Осетиноведение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое здание на пр. Мира во Владикавказе. Помещение СОИГСИ, одного из главных центров осетиноведения

Осетинове́дение — региональная ветвь иранистики, вырабатывающая и систематизирующая знания об истории, экономике, культуре Осетии и осетин[1].

Среди первых исследователей материальной культуры, хозяйственной жизни и верований осетин были Г. Миллер, П. Паллас, И. Потоцкий, Ю. Клапрот, А. Батырев, И. Гюльденштедт, посещавшие край в XVIII веке[1]. Богатые историко-этнографические и географические сведения содержатся в «Материалах для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.» академика П. Г. Буткова[1].

В начале XIX века в связи с социальными изменениями и становлением просвещения появляются первые кадры осетинской интеллигенции, среди наиболее ярких примеров — Иван Ялгузидзе, автор первой осетинской азбуки и нескольких переводов на осетинский язык[2].

Первым научным описанием осетинского языка стала работа академика А. М. Шёгрена[2], с некоторыми изменениями заложенная им система письменности используется до сих пор. Он также предложил переводы некоторых грамматических терминов на осетинский язык и видел большую перспективу в использовании осетинского языка в школе[3]. Во второй половине XIX века были изданы исследования В. Ф. Миллера[4] и М. М. Ковалевского[5].

Интерес крупных учёных к проблематике осетиноведения способствовал развитию местной интеллигенции, писателей, собирателей фольклора и др. В. Ф. Миллер признался, что «без самих осетин, без ревностного участия осетинской молодёжи не только в собирании памятников языка и словесного творчества, но и в деятельной консультации путём писем и личных бесед, он никогда не сумел бы довести своей работы до желательного конца»[6][7].

После Октябрьской революции были основаны новые научные учреждения, в апреле 1919 года при Осетинской учительской семинарии создано Осетинское историко-филологическое общество, из которого вырос Северо-Осетинский научно-исследовательский институт (ныне СОИГСИ). В 1930 году при институте была открыта аспирантура[8]. В 1925-41 годах была опубликована серия из пяти томов «Памятники народного творчества осетин»[8]. Развитие народного просвещения требовало интенсификации исследований языка и литературы, разработки вопросов графики, формирования единого литературного языка (Б. А. Алборов и др.)[9]. Развивалось изучение нартовского эпоса.

Исследованием архитектурных памятников горной Осетии — в частности, склеповых захоронений — в разные годы занимались Е. Г. Пчелина, В. А. Кузнецов, В. Х. Тменов, Р. Г. Дзаттиаты.

Вопросами религиозных верований и праздничной обрядовости, традиционного этикета и грузино-осетинских контактов занимается Л. А. Чибиров.

В рамках отдельного направления — хетагуроведения — изучается наследие поэта Коста Хетагурова[10].

Институты и поддержка

Осетиноведческие исследования проводятся на базе вузов Северной и Южной Осетии, а также в Северо-Осетинском институт гуманитарных и социальных исследований и Юго-Осетинском научно-исследовательском институте. Большой вклад в осетиноведческие исследования вносят также учёные Государственного Эрмитажа, Северо-Кавказской археологической экспедиции Государственного Исторического музея и другие.

В Северной Осетии в 2011-13 годах действовала государственная программа поддержки фундаментальных и прикладных исследований в области осетиноведения[11]. Учреждена государственная премия (с ежемесячными выплатами в течение года) и стипендия имени В. И. Абаева в области осетиноведения[12][13]. В 2018 году размер премии увеличился, одновременно ужесточились критерии отбора претендентов[14].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Цориева, 2012, с. 14.
  2. 2,0 2,1 Цориева, 2012, с. 15.
  3. Андреас Шёгрен. Осетинские исследования. www.ironau.ru. Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 18 октября 2020 года.
  4. Миллер, Вс. Ф. Осетинские этюды (в трёх частях). ironau.ru (1880-е). Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  5. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. — М., 1886.
  6. Калоев Б. А. В. Ф. Миллер как этнограф осетинского народа // Известия СОНИИ. — 1964. — Т. 24. — С. 23-33.
  7. Гостиева Л. К. Влияние В. Ф. Миллера на развитие дореволюционного этнографического осетиноведения // Известия СОИГСИ. — 2008. — Вып. 2 (41). — ISSN 2223-165X. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  8. 8,0 8,1 Цориева, 2012, с. 17.
  9. Цориева, 2012, с. 18.
  10. Цориева И. Т. Наследие Коста Хетагурова в деятельности Осетинского историко-филологического общества как опыт становления научной школы осетиноведения // Вестник Владикавказского Научного Центра. — 2019. — Т. 19, вып. 3. — ISSN 1683-2507. — doi:10.23671/VNC.2019.3.36000.
  11. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.10.2010 N 287 "О Республиканской целевой программе "Комплексное научное осетиноведение: фундаментальные и прикладные исследования" на 2011-2013 гг. | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  12. Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 февраля 2008 г. N 32-р «О внесении изменений в Положение о Государственной республиканской стипендии имени В. И. Абаева и назначении Государственной республиканской стипендии имени В. И. Абаева на 2007—2008 учебный год» (с изменениями и дополнениями)
  13. Стипендии им. Васо Абаева – лучшим. 15-Й РЕГИОН (17 мая 2010). Дата обращения: 19 ноября 2020.
  14. Правительство ужесточит критерии для претендентов премии Васо Абаева — Крылья TV (рус.) ?. Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 17 октября 2018 года.