Основы классического танца

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Основы классического танца
Общая информация
Автор А.Я. Ваганова
Жанр Учебник
Автор предисловия И.И. Соллертинский
Место издания Ленинград
Издательство ОГИЗ ГИХЛ
Год издания 1934
Страниц 192

«Основы классического танца» — книга[1] Вагановой А. Я. по балетоведению, впервые изданная в 1934 году.

История создания

Автором книги стала русская артистка балета Агриппина Яковлевна Ваганова. Впервые изданная в 1934 году, книга содержала описание методики преподавания классического танца. В ней был собран и систематизирован опыт педагогов танца, развивавший традиции русской балетной сцены. Являясь, по сути, учебником, в то же время книга стала сборником лучших практик[1] и достижений хореографической педагогики СССР[2].

Учебник Вагановой был переиздан девять раз. Изложенные в нём методики преподавания использовались при подготовке артистов балета в России, Европе и Азии[1]. При жизни Вагановой книга издавалась трижды — в 1934, 1939 и 1948 годах. Переиздания включали в себя корректировки, внесённые автором впоследствии. В Театральном музее Санкт-Петербурга находится личный экземпляр второго издания учебника, на полях которого видны пометки Вагановой. Также, в первых двух изданиях примеры не сопровождались нотами, но начиная с третьего в учебник были включены примеры музыкального оформления[3].

Содержание

Пособие описывает 5 позиций ног в балете. 1-я ноги вместе, носки врозь. 2-я ноги на ширине плеч, носки врозь, в остальных случаях ноги скрещиваются. Далее большую роль в танце отводится «плие» и «па» (шагу). Немаловажное значение имеет «апломб» (сохранение равновесия в танце). Основой всего танца назван «батман». У рук танцовщицы может быть три позиции: округло соединенные перед собой, разведенные в стороны и округло поднятые над головой. Разные руки могут быть в разных позициях. Позиции тела различны. Классической считается «арабеск»: танцовщица стоит на одной ноге, а другая отведена назад[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Гатауов Таир Талгатович. К вопросу преемственности методик обучения и развития мужского классического танца в русской балетной школе XX века // Молодёжный научный форум: гуманитарные науки : сборник статей. — 2017. — Январь (№ 1 (40)). — С. 28. Архивировано 13 июля 2019 года.
  2. 2,0 2,1 Ваганова А. Я. А. Я. Ваганова и её книга "Основы классического танца" - Вступление В. Чистяковой // Основы классического танца. — СПб.: Издательство "Лань", 2000. — С. 3. — 192 с. — ISBN 5-8114-0223-6.
  3. П. А. Силкин. Педагогическое наследие А. Я. Вагановой - урок классического танца. Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (2015). Дата обращения: 30 декабря 2020.

Литература

  • Ваганова А. Основы классического танца. Учебное пособие. Издательство «Искусство». Ленинград — Москва, 1963 г., 179 стр.