Осада Мекки (692)
Осада Мекки в 692 году | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Вторая фитна | |||
Дата | 692 | ||
Место | Мекка | ||
Итог | победа Омейядов | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
|
Осада Мекки в 692 году — ключевое событие в покорении Хиджаза халифатом Омейадов в ходе Второй фитны.
Предыстория
После того как Язид I занял престол Халифата Омейядов, наместник халифов в Хиджазе Абдуллах ибн аз-Зубайр вместе с Хусейном ибн Али отказался присягнуть ему на верность. Восставшие сделали Мекку центром борьбы против Омейядов[1]. После смерти Хусейна Абдуллах открыто выступил против халифа, после чего жители Мекки и Медины, а затем всего Хиджаза присягнули ему на верность. Для подавления Абдуллаха в Хиджаз было выслано войско, которое в течение 684 года сражалось против него, пока не пришло известие о смерти халифа Язида. Армия халифа отступила в направлении Сирии, и власть в этом регионе перешла к Ибн аз-Зубайру[2]. Его правление признал Йемен, Басра, Куфа, Хорасан и другие провинции Халифата. Омейяды контролировали лишь Сирию и часть Египта [3]. С приходом к власти Абдул-Малика ибн Мервана Омейяды начали постепенно возвращать утраченные позиции. Ал-Хаджжадж выдвинулся из Таифа с отрядом из 2 тысяч бойцов в конце ноября 691 года и достиг Мекки в марте 692 года[4].
История
25 марта 692 года войска под командованием аль-Хаджжаджа окружили Мекку. В то время Мекка ещё не имела крепостных стен, а основной поток продовольствия в неё поступал из Египта. Взятие города в блокаду имело не только психологический эффект, но и порождало голод. Халиф поручил ал-Хаджаджу сначала провести переговоры с Ибн аз-Зубайром и гарантировать ему амнистию, если он капитулирует, в противном случае изморить осадой, но ни в коем случае не доводить дело до кровопролития в Мекке. Было известно, что сражаться с войсками халифа за ибн Аз-зубайра будут только непосредственно курайшитские роды асад, зухра и махзум, а из всех иноплеменных союзников — только ахабиш. Вместе защитники могли выставить 300—400 боеспособных мужчин, так что были обречены в случае штурма. Ал-Хаджжадж полагал, что сторонники ибн аз-Зубайра осознают это и побояться идти на конфронтацию[5]. Переговоры, к неудовольствию ал-Хаджжаджа, затягивались, а потому он отправил гонца просить у Абд аль-Малика подкрепления и разрешение взять город силой, параллельно с этим начав обстрел камнемётными машинами с горы Абу-Кубайс. Халиф выслал на помощь 12 000 воинов[6].
Ал-Хаджжадж удовлетворил просьбу ибн Аз-зубайра приостановить обстрел города хотя бы на время хаджа — однако возобновил его сразу после завершения тавафа. Вследствие конструктивных особенностей баллисты кучность огня была невысока, отдельные камни попадали по мирным жителям и даже задевали Ка’абу. Впоследствии это неоднократно припоминали ал-Хаджжаджу как самый тяжёлый грех, а иногда даже приписывали ему сожжение Каабы, в действительности произошедшее в 683 г. н. э.[7]. После произошедшего от ибн Аз-зубайра отвернулись почти все бывшие союзники. После того, как осада продолжалась семь месяцев, и 10 000 человек, среди них двое сыновей Абдуллы ибн аль-Зубайра, перешли к аль-Хаджаджу, Абд-Аллах ибн аль-Зубайр с несколькими верными последователями, включая его младшего сына, были убиты в битвах вокруг Каабы (Jumadah I 73 / October 692). Наиболее преданные же уговорили ибн аз-Зубайра не сдаваться на милость ал-Хаджжаджа и халифа, но умереть почётной смертью — в бою. Все они погибли в ходе сражения, завершившегося у стен самой Каабы. Абдуллах ибн Зубайр бился до конца и геройски погиб, сражаясь в мечети аль-Харам [3]. Тело ибн аз-Зубайра по приказу ал-Хаджжаджа было распято на воротах Мекки, чтобы каждому была известна судьба бунтовщика.
Примечания
- ↑ Balyuzi, H. M.: Muhammad and the course of Islam. George Ronald, Oxford (U.K.), 1976, p.193
- ↑ Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600—1258). .
- ↑ 3,0 3,1 Али-заде, 2007.
- ↑ Tony Jaques. Dictionary of Battles and Sieges: F-O. — Greenwood Publishing Group, 2007. — 434 с. — ISBN 9780313335389. Архивная копия от 14 августа 2018 на Wayback Machine
- ↑ О. Г. Большаков. История Халифата, т.3: между двумя гражданскими войнами. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2008. — С. 336.
- ↑ ممتحن، حسینعلی. تاریخ سیاسی اسلام در عصر امویان. تهران: دانشگاه شهید بهشتی، ۱۳۸۱. شابک ۹۶۴-۴۵۷-۰۵۹-۶. .
- ↑ О. Г. Большаков. История Халифата, т.3: между двумя гражданскими войнами. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2008. — С. 338.
Литература
- Али-заде А. А. Абдулла ибн Зубайр // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 16. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- Абдаллах ибн аз-Зубейр // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1 : Аалтонен — Аяны. — 1024 стб.
- ʿAbd Allāh b. al-Zubayr / Gibb, H.A.R. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : [англ.] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis, W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill, 1960—2005. (платн.)
- Большаков О. Г. История Халифата. Т. 3. Между двух гражданских войн (656—696) Архивная копия от 23 июля 2018 на Wayback Machine. — М.: «Восточная литература», 1998. С. 234—282.
- Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов. — М., 2005.