Перейти к содержанию

Освобождение Праги (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Освобождение Праги
чеш. Osvobození Prahy
Жанр военный фильм
Режиссёр Отакар Вавра
Автор
сценария
Милослав Фабера,
Отакар Вавра
Оператор Андрей Барла,
Яромир Шофр
Композитор Зденек Лишка
Кинокомпания Баррандов
Длительность 140 мин.
Страна  Чехословакия
Год 1976
Предыдущий фильм «Соколово»
Ссылки
IMDb ID 0138683

«Освобождение Праги» (чеш. Osvobození Prahy) — чехословацкий фильм 1976 года режиссёра Отакара Вавры, третий и заключительный фильм его трилогии, составляющий вместе с фильмами «Дни предательства» и «Соколово» эпическую реконструкцию событий истории Чехословакии от принятия Мюнхенского соглашения до освобождения в 1945 году Красной армией. За создание фильма режиссер и сценарист удостоены Государственной премии им. К. Готвальда (1977).[1]

Сюжет

Фильм рассказывает о трагическом и героическом моменте в мае 1945 года, когда советские воины успели спасти город Прагу от неминуемого уничтожения фашистами.

Уже само название фильма — «Освобождение Праги» — говорит о содержании картины. Ее авторы возвращаются к победным дням 1945 года, когда весенняя Прага с ликованием встречала советских солдат. Воссоздать события той исторической весны помогли документальные кадры, снятые молодым режиссером О. Ваврой в мае 1945-го.[2]

В ролях

Фильм дублирован на русский язык, режиссёр дубляжа — Иосиф Гиндин.

Критика

В фильме режиссёр обратился к методу документальной реконструкции событий освобождения Праги[3], в фильм включены запечатлённые на плёнку документальные кадры освобождение Праги советскими войсками, в том числе кадры самого режиссёра фильма Оттакара Вавры, снятые им в мае 1945-го.[4] Отмечается, что фильм «органично заключает историческую кинотрилогию» режиссёра, при этом Вавра сюжетно повторил свой же фильм 1948 года — события фильма напоминают фабулу его же фильма «Немая баррикада», «но рассказ о них ведется тем же языком эпической хроники, с которым мы встречаемся в двух предыдущих частях трилогии», и тем самым режиссёр смог через 30 лет перевоплотить свой замысел более масштабными средствами.[5]

Фильм «Освобождение Праги», как и вся трилогия, очень близок к советской киноэпопее «Освобождение». Мастерское совмещение в нём документальных и игровых кадров дополняет познавательное значение фильма глубоким эмоциональным воздействием на зрителя. Высоко оценивая историческую и художественную ценность фильма, газета «Руде право» пишет о нем как о «величественном памятнике всем тем. кто сражался и отдал свою жизнь за свободу чехословацкого народа». Газета подчеркивает огромное значение фильма для молодежи, которая получила возможность не просто узнать, но и понять и прочувствовать один из самых трагических и самых героических отрезков истории своей страны.

Иностранная литература, № 1, январь 1978

Известный чехословацкий режиссер О. Вавра поставил трилогию «Дни предательства», «Соколово» и «Освобождение Праги», внесшую свой значительный вклад в развитие антифашистской темы и представляющую принципиальное явление в истории национального искусства.

киновед Н. М. Суменов[6]

Примечания

  1. Иностранная литература, № 1, январь 1978
  2. Девять ремесел мастера / Г. П. Устинов. - М.: Политиздат, 1981. - 271 с. — стр. 114
  3. Кино: энциклопедический словарь / Сергей Юткевич, Юрий Сергеевич Афанасьев. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 637 с. — стр. 64
  4. Кинорежиссер Отакар Вавра / Павел Владимирович Московский. — М.: Искусство, 1964. — 158 с. — стр. 50
  5. Актуальные проблемы социалистического искусства: Сборник статей о художественной культуре социалистических стран Европы. — М.: Наука, 1978. — 287 с. — стр. 176
  6. Юрий Озеров / Н. М Суменов. — М.: Искусство, 1986. — 239 с. — стр. 146