Рабин, Оскар Яковлевич
Оскар Рабин | |
---|---|
Имя при рождении | Оскар Яковлевич Рабин |
Дата рождения | 2 января 1928 |
Дата смерти | 7 ноября 2018 (90 лет) |
Место смерти | Флоренция, Италия |
Жанр | живопись |
Учёба | Рижская Академия художеств, Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова |
Оска́р Я́ковлевич Ра́бин (2 января 1928, Москва — 7 ноября 2018, Флоренция[1]) — советский и французский художник, один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово». Организатор всемирно известной «Бульдозерной выставки» (1974). Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству» (2013)[2].
Биография
Родился 2 января 1928 года в Москве в семье врачей, выпускников Цюрихского университета Якова Рахмиловича Рабина (родом из Украины) и Вероники Мартыновны Андерман (из Латвии)[3][4][5]. Отец умер, когда будущему художнику было 5 лет, мать — когда ему было 13 лет (1941)[6]. В начале сороковых жил в Трубниковском переулке (дом № 24, квартира 16), учился в художественной студии Евгения Кропивницкого, увлёкся романтизмом[7].
С 1946 по 1948 год учился в Рижской Академии художеств. В этот период придерживался строгого реалистического метода, много работал над натюрмортами. В Академии латышские студенты звали его «наш Репин»[8]. В 1948 году Сергей Герасимов принял Рабина на второй курс Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова[9]. В 1949 году был исключён «за буржуазный формализм»[10], после чего возвратился к своему первому учителю Е. Кропивницкому. Оскар Рабин так описывает этот период:
Сергей Герасимов меня взял на второй курс Суриковского института. Но жить было негде. Добиться общежития — невозможно. Чёрт знает, где жил и болтался. Месяца четыре поучился. Но разве это учёба? Кончилось тем, что пошёл работать — устроился под Москвой, на Долгопрудной, десятником по разгрузке вагонов. Там строилась водопроводная станция. Работали заключённые — не политические, а уголовные. Всякие — и убийцы, и блатные.Оскар Рабин, интервью газете «Известия».
С 1950 до 1957 года работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве «Севводстроя». В 1950 году женился на Валентине Кропивницкой.
В конце 1950-х годов вместе с Е. Л. Кропивницким стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово». Весной 1957 года принял участие в III выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области[10], где представил свои первые авангардистские работы:
Но его, как других, не устраивало рабское копирование реальности — все эти пейзажи и натюрморты. И однажды члены отборочной комиссии Молодёжной выставки увидели: тощий молодой человек в больших очках ставит у стены совершенно необычные холсты — на больших плоскостях было изображено… это были сильно увеличенные детские рисунки. Это было ни на что не похоже. Это были первые произведения поп-арта в России. Теперь это понятно. Но тогда смущённые вконец члены МОСХа всё-таки отобрали пару холстов. И выставили, не подозревая, что натурой художнику послужили рисунки его дочери Катечки.Генрих Сапгир: Лианозово и другие (группы и кружки конца 50-х).
Летом того же года участвовал в VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, где познакомился с Олегом Прокофьевым и Олегом Целковым. На приуроченной к фестивалю выставке произведений молодых художников Советского Союза получил почётный диплом за представленный натюрморт. Став лауреатом фестиваля, впервые получил возможность зарабатывать живописью, работая художником-оформителем на комбинате декоративно-прикладного искусства[6][11]. Принял активное участие в Международной выставке изобразительного и прикладного искусства, проходившей в ЦПКиО им. А. М. Горького[10].
Тогда же начал зарабатывать продажей картин, устраивая публичные показы каждое воскресенье в собственной квартире[6]. Среди покупателей — первые советские коллекционеры: Г. Костаки, А. Мясников, Е. Нутович, а также иностранные дипломаты и журналисты. Однако первый же иностранный покупатель, американский журналист, был задержан милицией, не успев даже донести картину до дома. В 1960 году Лианозово вошло в черту Москвы, но до этого момента большинство иностранцев не имело права покидать пределы Москвы, посещая квартиру Рабина. С присоединением Лианозова к Москве число иностранных покупателей стало расти. Одновременно началась острая критика Рабина и его окружения в советской прессе. Первым стал фельетон «Жрецы „помойки № 8“» в Московском Комсомольце:
Не говоря уже о том, что «произведения» Рабина вызывают настоящее физическое отвращение, сама тематика их — признак его духовной убогости.Роман Карпель. Жрецы «помойки № 8»
Пресса критиковала Рабина за очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма.
В 1964 году работы Оскара Рабина впервые были представлены на зарубежной выставке. Это произошло в Лондоне, на групповой выставке «Аспекты современного советского искусства». В 1965 году владелец лондонской Grosvenor Gallery Эрик Эсторик организовал в своей галерее первую персональную выставку Рабина. На ней были представлены 70 работ художника[12]. В это же время Рабин переехал из Лианозова в Москву.
В 1967 году вступил в Горком художников книги, графики и плаката[13]. Принял участие в групповой выставке, подготовленной Александром Глезером на Шоссе Энтузиастов, однако выставку закрыли через два часа после открытия[14].
В конце 60-х Рабину удалось получить заказы на оформление нескольких поэтических книг («Сохрани весну» Владислава Фатьянова, «Забота» Тамары Жирмунской). В отличие от Эль Лисицкого или Виктора Пивоварова Рабин не смог сделать из иллюстрирования постоянный заработок, хотя неоднократно обращался в издательства в поиске заказов[15].
В 1969 году Городской комитет КПСС постановил, что любая выставка может быть разрешена только после просмотра руководством МОСХ[16]. Именно тогда Рабин высказал идею выйти с картинами на улицу, вместо того чтобы устраивать официальные выставки. Осенью 1974 года Рабин стал инициатором и одним из главных организаторов известной выставки работ художников-нонконформистов в Битцевском лесопарке («Бульдозерная выставка»).
В воспоминаниях Владимира Немухина история возникновения замысла выставки связана с давлением на Рабина со стороны прокуратуры и КГБ[17]. Немухин предложил Рабину обратиться к властям с открытым письмом. Однако такой шаг мог привести только к тюремному сроку для художников. И тогда Рабин предложил устроить выставку на открытом воздухе, куда будут приглашены иностранные дипломаты и журналисты.
В поздних интервью Оскар Рабин так объяснял задачу выставки:
Было просто желание выставить свои картины, жить как художник, а не как техник на железной дороге — так приходилось жить мне, или, в лучшем случае, иллюстратор детских книг, как многие другие.Оскар Рабин, Интервью газете «Коммерсант»
В январе 1977 года Рабина задержали по обвинению в тунеядстве и посадили под домашний арест[6]. После отказа эмигрировать в Израиль заменили домашний арест ночью в КПЗ. Через несколько дней Рабин получил предложение туристической визы в Европу и согласился уехать:
Для нас был важен сам принцип свободы передвижения: поехали по турвизе, свободно вернулись… Впрочем, я решил, что без Вали не поеду. Там сначала разозлились, а потом выдали три загранпаспорта.Оскар Рабин, интервью журналу «Итоги».
22 июня 1978 года, проведя 6 месяцев во Франции, Рабин получил приглашение из советского консульства. Генеральный консул зачитал художнику Указ Президиума Верховного Совета СССР: «лишить советского гражданства Рабина Оскара Яковлевича, в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина»[6][14].
Я спросил, нельзя ли получить копию указа. «Нет, — ответил консул, — указ ещё не опубликован, есть лишь текст полученной из Москвы телеграммы».Оскар Рабин, интервью журналу «Итоги».
Указ Президиума о лишении Рабина гражданства датирован 23 июня 1978 года[18]. Советское гражданство Рабина было восстановлено Указом Президента СССР от 15.08.1990[18]. Художник получил паспорт Российской Федерации в 2006 году[19][20]. В 2007 году он написал картину c изображением российского паспорта с подписью Александра Авдеева, будущего министра культуры России, а тогда — посла Российской Федерации во Франции[19].
Дважды, в 2007[21] и 2010[22] годах, подписывал открытые письма в поддержку организаторов выставки «Запретное искусство — 2006»: куратора Андрея Ерофеева и бывшего директора Сахаровского центра Юрия Самодурова.
Персональные выставки Рабина проходили в Джерси-сити (1984), после падения Железного занавеса — в Москве (1991), Петербурге (1993) и других городах. Впоследствии он участвовал в юбилейной выставке на Гоголевском бульваре в 1995 году, посвященной 20-летию выставки живописи в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ вместе с Эдуардом Дробицким, Юлией Долгоруковой[23] и другими художниками-нонконформистами.
В 2016—2017 году вошедшая в коллекцию Центра Помпиду картина Оскара Рабина «Эмигрантский натюрморт» (1990) открывала выставку «КОЛЛЕКЦИЯ!. Современное искусство в СССР и России: новый дар музею» в Центре Помпиду в Париже. Выставка состоялась благодаря поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
В апреле 2018 года в рамках ArtParisArtFair состоялась персональная ретроспективная выставка Оскара Рабина в Гран-Пале в Париже, приуроченная к 90-летнему юбилею художника и организованная французским агентством Russian Day. Выставка проходила при поддержке Государственного Русского Музея, в Санкт-Петербурге и Музея АЗ в Москве. На экспозиции были представлены новые произведения из мастерской Рабина, картины из собрания Катерины и Александра Усач, семейства Минчиных, а также из коллекции организатора выставки и директора агентства Russian Day Марка Ивасилевича.
Умер 7 ноября 2018 года во Флоренции накануне собственной выставки «Два пути» во Флорентийском филиале Санкт-Петербургского института живописи[24]. На выставке должны были быть и несколько работ Татьяны Лысак-Полищук[25].
Над каталогом-резоне, который будет включать все картины Рабина, написанные маслом, с 1990-х годов работает д-р Роберт Рабилизиров в Лондоне.
Главные символы
Как рассказывал близкий друг Оскара Рабина художник Владимир Немухин, все «картины Рабина включали в себя некий литературный подтекст». Для своих историй в цвете художник использовал один и тот же набор образов, с которыми он работал на протяжении всей жизни, создавая живописную книгу воспоминаний. Иконография Рабина доступна каждому — это самые узнаваемые предметы из обыденной жизни, но именно они и отличают творчество художника на протяжении десятилетий.
Ромашки
В книге о своем творчестве Оскар Рабин писал: «Я изображаю жизнь через себя, беря предметы и превращая их в предметы-символы, придавая им второй смысл, вторую функцию, дополнительную к обычной, которая характерна для них в жизни». Очень часто в его картинах, в этой черной, выстроенной по принципам экспрессионистской эстетики реальности, появляются белые или оранжевые полевые цветы — ромашки.
Казалось бы, цветы совершенно не соответствуют мусорной эстетике художника, ведь цветы — это категория прекрасного, как говорил художник, «мы все их любим». И несмотря на то, что они изображены на фоне грязной убогой комнаты или кривого окна, рядом с водкой или помойкой, они не теряют своей принадлежности к «прекрасному».
Бараки
Самый важный образ в творчестве Рабина — это изображение бараков. Эти многочисленные деформированные дома с покосившимися крышами означали для художника гораздо больше, чем просто убогую реальность. Ведь за изображениями коммунальной жизни в бараках стоял человек. Но его никогда не было видно на картинах.
Скрипка
Со скрипкой у Оскара Рабина связано много личных историй. С нее начинается знакомство с миром искусства — еще в школе мать художника, веря в прекрасный слух своего чада, отвела его в соседнюю музыкальную школу. И хотя игра на скрипке не увлекала Рабина, как рисование, все же он продолжал прилежно ходить на занятия.
Иконы
Иконы являются неотъемлемой частью многих работ Оскара Рабина. Об этом художник рассказывал в интервью искусствоведу Андрею Ерофееву: «Они появились не как религиозный элемент. Я их использовал как часть повседневности, как часть народной души и моей души».
Водка
В советской массовой культуре водка значила очень многое: она была всегда, «и при рождении, и при смерти, и в радости, и в горе, и просто от серой тоскливой жизни». Но при ее большой роли в жизни советского человека ни один официальный художник не изображал водку в картинах праздничного веселья.
Чтобы показать огромное значение этого напитка в повседневной жизни, Оскар Рабин часто намеренно увеличивает размер бутылки до тех пор, пока она не заполнит собой все пространство картины.
Газеты
Газету, которую в сталинскую эпоху навязывали всем читать как единственный правдивый источник информации, часто использовали и в бытовых целях. В нее заворачивали рыбу, из нее делали бумажный кулек для семечек и, тщательно смяв, запихивали в ботинки, чтобы те быстрее просохли к утру. Этот предмет буквально окружал советского человека на разных уровнях его существования.
Кладбище
Кладбище на картинах Оскара Рабина появлялось постоянно. Тема размышлений о смерти есть в ранних работах, как, например, «Скрипка на кладбище» — в своеобразной изобразительной версии поминальной молитвы, и в поздних картинах, написанных в период невольной эмиграции во Францию. В 1990-х — 2000-х этот сюжет стал едва ли не главным в творчестве Рабина.
Критика
И стал Рабин «творить». Прислушаться бы ему вовремя к трезвому голосу товарищей, спросить бы себя самого: «А куда ты идешь, Оскар?» Но ему нужна была слава! — Не поймут меня в родном отечестве — заявлял он, — найдутся те, кто поймет меня там.
«Там» — это на Западе. И в угоду «тем» он продолжал ляпать свои бредовые картины, отображая, как он говорил, самое «истинное и сокровенное» в мире.
— «Московский Комсомолец» 29 сентября 1960 года
Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков — всё это выглядело бы заурядной предвзятостью обывателя, если бы не было перемножено с многозначительной символикой бессмысленности.
— «Советская культура» 14 июня 1966 года
В своих работах Рабин искажает образ нашего общества. Его работы отражают частные, уродливые, давно отжившие явления, ни в коей мере не характеризующие современную действительность. Они порочат завоевания советского народа, его культуру и быт. Творчество Рабина идёт вразрез с задачами советского изобразительного искусства, накладывает тень на советский строй.
— «Московский художник» 26 мая 1967, статья «Не извращать советскую действительность»
Корреспондент «Коммерсанта» Анна Толстова замечает, что «в постперестроечные годы за Рабиным закрепилась репутация художника-борца, слишком политизированного и формально малоинтересного»[26]. Только с персональными выставками в наиболее значительных музеях (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее) в 2000-х приходит художественная реабилитация Оскара Рабина.
Работы Оскара Рабина на арт-рынке
По данным интернет-издания OpenSpace.ru и агентства Artprice в первом десятилетии XXI века росли как продажи работ Рабина, так и их стоимость[27]:
|
|
Семья
- Первая жена — художница Валентина Евгеньевна Кропивницкая (1924—2008), дочь художников Е. Л. Кропивницкого (1893—1979) и О. А. Потаповой (1892—1971).
- Сын — художник Александр Рабин (1952—1994).
- Дочь — Екатерина Кропивницкая (1949—2020).
- Вторая жена (с 2017 года) — художница Татьяна Александровна Лысак-Полищук.
Работы находятся в собраниях
- Государственная Третьяковская галерея, Москва.
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
- Государственный центр современного искусства, Москва
- Московский музей современного искусства, Москва.
- ART4.RU, Москва.
- Музей «Другое искусство», Москва.
- Kolodzei Art Foundation, Хайланд-парк, Нью-Джерси, США.
- Музей Майоля, Фонд Дины Верни, Париж, Франция.
- Центр Помпиду, Париж, Франция.
Персональные выставки
- 1965 — Grosvenor Gallery, Лондон, Англия[12]
- 1977 — Jacquester, Париж, Франция
- 1981 — Chantepierre Gallery, Обонн, Швейцария
- 1982 — Holts Halversens Gallery, Осло, Норвегия
- 1983 — Steink Gallery, Вена, Австрия
- 1984 — Музей русского искусства, Джерси-Сити, США
- 1984 — Marie-Thérèse Cochin Gallery, Париж, Франция
- 1985 — Miro & Spizman Gallery, Лондон, Англия
- 1985 — Holts Halversens Gallery, Осло, Норвегия
- 1986 — Eduard Nakhamkin Gallery, Нью-Йорк, США
- 1991 — Gallerie Marie-Thérèse, Париж, Франция
- 1991 — Государственный Литературный музей, Москва, Россия
- 1992 — Le Monde de l’Art Gallery, Париж, Франция
- 1993 — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Москва, Россия[28]
- 1996 — Esch Theatre Gallery, Esch-sur-Alzette, Люксембург
- 1996 — Cultural Club of European Institutes, Люксембург
- 1996 — Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк, США[29]
- 1998 — Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк, США[29]
- 2001 — Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк, США[29]
- 2001 — Eric de Montbel Gallery, Париж, Франция
- 2004 — Peter Nahum At The Leicester Galleries, Лондон, Англия
- 2007 — «Оскар Рабин. Валентина Кропивницкая. Александр Рабин. Живопись и графика из частных коллекций Москвы, Парижа, Дюссельдорфа», Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
- 2008 — «Оскар Рабин. Три жизни. Ретроспектива», Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
- 2008 — Musée d’art et d’archéologie du Périgord, Перигё, Франция
- 2009 — «Works on Paper», Mimi Ferzt Gallery, Нью-Йорк, США[29]
- 2010 — Montigny-lès-Metz, Франция
- 2010 — Galerie Dina Vierny, Париж, Франция
- 2013 — «Оскар Рабин. Графика 1950-х — 1960-х гг.», Мультимедиа Арт Музей, Москва, Россия
- 2015 — «Мне подарили Париж», Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург, Россия
- 2018 — [1], «Оскар Рабин. Ретроспектива к 90-летнему юбилею»,Музей Гран-Пале , Париж, Франция
- 2018 — Two ways, Florentine branch of the St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. Repin, Florence, Italy
Групповые выставки
- 2016 — 2017 — [2], Centre Pompidou, Париж, Франция Kollektsia! Contemporary art in the USSR and in Russia, 1950—2000.
Награды
- 1957 — Почетный диплом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов[11].
- 2005 — Премия «Инновация», в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства»[30].
- 2013 — Орден Российской академии художеств «За служение искусству»[31].
Источники
- Маркина Т. Скрипичный куш // Коммерсантъ. — 2006. — 28 ноября.
- Недель А. Оскар Рабин. Нарисованная жизнь. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 288 с., ил. — (критика и эсеистика). — 1000 экз., ISBN 978-5-86793-967-0
- Эпштейн А. Д. Художник Оскар Рабин: запечатленная судьба. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 192 с. — (Очерки визуальности). — ISBN 978-5-4448-0242-7.
Видео
- Трейлер фильма на YouTube / «Валентина Кропивницкая: В поисках потерянного рая». Режиссёры: Евгений Цымбал и Александр Смолянский, 2015 (3 мин.)
- Оскар Рабин: Счастливый путь... на YouTube / Телеканал «Культура»'. Режиссёры: Татьяна Пинская, Александр Шаталов, 2011 (53 мин.)
Примечания
- ↑ Умер художник Оскар Рабин . Радио Свобода. Дата обращения: 7 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
- ↑ Советский Ренессанс. Живопись, графика, скульптура 1960—2000-х. Коллекция Наталии Опалевой. Москва, 2017. Музей АЗ.
- ↑ Рабин Оскар — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ «Вся Москва» (1927): Вероника Мартыновна Андерман, врач (акушерство и женские болезни), Трубниковский переулок, 24, кв. 16 Архивная копия от 31 мая 2016 на Wayback Machine: в своих воспоминаниях Оскар Рабин упоминает, что мать звали Вероника Леонтина Андерман.
- ↑ Трубниковский переулок, дом 24 . Дата обращения: 20 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Кирилл Привалов. Реальный Оскар . Итоги. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 5 октября 2014 года.
- ↑ Татьяна Бек. Рисовать надо уметь. Интервью с Генрихом Сапгиром. . Вопросы литературы. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Генрих Сапгир lang=русский. Лианозово и другие (группы и кружки конца 50-х). . Арион. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
- ↑ Юрий Коваленко. Живопись в бараке. Интервью с Оскаром Рабиным . Известия. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 19 августа 2013 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Рабин Оскар Яковлевич (недоступная ссылка). Фонд национальных художественных коллекций. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 19 августа 2013 года.
- ↑ 11,0 11,1 Наталья Дардыкина. Оскар не по-голливудски. Интервью с Оскаром Рабиным. . Московский Комсомолец. Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ 12,0 12,1 Рут Эддисон. Рабин: Лондон - Москва. (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Оскар Рабин. Графика 1950-х – 1960-х гг. . Мультимедиа Арт Музей. Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ 14,0 14,1 Рабин Оскар Яковлевич. Биография. (недоступная ссылка). Alexander Kronik. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Оскар Рабин. Графика 1950-х – 1960-х гг. Каталог выставки. (недоступная ссылка). Alexander Kronik. Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Екатерина Дёготь. Беляевский пустырь занял почётное место в истории искусства. . Коммерсант. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Сергей Шабалин. Прочный карточный домик. Владимир Немухин о прошлом и настоящем. . Слово. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 27 сентября 2013 года.
- ↑ 18,0 18,1 Указ Президента СССР «Об отмене Указов Президиума Верховного Совета СССР о лишении гражданства СССР некоторых лиц, проживающих вне пределов СССР» . Фонд А.Н. Яковлева. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ 19,0 19,1 Ирина Кулик. Оскар Рабин предъявил себя в развернутом виде . Коммерсант. Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 10 января 2015 года.
- ↑ Оскар Рабин, Валентина Кропивницкая, Александр Рабин. Живопись и графика из частных собраний (Москва, Париж, Дюссельдорф) . Русское Искусство. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Художественная общественность написала письмо в защиту «Запретного искусства» . Lenta.ru. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Художники написали Медведеву о суде над кураторами «Запретного искусства» . Lenta.ru. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Oscar Yakovletvich Rabin MEMORIAL . Дата обращения: 26 ноября 2020. Архивировано 21 июля 2021 года.
- ↑ Умер организатор «Бульдозерной выставки» художник Оскар Рабин . ТАСС. Дата обращения: 6 декабря 2018. Архивировано 7 декабря 2018 года.
- ↑ Легендарный художник Оскар Рабин скончался в Италии . MK. Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 9 ноября 2018 года.
- ↑ Анна Толстова. Перемещенные ценности . журнал «Власть». Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Оскар Рабин — кривые роста . OpenSpace.ru. Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Михаил Трофименков. Художник ощущает в Париже ностальгию по России . Коммерсант. Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 5 августа 2014 года.
- ↑ 29,0 29,1 29,2 29,3 Oscar Rabine. Selected Solo Exhibitions (англ.). MIMI FERZT GALLERY. Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Названы лауреаты художественной премии «Инновация» . Lenta.ru. Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
- ↑ Российская академия художеств наградила участника "Бульдозерной выставки" Оскара Рабина . NEWSru.com. Дата обращения: 21 июля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
Ссылки
- Родившиеся 2 января
- Родившиеся в 1928 году
- Умершие 7 ноября
- Умершие в 2018 году
- Персоналии по алфавиту
- Умершие во Флоренции
- Художники по алфавиту
- Родившиеся в Москве
- Художники СССР
- Художники неофициального искусства СССР
- Мастера натюрморта СССР
- Художники Франции
- Мастера натюрморта Франции
- Художники Москвы
- Лианозовская школа
- Художники-экспрессионисты
- Принудительно лишённые советского гражданства
- Русские эмигранты третьей волны во Франции
- Почётные зарубежные члены РАХ