчиком BC-778/SCR-578/AN-CRT3, которого ласково называют «Gibson Girl», из-за рисунков 1890-х годов Чарльза Дана Гибсона. Форма устройства с узкой талией позволяла пользователю удерживать его между ног во время его запуска — необходимое требование, потому что требовалось 80 оборотов в минуту для производства достаточной для его использования мощности, и помимо этого его рукочку было очень трудно проворачивать.[7]

Сходство с «Великим и могучим»

«Остров в небе» и «Великий и могучий», выпущенный в следующем году, являются двумя из самых ранних фильмов-катастроф со звёздным актёрским составом, которые проложили путь к «Аэропорту» и его продолжениям спустя более 20 лет, также как и к пародийному фильму «Аэроплан!». Помимо этого, оба фильма являются двумя ранними продюсерскими работами Джона Уэйна, в которых он же и сыграл главные роли. Эта производственная практика не получила широкого распространения до 1980-х и 1990-х годов, когда звезды фильмов, начиная от Роберта Редфорда, заканчивая Сандрой Буллок, начали брать производство под свой контроль. Оба фильма были авиационными драмами и в процессе съёмок участвовала практически одна и та же съёмочная команда..

Вместе с Уэйном в обоих фильмах появились шесть актёров: Реджис Туми, Пол Фикс, Карл «Люцерна» Свитцер, Энн Доран, Джордж Чендлер и Майкл Веллман (сын режиссёра). Эрнест К. Ганн, автор книг, на которых основаны оба фильма, также написал сценарии к ним.

Релиз и переиздания

Премьера «Острова в небе» состоялась в Лос-Анджелесе 3 сентября 1953 года, а через два дня фильм вышел в прокат. Главной особенностью премьеры, по-видимому, было использование стереофонического звука, так как из-за проблем с ним во время показа пришлось ввести антракт.[8]

«Остров в небе» и «Великий и могучий» были изъяты из обращения около 20 лет из-за юридических проблем. В июле 2005 года они были восстановлены, возвращены на телевидение и выпущены в виде специальных выпусков DVD в августе того же года.

Примечания

  1. 'The Top Box Office Hits of 1953', Variety, January 13, 1954
  2. 2,0 2,1 Hardwick and Schnepf 1989, p. 66.
  3. См. также Фильмография Джона Уэйна
  4. «William Wellman bio.» Архивная копия от 21 сентября 2016 на Wayback Machine IMDb.com. Retrieved: March 20, 2010.
  5. Ricci and Zmijewsky 1970, p. 190.
  6. «Transocean Airlines.» Архивная копия от 26 июня 2020 на Wayback Machine transoceanairlines.com. Retrieved: March 20, 2010.
  7. « 'Island in the Sky' (1953) trivia.» Архивная копия от 16 февраля 2021 на Wayback Machine IMDb.com. Retrieved: March 20, 2010.
  8. TCM « 'Island in the Sky' notes.» Архивная копия от 13 апреля 2008 на Wayback Machine tcm.com. Retrieved: March 20, 2010.