Осипович, Геннадий Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Геннадий Николаевич Осипович
Дата рождения 25 сентября 1944(1944-09-25)
Место рождения Кемерово, РСФСР, СССР
Дата смерти 23 сентября 2015(2015-09-23) (70 лет)
Место смерти Майкоп, Россия
Принадлежность Союз Советских Социалистических Республик СССР
Род войск Союз Советских Социалистических Республик ВВС
Годы службы 19631989
Звание Подполковник ВВС СССР
Сражения/войны Холодная война
Награды и премии
Орден Красной Звезды Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За безупречную службу» 1-й степени
Медаль «За безупречную службу» 2-й степени Медаль «За безупречную службу» 3-й степени
Военный лётчик 1-го класса

Геннадий Николаевич Осипович (25 сентября 1944, Кемерово, РСФСР, СССР23 сентября 2015, Майкоп, Россия) — советский военный лётчик, 1 сентября 1983 года сбивший над Сахалином южнокорейский «Боинг‑747»[1].

Биография

Родился 25 сентября 1944 года в городе Кемерово, где окончил 11 классов «политехнической» (с обучением на токаря) школы, а так же местный аэроклуб, где прошел обучение на Як-18У[1].

Военная служба

В 1963 году поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков ПВО, где в течение нескольких лет проводился эксперимент – курсанты, не тратя время на самолеты первоначального обучения, осваивали МиГ-15УТИ, а в дальнейшем сразу пересаживались на МиГ-17[1].

Служба в строевых частях

В 1967 году после окончания училища курсанту Осиповичу было присвоено воинское звание "лейтенант" и квалификация военного летчика 2-го класса. После чего Осипович был направлен для прохождения дальнейшей службы на Дальний Восток и получил назначение в 530-й истребительный авиационный полк 11-й отдельной армии ПВО (Чугуевка, Приморского края). В октябре 1968 года военный летчик 1-го класса Осипович был переведен в 47-й истребительный авиационный полк, той же армии ПВО, базировавшийся на аэродроме Унаши в 14,5 км к северу от Находки, где продолжил летать на МиГ-17. Пришлось в это время полку побывать и в обстановке, еще более приближенной к боевой – в марте 1969 года во время боев на острове Даманский на случай всяких неожиданностей 47-й ИАП перебрасывался на аэродром Ласточка близ города Спасск-Дальний. Весной 1970 года личный состав 47-й ИАП начал переучивание на перехватчик Су-15, вместе со всеми переучивался в Саваслейке в Нижегородской области и Осипович, предварительно полетав немного и на Су-7У, который оставил о себе не слишком приятные впечатления, особенно на посадке. Су-15 первых серий были прозваны в полку «мустангами» за высокую посадочную скорость. Позднее в полку появились и самолеты, оснащенные системой УПС («с наплывом»), а в 1973 году пришли и Су-15ТМ. Старший лейтенант Осипович успел полетать и на этих машинах, но в конце года перед заменой командир полка П.А. Филь практически на месяц отправил его в дежурное звено. В этот период Осиповичу пришлось несколько раз вылетать на сопровождение ходившего вдоль советской границы американского разведчика RB-66. Во время одного из таких сопровождений его Су-15 был по указаниям с земли выведен на цель столь точно, что… летчик ничего не увидел. Ситуация прояснилась лишь тогда, когда он решил поднять, голову – прямо над перехватчиком заслоняло половину неба пузище «Дестройера». Однако такие встречи всегда заканчивались мирно – дело-то происходило над ничейной территорией…[1].

С 1973 года капитан, а затем майор Осипович попал служить в 153-й истребительный авиационный полк ПВО, 16-го корпуса ПВО Московского округа ПВО дислоцированный в Моршанске. Служил в полку на должностях командира звена и эскадрильи, затем в приказном порядке, вопреки своему желанию, был назначен замполитом полка. Для того чтобы вернуться на летную работу настаивает на переводе его в другую часть[1].

В 1976 году был переведен на Сахалин (аэродром Сокол-Долинск) командиром эскадрильи в 777-й истребительный авиационный полк (40-я истребительная авиационная дивизия) под командованием подполковника А. М. Корнукова, будущего главкома ВВС. На вооружении полка находились Су-15 ранних модификаций, уже успевшие послужить в других частях и переданные сюда в связи с поступлением в те полки новой техники. Служба в полку была весьма специфической – вероятный противник, не пересекая границу, провоцировал советскую ПВО реагировать на свое появление, заставляя поднимать в небо истребители и активизировать радиолокационные средства, что, собственно, и являлось его целью. В этот период в его летной практике имело место чрезвычайное происшествие – срыв фонаря кабины на пробеге, к счастью, окончившийся для него без последствий для здоровья. Во второй половине лета 1983 года заместитель командира по летной работе 777-го ИАП ПВО подполковник Осипович приступил к работе по переучиванию личного состава полка на истребители МиГ-23 и МиГ-31[1].

Инцидент с южнокорейским «Боингом‑747» в районе Сахалина

Плановый и реальный маршруты борта Boeing 747

В ночь с 31 августа на 1 сентября неопознанный самолет вошел в воздушное пространство СССР со стороны Берингова моря. Подполковник Осипович в ту ночь он находился на боевом дежурстве в войсках ПВО на Сахалине. Неожиданная боевая тревога была объявлена в пятом часу утра, Осипович не предал этому особого значения, так как в 1983 году самолёты-разведчики США очень часто нарушали границы СССР. Осипович взлетел на своем Су-15ТМ (бортовой № 17) и набрал 8 500 метров. По радио ему передали, что спереди обнаружен самолет нарушитель. Осипович увидел огни летательного аппарата на удалении в 30 километров. Также были заметны два ряда светящихся иллюминаторов. Осипович утвердительно ответил на вопрос наземного оператора о том, горят ли мигалки, стало понятно, что это либо транспортный самолет, либо пассажирский. Осиповичу было приказано принудить самолет к посадке из-за нарушения государственных границ. Исполняя приказ Осипович вышел на одну высоту с «Боингом», чтобы другой пилот мог увидеть боевой истребитель рядом с собой, после чего подполковник начал мигать бортовыми огнями. Таким образом, он выполнил международные правила полета и дал специальный код, который  предупреждает другой самолет о нарушениях границы. Однако никакой ответной реакции не последовало. Исполняя последующий приказ Осипович дал предупредительный залп из пушки, затем еще три очереди по встречному курсу на упреждение. Но и тут не последовало реакции. После этого поступил приказ от командира 40-й истребительной авиационной дивизии генерал-майора А. М. Корнукова на уничтожение цели. В этот момент «Боинг» находился недалеко от Невельска. Осипович сделал обходной маневр и зашел на «Боинг» снизу. Было выпущено две ракеты: тепловая попала в двигатель, а радиолокационная – под хвост. После этого огни у «Боинга» погасли, и он рухнул в воду Архивная копия от 29 марта 2021 на Wayback Machine у острова Монерон юго-восточнее Сахалина, а Осипович доложил об уничтоженной цели и возвратился на свой аэродром[2].

Продолжение службы

В сентябре 1983 года подполковник Осипович был назначен старшим штурманом в 761-й учебный авиационный Полоцкий орденов Суворова и Кутузова полк входивший в состав Армавирского Краснознамённого высшего военного авиационного училища лётчиков ПВО, который дислоцировался на аэродроме Ханская близ города Армавир. Здесь он осваивает МиГ-21 бис. В августе 1984 года, Осипович был награжден. Столь длительный срок между перехватом и награждением объяснялся тем, что начальство не знало, как быть: наградить – вызвать недовольство на Западе (а от этого инцидента требовалось уйти как можно скорее), а не награждать неудобно. На летчика были составлены и последовательно отклонены представления на ордена Ленина, а потом – Красного Знамени. В итоге Осиповича наградили в группе с другими офицерами орденом Красной Звезды с формулировкой «за успехи в боевой и политической подготовке»[1].

В августе 1986 года Осипович с группой летчиков полка отправился в Чирчик (Узбекистан) для перегонки в полк десяти прошедших ремонт МиГ-21бис. Взлет прошел нормально, и группа направилась к первому промежуточному пункту маршрута – аэродрому Мары-2 (Туркмения). При прохождении третьего разворота перед посадкой у МиГа, который пилотировал Осипович, кончилось топливо. Самолет мгновенно потерял управляемость – перестали работать бустеры – и посыпался вниз. Не удалось даже вывести его из крена. В этой ситуации ничего, кроме катапультирования, уже не оставалось. МиГ-21, благополучно миновав приаэродромные постройки, даже не загоревшись, плашмя рухнул на хлопковое поле. Летчику, однако, не повезло – при приземлении он упал на глинобитную площадку – такыр и получил компрессионный перелом позвоночника. Ходить травма еще позволяла, а летать – уже нет. В результате подполковник Осипович, имея налет более 3400 часов, был списан с летной работы и продолжил службу в должности штатного руководителя полетов 761 УАП[1].

5 ноября 1989 года подполковник Осипович был уволен из армии в запас[1].

Дальнейшая судьба

После увольнения проживал в городе Майкопе, работал в охране на Майкопском редукторном заводе. Жизнь на пенсии первые годы протекала спокойно, но с отменой в начале 90-х годов цензуры, о покое пришлось забыть – в прессе возник интерес к «белым пятнам» недавней истории, и в Майкоп зачастили журналисты (одной из первых публикаций стала большая статья во многих номерах «Известий» в начале 1991 года). Пиком стал 1993 год – десятая годовщина перехвата. Фотографии Осиповича снова стали появляться в газетах. Начали приезжать и зарубежные исследователи, настаивавшие на доскональных ответах на вопросы о том, что же все-таки произошло в ту ночь. Спрашивающие частенько просто не понимали, что такое полет на реактивном истребителе, тем более ночью, и продолжали ставить в тупик – таких подробностей того полета припомнить было решительно невозможно[1].

После 1993 года настала некоторая передышка. Впрочем, в 1998-м и 2003-м наплыв гостей – правда, в меньших количествах, но на этот раз и с телеканала НТВ – повторялся. О тех событиях сняли документальный фильм, в котором свои комментарии случившемуся давал и Осипович. В 1993 году японские телевизионщики, снимая свой документальный фильм, свозили Осиповича на Сахалин, где он повидал прежнее место службы, а также свой Су-15 – по списании машину с красным номером 17 установили на постамент перед Домом офицеров в Южно-Сахалинске[1].

Умер 23 сентября 2015 года, похоронен на кладбище в городе Майкоп.

Награды

Память

  • Истребитель подполковника Осиповича Су-15 с бортовым номером 17 на котором был сбит самолёт-нарушитель границы установлен на постаменте перед Домом офицеров в Южно-Сахалинске.
  • Су-15, а точнее то, что от него осталось, 13 ноября 2021 отправился на аэродром Пушистый (г. Корсаков Сахалинской области).

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Жизнь в авиации минус один день. Летчик-истребитель Геннадий Николаевич Осипович. Дата обращения: 20 марта 2021. Архивировано 22 октября 2020 года.
  2. «Политическая экспертиза» (Politexpert.net) — общественно-политический журнал

Ссылки

Литература